о признании бездействий незаконными



Дело ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 сентября 2010 года г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Шамаиловой О.В.,

при секретаре Гурьяновой И.Е.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Богославской Маргариты Викторовны о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов»,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в непринятии решения по заявлению Богославской М.В. об утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка и не принятии решения о предоставлении земельного участка для размещения индивидуальной жилой застройки, площадью 911 кв.м., расположенного по адресу ..., ..., ... ж.р., б/н.

В обоснование своих требований указала, что *** года она обратилась к главе администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения выше названного земельного участка и о предоставлении данного земельного участка в аренду сроком на 49 лет. К данному заявлению были приложены документы: копия паспорта, топографо-геодезический материал. Администрацией муниципального образования «город Саратов» до настоящего времени решения по указанному заявлению не приняты.

В судебное заседание заявитель и его представитель не явились, о дне и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии заявителя и представителя заявителя.

Представители заинтересованных лиц в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований. Доказательств рассмотрения заявления Богославской М.В. от *** года не представили. Указали, что в настоящее время ведется работа по заявлению Богославской М.В. Спорный земельный участок не сформирован, Комитет не инициировал публикацию в средства массовой информации и соответственно земельный участок не предлагался ни физическим, ни юридическим лицам.

Выслушав заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд считает требования Богославской М.В. обоснованными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

2. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

3. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Согласно ст. 31 ЗК РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

2. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

3. Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

5. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, допускается утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

6. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

7. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

8. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса, исходя из положений ст. 29 Земельного Кодекса РФ.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Законом Саратовской области «О земле» от 07.10.2009 года № 144-ЗСО ст. 4 признана утратившей силу и полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными на территории г. Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к администрации муниципального образования «Город Саратов».

Согласно Решения Саратовской городской Думы «О наделении полномочиями по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена» от 18.02.2010 года №47-562, установлено, что администрация муниципального образования "Город Саратов" осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (далее по тексту земельные участки), если иное не установлено законодательством Российской Федерации и законодательством Саратовской области.

В судебном заседании установлено, что *** года Богославская М.В. обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением об утверждении, выдачи схемы расположения земельного участка и о предоставлении в аренду земельного участка, площадью 911 кв. м., расположенного по адресу: ..., Новосоколовогорский ж.р., б/н, для размещения индивидуальной жилой застройки, сроком на 49 лет л.д.7). К данному заявлению был приложен пакет документов, в том числе топографо-геодезический материал.

*** года в Общественно - политической газете «Саратовская панорама» было опубликовано сообщение о возможном предоставлении земельного участка общей площадью 911 кв.м., предназначенного для размещения дома индивидуальной жилой застройки, расположенного по адресному ориентиру ..., ... ж.р., б/н, в ... л.д.9).

На момент рассмотрения дела в судебном заседании, администрация муниципального образования «Город Саратов» не приняла решения по заявлению последней об утверждении, выдачи схемы расположения земельного участка площадью 911 кв. м., расположенного по адресу: ..., ... ж.р., д. б/н.

Доказательств, подтверждающих обоснованность допущения бездействия со стороны администрации муниципального образования «Город Саратов», суду не представлено.

При этом суд не может принять во внимание объяснения администрации муниципального образования «Город Саратов» о том, что в настоящее время ведется работа по рассмотрению выше названного заявления.

Поскольку в силу указанных выше норм права администрация муниципального образования "Город Саратов" осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками и до настоящего времени последней не рассмотрено выше названное заявление, хотя сроки рассмотрения данного заявления в соответствии с требования закона истекли.

В ходе судебного разбирательства представитель заинтересованного лица отрицал факт того, что по инициативе Комитета по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования «город Саратов» было опубликовано в средствах массовой информации сообщение о возможном предоставлении спорного земельного участка.

В свою очередь, требование заявителя по бездействию Администрации муниципального образования «город Саратов» по рассмотрению заявления о предоставлении земельного участка в аренду преждевременно, поскольку в силу положений ст. 31 ЗК РФ заявителю не утверждена и не выдана схема расположения земельного участка и соответственно последняя не прошла процедуру оформления земельного участка, которая предшествует рассмотрению заявления о предоставлении в аренду земельного участка.

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Так, установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного законом срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании выше изложенного, суд считает необходимым признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» и обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» в течение десяти дней с момента вступления в законную силу настоящего решения рассмотреть заявление Богославской М.В. об утверждении, выдачи схемы расположения земельного участка. В остальной части заявления отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по не принятию решения по заявлению Богославской Маргариты Викторовны об утверждении, выдачи схемы расположения земельного участка площадью 911 кв.м., расположенного по адресу г. Саратов, Новосоколовогорский ж.р., б/н для размещения индивидуальной жилой застройки.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» в течение десяти дней с момента вступления в законную силу настоящего решения рассмотреть заявление Богославской Маргариты Викторовны об утверждении, выдачи схемы расположения земельного участка, площадью 911 кв.м., расположенного по адресу г. Саратов, Новосоколовогорский ж.р., б/н, для размещения индивидуальной жилой застройки.

В остальной части заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подпись О.В. Шамаилова