Дело *** Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 04 октября 2010 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Бжезовской И.В., при секретаре Милехиной Е.К., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Пухова Геннадия Викторовича, Якушенко Владимира Ивановича о признании незаконным бездействия ФИО7», заинтересованные лица ФИО8 У С Т А Н О В И Л: Представитель Пухова Г.В., Якушенко В.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия ФИО9», в обоснование своих требований указал, что *** года Пухов Г.В. и Якушенко В.И. обратились в ФИО10» с заявлениями *** и *** о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка, расположенного по адресу: ..., площадью 20 кв. метров, кадастровый номер ***, занимаемый нежилым зданием, находящимся в общей долевой собственности, с фактическим использованием размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. К заявлениям были приложены все предусмотренные законом документы. *** года на имя Пухова Г.В. и Якушенко В.И. за номером *** поступило письмо комитета по земельным ресурсам ФИО11 в котором ставится под сомнение наличие права собственности заявителей на недвижимое имущество. Каких-либо писем из ФИО12 в адрес заявителей не поступало. Представитель заявителей указывает, что до настоящего времени, решение ФИО13 по заявлениям Пухова Г.В. и Якушенко В.И. о предоставлении земельного участка не принято. Считает бездействие ФИО14 незаконным, по следующим основаниям. Согласно части 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Статьёй 1 Закона Саратовской области от 9 октября 2006 года № 103-ЗСО «Об административном центре Саратовской области» установлено, что в соответствии с Уставом (Основным Законом) Саратовской области административным центром Саратовской области является город Саратов. В соответствии со статьёй 1 Устава города Саратова, утверждённого Решением Саратовской городской Думы от 18 декабря 2005 года № 67-649 «Об Уставе города Саратова» город Саратов является городским поселением, наделённым законом Саратовской области статусом городского округа, в пределах которого осуществляется местное самоуправление. Согласно статьи 33 Устава города, Саратова администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделённым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области. Глава администрации муниципального образования принимает (издаёт) в пределах своих полномочий постановления и распоряжения (статья 36 Устава города Саратова). Представитель Пухова Г.В., Якушенко В.И. указывает, что ФИО15» является органом местного самоуправления наделённым полномочиями по принятию решений о предоставлении земельных участков находящихся в государственной собственности. Решения принимаются в форме постановлений и распоряжений. В силу статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. В месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный статьёй 29 ЗК РФ, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора Частью 4 статьи 28 ЗК РФ определено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц. Также представитель Пухова Г.В., Якушенко В.И. указывает, что статьёй 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение. Однако представитель Пухова Г.В., Якушенко В.И. сообщает, что каких-либо уведомлений о продлении срока рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка не поступало. Таким образом, по мнению представителя заявителей бездействие ФИО16 является незаконным и нарушает право гражданина на предоставление испрашиваемого участка. На основании вышеизложенного, просит признать бездействие ФИО17 по рассмотрению заявлений Пухова Г.В. и Якушенко В.И. незаконным; обязать ФИО18» в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, принять решение по заявлениям Пухова Г.В. и Якушенко В.И. о предоставлении в аренду сроком на 5 лет земельного участка, расположенного по адресу: ..., площадью 20 кв. метров, кадастровый номер ***, занимаемый нежилым зданием находящимся в общей долевой собственности, с фактическим использованием размещение объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Пухов Г.В., Якушенко В.И. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Представитель заявителей, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснив, что до настоящего времени решение по заявлениям Пухов Г.В., Якушенко В.И. не принято, органом местного самоуправления по заявлениям не отказано и не принято решения об удовлетворении требований. При этом пояснил, что данным незаконным бездействием ФИО19 нарушает право заявителей на рассмотрение указанных заявлений и принятие по ним решения, тогда как законом четко установлен срок и порядок принятия такого решения. Представитель ФИО20 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, при этом указал, что до настоящего времени заявления Пухова Г.В., Якушенко В.И. не были рассмотрены, в связи с согласованием их в структурных подразделениях. Представители ФИО21ФИО21 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных Пуховым Г.В., Якушенко В.И. требований, пояснив, что поскольку в настоящее время заявления находятся в стадии рассмотрения, то бездействие отсутствует. Представитель ФИО22 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования Пухова Г.В., Якушенко В.И. обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как следует из п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. На основании ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации участки из земель, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. В силу требований ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством (часть 2). Частью 3 статьи установлено, что в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание. В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании. Казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения - правообладатели помещений в этом здании обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения. Согласно части 5 приведенной нормы, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. В соответствии с пунктом 6 статьи, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (часть 8). Как видно из свидетельств о государственной регистрации права от *** г. Пухову Г.В. и Якушенко В.И. на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое здание, расположенное по адресу: ...д. ***). Согласно представленным договорам аренды указанного земельного участка и договоров замены сторон в первоначальном договоре аренды л.д. ***), земельный участок под названным объектом находился в аренде у Пухова Г.В. и Якушенко В.И. л.д. ***), срок права аренды, установленный договором истек. Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами. В судебном заседании установлено, что *** г. Пухов Г.В. обратился в ФИО24 в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ с заявлением о предоставлении права аренды сроком на 5 лет земельного участка площадью 20 кв.м., расположенном по адресу: ..., ..., .... ФИО4, ... кадастровый номер: *** с разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. С аналогичным заявлением *** г. Якушенко В.И. обратился в ФИО25 в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ с заявлением о предоставлении права аренды сроком на 5 лет земельного участка площадью 20 кв.м., расположенном по адресу: ..., ..., .... ФИО4, ... кадастровый номер: ***, с разрешенным видом использования - для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания л.д. ***). К указанным заявлениям заявителями были приложены: кадастровый план земельного участка; копии документов, удостоверяющих личности заявителей; схемы расположения земельного участка, содержащие геодезические данные испрашиваемого земельного участка; выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, находящиеся на испрашиваемом земельном участке, о правах на приобретаемый участок. Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30 октября 2007 года № 370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения» утвержден необходимый перечень документов, прилагаемый к такого рода заявлениям. И в соответствии со ст. 36 ЗК РФ органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. Представленные Пуховым Г.В., Якушенко В.И. *** г. материалы соответствовали, предусмотренному Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от *** года *** и ст. 36 ЗК РФ перечню необходимых данных. В заявлениях Пуховым Г.В., Якушенко В.И. были определены испрашиваемое право на земельный участок, разрешенный вид использования, размер и место расположения. Таким образом, с *** г. у ФИО26 у ФИО27 исчислялся срок на принятие решения о предоставления права аренды заявителям на испрашиваемый участок. Вместе с тем, как следует из представленных заинтересованными лицами документов по заявлениям Пухова Г.В., Якушенко В.И., ни в установленный законом срок со дня поступления их заявлений, ни до настоящего времени ФИО28» не принято решение по заявлениям о предоставлении права аренды сроком на 5 лет земельного участка площадью 20 кв.м., расположенном по адресу: ... кадастровый номер: ***. Также ФИО30 не принималось решение об отказе в предоставлении права аренды заявителям. Статьей 11 Земельного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений, в том числе, относятся управление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. То есть, определение расположения земельного участка на местности относится к компетенции органа местного самоуправления. Также ч. 3 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов, в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; принятие решений о развитии застроенных территорий. В соответствии со ст. 1 Устава города Саратова, утвержденного Решением Саратовской городской Думы №33-362 от 27 ноября 2005 года, к таким органам относится муниципальное образование «город Саратов». Из содержания п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» усматривается, что утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, введение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа относятся к вопросам местного ведения городского округа. В соответствии с федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 27.12.2009) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений. Статьей 31 Земельного кодекса РФ именно на орган местного самоуправления возложена обязанность принять решение по поступившему заявлению о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места объекта. В соответствии со ст. 12 ч. 1 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» № 59 от 02.05.2006 года, ст. 8 Градостроительного Кодекса РФ, ст. 11, 29, 36 Земельного Кодекса РФ, вопросы соблюдения правил землепользования и застройки в области градостроительной деятельности и земельных отношений, находятся в компетенции органов местного самоуправления. В силу статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; и т.д. Статьей 12 Указанного Закона установлены сроки рассмотрения письменного обращения, в соответствии с которой письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Разумеется, порядок рассмотрения, поставленных Пуховым Г.В., Якушенко В.И. в обращениях вопросов, отличают специальные основания, процедурные особенности рассмотрения, прямо названные в Земельном кодексе РФ, однако в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Основываясь на перечисленных положениях Федеральных законов, суд приходит к выводу, что по заявлению Пухова Г.В., Якушенко В.И. у ФИО31 в данном случае возникла обязанность по рассмотрению заявления и даче заявителю соответствующего ответа, либо уведомления о необходимости предоставления дополнительных данных, в случае невозможности получения таковых самостоятельно. До настоящего времени ФИО32 решения по заявлению Пухова Г.В., Якушенко В.И. не принято, что является нарушением ст. 36 ЗК РФ и конституционных прав заявителей на предоставление земельного участка, в связи с чем, бездействие ФИО33 является незаконным. Указанное нарушение срока принятия решения, который прямо предусмотрен законом (ст. 36 ЗК РФ), влечет для заявителей нарушение их прав на своевременное рассмотрение вопроса о приобретении прав на испрашиваемый земельный участок. Таким образом, ФИО34 допущено бездействие, выразившееся в не рассмотрении заявлений Пухова Г.В., Якушенко В.И., несоблюдении срока принятия решения по заявлению, предусмотренного ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Доказательств, подтверждающих обоснованность допущения бездействия в установленный законом срок со стороны ФИО35, а также структурных подразделений суду не представлено. В ходе рассмотрения дела установлено отсутствие, каких либо, обстоятельств, лишающих орган местного самоуправления рассмотреть заявления Пухова Г.В., Якушенко В.И. и принять по ним решение в установленный законом срок. Доказательств наличия таковых суду не представлено. Ссылка представителя ФИО36 на то, что *** г. Пухову Г.В., Якушенко В.И. было направлено письмо председателя ФИО37 о рассмотрении заявления, не может свидетельствовать о принятии решения в установленном законом порядке. Поскольку полномочиями по предоставлению прав на земельный участок, испрашиваемый заявителями, а соответственно и по отказу в таковом, в силу приведенного законодательства наделен орган местного самоуправления, которым является ФИО38 Компетенция по разрешению поставленного заявителем вопроса о согласовании схемы земельного участка, предусмотрена на уровне Федерального закона (ЗК РФ) и не может быть изменена нормативным правовым актом муниципального образования, на что ссылается представитель органа, чье бездействие оспаривается. Кроме того, ответ подготовлен и направлен заявителю структурным подразделением (комитетом по земельным ресурсам) после истечения месячного срока со дня обращения Пухова Г.В., Якушенко В.И. в ФИО39. Также указанный ответ не является основанием для пролонгации срока рассмотрения заявления Пухова Г.В., Якушенко В.И., поскольку данное письмо не содержит объективных причин указывающих на невозможность принятия решения уполномоченным органом в установленный законом срок. Довод ФИО40 о невозможности принятия решения по заявлению, ввиду бездействия ФИО41 является необоснованным, так как ст. 36 Земельного Кодекса РФ предусмотрен порядок рассмотрения указанных заявлений и взаимодействия различных подразделений органа местного самоуправления при рассмотрении обращений граждан. Не может свидетельствовать об отсутствии бездействия органа местного самоуправления, позиция представителя ФИО42, о том, что неправомерна регистрация права собственности заявителей на объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке, поскольку указанная ссылка на момент рассмотрения дела не подтверждена какими - либо доказательствами. В судебном заседании представители заинтересованных лиц подтвердили, что до настоящего времени регистрация прав заявителей в судебном порядке не оспаривалась. Кроме того, данная позиция не лишала возможности администрацию принять решения по заявлениям Пухова Г.В., Якушенко В.И. по приведенным мотивам. Как следует из правовой позиции, изложенной в п.25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Учитывая положения п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, суд принимая решение об удовлетворении заявления, не вправе выходить за пределы рассмотренных требований, то есть при оспаривании бездействия суду следует признать бездействие органа незаконным и обязать его рассмотреть заиление, в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. Поскольку до настоящего времени ФИО43 уполномоченным органом, не рассмотрены заявления Пухова Г.В., Якушенко В.И. и по ним не принято ни какого решения, не произведено установленных законом действий, то суд, руководствуясь ст. 12 ГК РФ принимает решение, о возложении обязанности рассмотреть заявление и принять соответствующее решение по заявлениям Пухова Г.В., Якушенко В.И. от *** г. о предоставлении права аренды сроком на 5 лет земельного участка площадью 20 кв.м., расположенном по адресу: ... кадастровый номер: ***, при этом суд не предрешает существа решения, которое обязан принять орган, в соответствии со ст. 36 ЗК РФ. Срок достаточный для принятия решения с учетом мнения сторон суд считает необходимым установить в четырнадцать дней, со дня вступления в законную силу настоящего решения, в целях наиболее скорого восстановления нарушенных прав заявителей. Согласно приведенным положениям Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, суд принимая решение об удовлетворении заявления об оспаривании бездействия, не вправе выходить за пределы рассмотренных требований и предрешать существа решения, которое должно быть принято. В связи с чем по данному делу, суд признавая бездействие органа незаконным, пришел к выводу о необходимости восстановления нарушенного права заявителей путем обязания уполномоченного органа рассмотреть заявления, при этом, не предрешая существа подлежащего принятию решения. На основании изложенного, заявителям в удовлетворении требований о принятии положительного решения по их заявлениям, в рамках рассматриваемого дела об оспаривании бездействия, необходимо отказать. В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Признать незаконным бездействие ФИО44 выразившееся в не рассмотрении заявлений Пухова Геннадия Викторовича, Якушенко Владимира Ивановича от *** г. о предоставлении права аренды сроком на 5 лет земельного участка площадью 20 кв.м., расположенного по адресу: ... кадастровый номер: *** Обязать ФИО45 в течение четырнадцати дней со дня вступления в законную силу настоящего решения рассмотреть заявления Пухова Геннадия Викторовича, Якушенко Владимира Ивановича от *** г. о предоставлении права аренды сроком на 5 лет земельного участка площадью 20 кв.м., расположенном по адресу: ... кадастровый номер: ***, путем принятия соответствующего решения. В остальной части Пухову Геннадию Викторовичу, Якушенко Владимиру Ивановичу в удовлетворении заявления отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Судья И.В. Бжезовская