Именем Российской Федерации 11 октября 2010 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Ефимкиной Ю.В., при секретаре Беловой Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению комитета по управлению имуществом Саратовской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 06.09.2010 года, У С Т А Н О В И Л: Комитет по управлению имуществом Саратовской области обратился в суд с указанными требованиями, мотивируя их тем, что 20.09.2010 года в комитет по управлению имуществом Саратовской области поступило требование судебного пристава-исполнителя Волжского районного отдела судебных приставов г. Саратова УФССП по Саратовской области № 20212 об исполнении в срок до 23.09.2010 года требований, содержащихся в исполнительном листе № ВС 007643105 от 29.04.2010 года, выданном Ленинским районным судом г. Саратова. Из содержания указанного требования судебного пристава-исполнителя от 20.09.2010 года № 20212 комитету по управлению имуществом Саратовской области стало известно о том, что Волжским районным отделом судебных приставов г. Саратова УФССП по Саратовской области возбуждено исполнительное производство *** от *** года на основании исполнительного листа *** от *** года, выданного Ленинским районным судом города Саратова. Комитет по управлению имуществом Саратовской области считает, что указанное постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства *** является незаконным в связи с нижеследующим. Решением Ленинского районного суда г. Саратова от 29 апреля 2010 года удовлетворены исковые требования прокуратуры Саратовской области к комитету по управлению имуществом Саратовской области, Жадаевой Ларисе Юрьевне и иск комитета по управлению имуществом Саратовской области к Жадаевой Ларисе Юрьевне, в соответствии с которым признано недействительным распоряжение комитета от *** года *** о предоставлении Жадаевой Л.Ю. в аренду земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ..., ... признан недействительным договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка *** от *** года, заключенный между комитетом по управлению имуществом Саратовской области и Жадаевой Л.Ю. На основании данного решения Ленинского районного суда города Саратова выдан исполнительный лист Серия ВС ***, в котором указана следующая резолютивная часть решения суда: «признать недействительным распоряжение комитета по управлению имуществом Саратовской области от *** года *** о предоставлении Жадаевой Л.Ю. в аренду земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: ...». Из содержания указанного исполнительного листа следует, что он не соответствует требованиям подпункта 6 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» - не содержит требования о возложении на должника (комитет по управлению имуществом Саратовской области) обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. В соответствии с подпунктом 4 п. 1 ст. 31 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае поступления судебному приставу-исполнителю документа не являющегося исполнительным либо не соответствующего требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 настоящего Федерального закона, должно быть вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства. Таким образом, судебный пристав-исполнитель Волжского районного отдела судебных приставов г. Саратова не вправе был выносить оспариваемое постановление от 06.09.2010 года о возбуждении исполнительного производства *** по исполнительному листу ***. В связи с тем, что комитету стало известно о вынесении судебным приставом-исполнителем постановления от *** года о возбуждении исполнительного производства *** только *** года (из содержания требования судебного пристава-исполнителя от *** года ***), десятидневный процессуальный срок на подачу настоящего заявления комитетом не пропущен, поскольку начинает исчисляться с *** года. В связи с чем заявитель просит суд признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя ... отдела судебных приставов г. Саратова УФССП по Саратовской области от *** года о возбуждении исполнительного производства *** по исполнительному листу ***ВС ***, выданному Ленинским районным судом г. Саратова, в отношении должника - комитета по управлению имуществом ...; приостановить исполнительное производство *** по исполнительному листу *** до вступления в законную силу судебного акта, принятого по настоящему делу. Представитель УФССП по Саратовской области и судебный пристав-исполнитель Усанов А.А. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления, пояснив, что в соответствии со ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве» предъявленный взыскателем исполнительный документ соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам. Согласно ст. 21 ФЗ «Об исполнительном документе» срок предъявления исполнительного документа к исполнению не пропущен. Заявитель - комитет по управлению имуществом Саратовской области ссылается на п.п. 6, 1 ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве», однако материалы исполнительного производства подтверждают соответствие постановления о возбуждении исполнительного документа требованиям действующего законодательства об исполнительном производстве. Заинтересованное лицо - Жадаева Л.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причина неявки неизвестна. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования комитета по управлению имуществом Саратовской области не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст. 1 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» данный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. В соответствии со ст. 5 указанного Закона принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов). Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О судебных приставах» и иными федеральными законами. На основании ст. 13 данного Закона в исполнительном документе, за исключением постановления судебного пристава-исполнителя, судебного приказа, исполнительной надписи нотариуса и нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов, должны быть указаны: 1) наименование и адрес суда или другого органа, выдавшего исполнительный документ, фамилия и инициалы должностного лица; 2) наименование дела или материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и их номера; 3) дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица; 4) дата вступления в законную силу судебного акта, акта другого органа или должностного лица либо указание на немедленное исполнение; 5) сведения о должнике и взыскателе: а) для граждан - фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также - год и место рождения, место работы (если оно известно); б) для организаций - наименование и юридический адрес; в) для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования - наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве; 6) резолютивная часть судебного акта, акта другого органа или должностного лица, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий; 7) дата выдачи исполнительного документа. Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта или являющийся судебным актом, подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда. В силу ст. 14 вышеуказанного Закона решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов. В постановлении судебного пристава-исполнителя должны быть указаны: 1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес; 2) дата вынесения постановления; 3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление; 4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление; 5) вопрос, по которому выносится постановление; 6) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты; 7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу; 8) порядок обжалования постановления. В силу ст. 436 ГПК РФ суд обязан приостановить исполнительное производство полностью или частично в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве». Согласно ст. 437 ГПК РФ суд вправе приостановить исполнительное производство полностью или частично в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве». В соответствии с требованиями ст. 39 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 года «Об исполнительном производстве» исполнительное производство подлежит приостановлению судом полностью или частично в случаях: 1) предъявления иска об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу; 2) оспаривания результатов оценки арестованного имущества; 3) оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора; 4) в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. Исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, полностью или частично в случаях: 1) оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ; 2) оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях; 3) нахождения должника в длительной служебной командировке; 4) принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий; 5) обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения; 6) в иных случаях, предусмотренных статьей 40 настоящего Федерального закона. В силу ст. 40 вышеуказанного закона исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях: 1) смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности допускают правопреемство; 2) утраты должником дееспособности; 3) участия должника в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, выполнения должником задач в условиях чрезвычайного или военного положения, вооруженного конфликта либо просьбы взыскателя, находящегося в таких же условиях; 4) отзыва у должника - кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, за исключением исполнительного производства, которое в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" не приостанавливается; 5) применения арбитражным судом в отношении должника-организации процедуры банкротства в порядке, установленном статьей 96 настоящего Федерального закона; 6) принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора; 7) направления судебным приставом-исполнителем в Федеральную налоговую службу или Банк России уведомления о наложении ареста на имущество должника-организации, указанное в пункте 4 части 1 статьи 94 настоящего Федерального закона. Исполнительное производство может быть приостановлено судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случаях: 1) нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении; 2) розыска должника-гражданина или розыска ребенка; 3) просьбы должника, проходящего военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации; 4) направления постановления о поручении совершить отдельные исполнительные действия и (или) применить отдельные меры принудительного исполнения в соответствии с частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона. В судебном заседании установлено, что решением Ленинского районного суда г. Саратова от 29 апреля 2010 года постановлено: Признать недействительным распоряжение комитета от *** года *** о предоставлении Жадаевой Л.Ю. в аренду земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: .... Признать недействительным договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка *** от *** года, заключенный между комитетом по управлению имуществом Саратовской области и Жадаевой Л.Ю. Решение вступило в законную силу 09 июля 2010 года. 26 июля 2010 года Ленинским районным судом г. Саратова был выписан исполнительный лист л.д. 27-29). *** года судебным приставом-исполнителем Отдела по Волжскому району Управления Федеральной службы судебных приставов в Саратовской области было возбуждено исполнительное производство *** года в отношении комитета по управлению имуществом Саратовской области л.д. 31). Суд считает, что правовых оснований для признания постановления о возбуждении исполнительного производства от 06 сентября 2010 года незаконным не имеется, т.к. оно вынесено в соответствии с требованиями ст. ст. 13, 14 Закона «Об исполнительном производстве» и у судебного пристава-исполнителя имелись законные основания для возбуждения исполнительного производства. При этом судебный пристав-исполнитель полномочиями по проверке законности выдачи судами исполнительных листов не наделен. Не может быть принят во внимание, как основание для признания незаконным постановления о возбуждении исполнительного производства, довод представителя комитета по управлению имуществом Саратовской области о том, что взыскателем в исполнительном документе указана Жадаева Л.Ю. Кроме того, суд считает, что у заявителя имеется право, предусмотренное частью 1 статьи 32 Закона об исполнительном производстве, обратиться в Ленинский районный суд г. Саратова за разъяснением положений исполнительного листа от *** года ***, способа и порядка его исполнения. В соответствии со ст. 121 Закона РФ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде. Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии) (ст. 122 Закона). Согласно ст. 128 Закона «Об исполнительном производстве» постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействиям) органов государственной власти, должностных лиц, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии с п. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, должностного лица, и права либо свободы гражданина не были нарушены. Поскольку постановление судебного пристава-исполнителя отдела по Волжскому району Управления Федеральной службы судебных приставов РФ по Саратовской области вынесено в соответствии с требованиями закона, не нарушает какие-либо права или свободы комитета по управлению имуществом Саратовской области, то оснований для удовлетворения жалобы о признании вышеуказанного постановления не имеется. В связи с тем, что суд пришел к выводу о законности постановления о возбуждении исполнительного производства от 06.09.2010 года, правовых оснований для приостановления исполнительного производства также не имеется. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления комитета по управлению имуществом Саратовской области о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства от 06.09.2010 года отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Судья Ю.В. ЕфимкинаВ судебном заседании представитель комитета по управлению имуществом Саратовской области поддержал заявленные требования в полном объеме.