о признании действий незаконным



Дело ***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 сентября 2010 года г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Шамаиловой О.В.,

при секретаре Гурьяновой И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Попова Евгения Ивановича к администрации муниципального образования «Город Саратов», третье лицо - Управление внутренних дел по г. Саратову об оспаривании действия органа местного самоуправления, предоставлении благоустроенного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Попов Е.И. обратился в суд с указанными требованиями, в обоснование которых указал, что проходит службу в должности участкового уполномоченного милиции по настоящее время. Он является нуждающимся в улучшении жилищных условий. По истечении шести месяцев Попов Е.И. обратился в администрацию МО «Город Саратов» с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий. Письмом от *** года ему было сообщено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления по месту их жительства. Кроме того, ему было рекомендовано использовать свое право на жилище «как участковый уполномоченный милиции» в соответствии со ст. 15 Закона Саратовской области от 28.04.2005 года № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» путем получения безвозмездной финансовой помощи (субсидии) для приобретения жилья через уполномоченный орган области - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области. Считает указанное действие администрации муниципального образования «Город Саратов» неправомерным, просит суд признать действие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившиеся в непринятии решения о постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения незаконным, и обязать ответчика предоставить благоустроенное жилое помещение не менее 30 кв. м общей площади в черте г. Саратова на состав семьи из одного человека.

Истец в судебное заседание не явился, о дне и месте рассмотрения дела был извещен.

Представитель ответчика в ходе судебного разбирательства исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» милиция вправе иметь и имеет служебный фонд, формируемый в порядке, установленном Правительством РФ. Финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Закон предусматривает финансирование деятельности милиции не только и не столько за счет средств местных бюджетов, но и за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Исходя из норм законодательства, регулирующих правовой статус участковых уполномоченных милиции, следует, что обеспечение данных работников милиции жильем относится к компетенции и полномочиям органов государственной власти, то есть являются государственными полномочиями и не является расходным обязательством бюджета г. Саратова. Таким образом, по мнению представителя ответчика, требование к органам местного самоуправления исполнить государственные полномочия, не обеспеченные средствами федерального бюджета, бюджета субъекта РФ является нарушением гарантий местного самоуправления, определенных Конституцией РФ и федеральными законами. У истца возникло право на получение жилья или соответствующей субсидии на основании ст. 30 Закона «О милиции» от органов исполнительной власти Саратовской области, т.е. надлежащим ответчиком по данному делу, по мнению представителя администрации города Саратова, является министерство строительства и ЖКХ Саратовской области.

Представитель УВД по г. Саратову в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца, третьего лица.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает возможным удовлетворить иск по следующим основаниям.

Согласно п. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В силу ч. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

В силу требований п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в том числе относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Таким образом, федеральным законодательством установлено, что определение порядка предоставления жилых помещений должно регулироваться федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 3, 4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Органом местного самоуправления является администрация муниципального образования «город Саратов» (ст. 22 Устава г. Саратова).

В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Согласно п. 6 ст. 52 ЖК РФ орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

По результатам рассмотрения сданных документов в указанный орган, администрация муниципального образования «Город Саратов» в соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ должна была либо поставить истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, либо отказать в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в постановке на учет содержится в статье 54 ЖК РФ, согласно которой отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

На основании ст. 30 ФЗ от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции» (в ред. ФЗ от 31.03.1999 г. № 68-ФЗ и от 29.12.2000 г. № 163-ФЗ) сотрудникам милиции, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отельной квартиры или дома, по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Статьей 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» от 28 апреля 2005 года № 39-ЗСО предусмотрено, что жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях гражданам, перечисленных в данной статье. В п. 5 указанной статьи так же указано, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признанным органом местного самоуправления малоимущими гражданами в установленном ст. 5 настоящего Закона порядке.

Согласно Определению Конституционного суда от 15 февраля 2005 года N 58-0 по жалобе администрации города Коряжма Архангельской области, связанной с проверкой конституционности части первой статьи 30 Закона Российской Федерации «О милиции», обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников, расположенных на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение; содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления; возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета.

В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что законоположение, обязывающее органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции, в том числе участковых уполномоченных милиции, жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащее Конституции Российской Федерации.

В дальнейшем, в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года № 485-O «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации г. Новочебоксарска Чувашской республики на нарушение конституционных прав и свобод ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации «О милиции» было указано, что сама по себе ч. 1 ст. 30 Закона РФ «О милиции» непосредственно не решает вопросы разграничения полномочий по обеспечению жильем сотрудников милиции между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями и не определяет условия, на которых должно осуществляться указанными лицами право на жилище. В ней ясно и однозначно установлено предписание об обеспечении сотрудников милиции жильем в первоочередном порядке (участковым уполномоченным милиции оно должно быть предоставлено в течение шести месяцев), которое должно обеспечиваться с учетом положений жилищного законодательства, в том числе Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. «г» ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» от 25 апреля 2005 года № 39-ЗСО (в ред. по состоянию на 02.07.2009 г.) нормы предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда устанавливаются для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, на одиноко проживающих граждан - 30 кв. метров общей площади.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ, при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Истец проходит службу в органах внутренних дел на должности участкового уполномоченного милиции группы участковых уполномоченных милиции пункта милиции *** отдела милиции *** в составе УВД по ... с *** года л.д. 14).

Установлено, что истец обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий. Письмом от *** года истцу было отказано в постановке на учет и улучшении жилищных условий, при этом было указано, что принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления по месту их жительства. Кроме того, истцу было рекомендовано реализовать свое право на жилище как участкового уполномоченного милиции путем получения жилья через уполномоченный орган области - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области л.д.16).

Согласно справке Администрации Комаровского муниципального образования Екатериновского муниципального района ... от *** года истец зарегистрирован по адресу ..., ..., ... ..., ..., общей площадью 56 кв.м. Кроме того, в данной квартире зарегистрированы лица, не состоящия в родственных отношениях с истцом, ФИО7, ФИО9, ФИО8 л.д.46). Указанное жилое помещение было приобретено ФИО7 на основании договора купли-продажи дома л.д.45).

На основании договора аренды жилого помещения истец проживает по адресу ..., ..., ... квартира 55, что подтверждается представленным в суд договором, заключенным между истцом и ФИО10 л.д.13).

В судебном заседании также установлено, что жилья на праве собственности истец не имеет, что подтверждается справкой ФГУП «Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ» Саратовское городское отделение л.д.11), сообщениями управления Федеральной регистрационной службы по ... л.д.12,24).

В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» участковым уполномоченным милиции жилая площадь предоставляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность.

В судебном заседании также установлено, что с момента вступления истца в должность участкового уполномоченного (с *** года) на день рассмотрения дела прошло более 6-ти месяцев, однако жилое помещение ему не представлено до настоящего времени.

На основании ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействиям) органов государственной власти, должность оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные действия (бездействия) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод.

Из содержания изложенных выше норм права следует, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения в черте г. Саратова.

Поскольку жилое помещение судом будет предоставляться на одного человека, то на администрацию муниципального образования «Город Саратов» должна быть возложена обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 30 кв. м., отвечающее санитарным и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Обязанным органом в данном случае является ответчик.

В судебном заседании установлено, что условия для постановки на учет в качестве нуждающегося, предусмотренные Жилищным Кодексом РФ истцом были выполнены, все документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающегося, истцом были предоставлены к заявлению. Кроме того, данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании и представителем ответчика.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком не представлено ни одного доказательства в опровержение исследованных судом обстоятельств.

На основании вышеизложенного, действия администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившиеся в непринятии решения о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, являются незаконными.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать действия администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившиеся в отказе в постановке Попова Евгения Ивановича на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения незаконными.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Попову Евгению Ивановичу благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 квадратных метров в черте г. Саратова.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.В. Шамаилова