о признании нуждающимся в улучшениижилищных условий



Дело № 2-3793/10Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Саратов *** года

Волжский районный суд г. Саратова

В составе:

Председательствующего судьи Юдиной С.В.,

при секретаре Иваницкой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухова Дмитрия Александровича к администрации муниципального образования «г. Саратов» о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлении благоустроенного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Сухов Д.А. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлении благоустроенного жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что он состоит в должности участкового уполномоченного милиции ОУУМ и ПДН ОМ *** в составе УВД по ... с *** г. по настоящее время. Нуждается в улучшении жилищных условий и в соответствии со ст. 30 Закона «О милиции» имеет право на получение жилого помещения не позднее 6 месяцев с момента вступления на должность УУМ. В связи с чем, *** г. обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет и предоставлении ему благоустроенного жилого помещения. Однако ему было отказано в постановке на учет в связи с тем, что он не имеет регистрацию в ..., также ему было предложено получить безвозмездную финансовую помощь (субсидию) для приобретения жилья. Поскольку он работает в ..., жилья по договору найма или в собственности ни он ни члены его семьи не имеет, считает решение ответчика незаконным. Просил суд признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию МО «г. Саратов» предоставить благоустроенное жилое помещение площадью не менее 48 кв.м. в черте ....

В судебное заседание истец не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем в деле имеется заявление.

Суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившегося участника процесса.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования своего доверителя поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске. Показала, что истец с семьей снимает жилье, т.к. членами семьи собственников не являются. Просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «город Саратов» в судебном заседании возражала против иска Сухова Д.А., т.к. истец не может быть поставлен на учет в ..., поскольку зарегистрирован в .... Обеспечение жильем осуществляется в порядке очередности, Сухов Д.А. не представил документы, подтверждающие то обстоятельство, что он является малоимущим. Кроме того, администрация МО «Г. Саратов» является ненадлежащим ответчиком, данная категория граждан имеет право на получение безвозмездной субсидии. Просила в иске отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дел, суд находит исковое заявление Сухова Д.А. подлежащим удовлетворению последующим основаниям:

В судебном заседании установлено, что Сухов Д.А. проходит службу в органах внутренних дел в должности участкового уполномоченного милиции ОУУМ и ПДН ОМ *** в составе УВД по ... с *** г. по настоящее время л.д. 6, 53).

Сухов Д.А. зарегистрирован по адресу: ..., ..., пос. Новая Шиншиновка, ..., ... с *** ... него по данному адресу зарегистрированы и проживают: собственник указанного домовладения Васильчева Е.А. - бабушка, Сухова Н.Я. - мать, не родственник - Степанов В.Н. л.д. 7, 11, 15, 32).

Сухов Д.А. имеет супругу Сухову А.А., с которой заключен брак *** г. От брака они имеют несовершеннолетнюю дочь Сухову В.Д., *** г. рождения л.д. 16, 25).

Сухова А.А. вместе с несовершеннолетним ребенком зарегистрированы по адресу: ..., пос. ..., ..., ..., который на праве собственности принадлежит Курлович Г.И. л.д. 17, 18, 24).

Сухов Д.А и члены его семьи жилого помещения в собственности и по договору социального найма не имеют, сделок по отчуждению имущества в течение 5 лет не совершали, участия в приватизации Сухов Д.А. не принимал л.д. 12-14, 19-24, 26).

С *** г. Сухов Д.А. по договору аренды снимает жилое помещение, расположенное по адресу: ..., ..., ..., ..., принадлежащее Мигуновой Н.А. л.д. 27-28, 44-52).

*** г. Сухов Д.А. обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении ему жилого помещения в соответствии со ст. 30 Закона «О милиции», в связи с отсутствием своего жилья на праве собственности и по договору социального найма, проживания на съемной квартире л.д. 8).

*** года Сухову Д.А. дан ответ, из которого следует, что оснований для постановки его на учет и предоставления жилья не имеется, т.к. он на территории ... не зарегистрирован, администрация МО «Г. Саратов» предоставляет жилые помещения только малоимущим, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, кроме того, он имеет право на получение безвозмездной финансовой помощи для приобретения жилья через уполномоченный орган области - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства ... л.д. 9-10).

В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Пунктом 3 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, федеральным законодательством установлено, что определение порядка предоставления жилых помещений должно регулироваться федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

На основании ст. 30 ФЗ от 18.04.1991 г. № 21026-1 «О милиции» (в ред. ФЗ от 31.03.1999 г. № 68-ФЗ и от 29.12.2000 I. № 163-ФЗ) сотрудникам милиции, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отельной квартиры или дома, по установленным законодательством нормам, предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Статьей 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» от 28 апреля 2005 года № 39-ЗСО) (в ред. ЗСО от 26.06.2006 г. № 62-ЗСО и от 31.10.2006 г. № 119-ЗСО) предусмотрено, что жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях гражданам, перечисленных в данной статье. В п.5 указанной статьи так же указано, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признанным органом местного самоуправления малоимущими гражданами в установленном ст. 5 настоящего Закона порядке.

Согласно Определению Конституционного суда от 15 февраля 2005 года N 58-0 по жалобе администрации города Коряжма Архангельской области, связанной с проверкой конституционности части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников расположенных на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение; содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления; возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета.

В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что законоположение, обязывающее органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции, в том числе участковых уполномоченных милиции, жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащее Конституции Российской Федерации.

В дальнейшем, в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года № 485-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации г. Новочебоксарска Чувашской республики на нарушение конституционных прав и свобод ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации «О милиции» было указано, что сама по себе ч.1 ст. 30 Закона РФ «О милиции» непосредственно не решает вопросы разграничения полномочий по обеспечению жильем сотрудников милиции между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями и не определяет условия, на которых должно осуществляться указанными лицами право на жилище. В ней ясно и однозначно установлено предписание об обеспечении сотрудников милиции жильем в первоочередном порядке (участковым уполномоченным милиции оно должно быть предоставлено в течение шести месяцев), которое должно обеспечиваться с учетом положений жилищного законодательства, в том числе Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

В связи с чем, надлежащим ответчиком по делу является орган местного самоуправления, исполняющий государственные полномочия.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» от 25 апреля 2005 года № 39-ЗСО (в ред. ЗСО от 26.06.2006 г. № 62-ЗСО и от 31.10.2006 г. № 119-ЗСО) нормы предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда устанавливаются для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 48 кв.метров общей площади на семью из трех человек.

Как установлено судом, что с момента вступления истца в должность участкового уполномоченного (с *** года) прошло более 6-ти месяцев.

При этом, Сухов Д.А. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку не имеет жилого помещения ни по договору социального найма, ни в собственности. Кроме того, членом семьи бабушки, проживающей в принадлежащем ей на праве собственности домовладении, в соответствии со ст. 31 ЖК РФ не является, поскольку не проживает в помещении, где зарегистрирован.

Также членом семьи собственника Курлович Г.И. не является супруга Сухова Д.А. - Сухова А.А., поскольку также не проживает по месту регистрации, снимают жилье по договору найма.

С учетом совокупности представленных истцом доказательств по делу, указанных выше норм законодательства, исковые требования Сухова Д.А. к администрации МО «г. Саратов» о предоставлении благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 48 кв.м. в черте г. Саратова являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 3, 4 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Органом местного самоуправления является администрация муниципального образования «город Саратов» (ст. 22 Устава г. Саратова).

В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Согласно п. 6 ст. 52 ЖК РФ орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

По результатам рассмотрения сданных документов в указанный орган, администрация муниципального образования «Город Саратов» в соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ должна была либо поставить истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, либо отказать в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в постановке на учет содержится в статье 54 ЖК РФ, согласно которой отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, условия для постановки на учет в качестве нуждающегося, предусмотренные Жилищным Кодексом РФ, истцом были выполнены, все документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающегося, им были сданы.

В связи с чем, оснований для отказа в постановке истца на учет у ответчика не имелось, что не оспаривается ответчиком.

Однако, при вынесении судом решения о возложении обязанности на администрацию МО «Г. Саратов» по предоставлению жилого помещения, требования о признании Николаева Д.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий являются излишними.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Сухову Дмитрию Александровичу благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, общей площадью не менее 48 кв.м. на состав семьи из трех человек (Сухов Д.А., Сухова А.А., Сухова В.Д.).

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через суд, вынесший решение.

Текст решения изготовлен компьютерным способом в окончательной форме *** г.

Судья С.В. Юдина