Дело *** Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 18 октября 2010 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Агарковой С.Н., при секретаре Разделкиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Петухова ... к администрации муниципального образования «город Саратов», 3-и лица Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», Управление внутренних дел по г. Саратову, Петухова ... о предоставлении благоустроенного жилого помещения, у с т а н о в и л: Истец обратился в суд к администрации муниципального образования «город Саратов», 3-и лица Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», Управление внутренних дел по ..., Петухова ... о предоставлении благоустроенного жилого помещения, в обоснование которого указал, что он проходит службу в должности участкового уполномоченного милиции с *** года по настоящее время и является нуждающимся в улучшении жилищных условий. *** года он обратился в администрацию муниципального образования «город Саратов» (по месту жительства) с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий, приложив все необходимые документы. Письмом ему было отказано в постановке на учет и улучшении жилищных условий, при этом было указано, что участковым уполномоченным милиции могут предоставляться по договору социального найма жилые помещения муниципального жилого фонда органами местного самоуправления в случае наделения их государственными полномочиями. Однако такими полномочиями муниципальное образование «город Саратов» не наделено. Ему было рекомендовано реализовать свое право на жилище как участкового уполномоченного милиции путем получения безвозмездной финансовой помощи для приобретения жилья через уполномоченный орган области- министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства .... Считает действие органа местного самоуправления неправомерным, поскольку принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органом местного самоуправления. Жилья на праве собственности или по договору социального найма он не имеет. Зарегистрирован в квартире, принадлежащей на праве собственности Рахчеевой Л.Н., Рахчеевой С.Л. с женой Петуховой Ю.В. по адресу: ..., ..., ... «а», .... Просит признать действие ответчика, выразившееся в непринятии решения о постановке на учет в качестве, нуждающегося в получении жилья, незаконным, обязать администрацию муниципального образования «город Саратов» предоставить ему благоустроенное жилое помещение не менее 32 кв. м. общей площади в черте .... Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель истца Батраева А.Р., действующая на основании доверенности, в судебном заседание исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель ответчика администрации муниципального образования «город Саратов» Макаренко М.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований на том основании, что закон предусматривает финансирование деятельности милиции не только за счет средств местных бюджетов, а, в первую очередь, за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Администрация муниципального образования «Город Саратов» неоднократно обращалась в органы государственной власти ... с вопросом выделения бюджету ... ассигнований на погашение убытков от выполнения государственных полномочий по предоставлению жилья отдельным категориям граждан, в том числе и участковым уполномоченным милиции, однако бюджетные ассигнования на вышеуказанные цели бюджету ... из бюджета ... выделены не были. Обеспечение работников милиции жильем относится к компетенции и полномочиям органов государственной власти, является государственными полномочиями и не является расходным обязательством бюджета .... Истец имеет право на получение благоустроенного жилого помещения из государственного жилищного фонда области. Вышеуказанный закон издан в соответствии с пунктом «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ, которым установлено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Следовательно, на территории г. Саратова применяются и нормы ЖК РФ, и нормы Закона Саратовской области № 39-ЗСО от 28.04.05 года. Внесенные Законом Саратовской области № 62-ЗСО от 26.06.2006 года в ст.15 изменения установили, что участковые уполномоченные имеют право безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилья за счет средств областного бюджета. Согласно справке Управления внутренних дел по ... от *** года Петухов С.А. является сотрудником органов внутренних дел с *** года, проходит службу в подразделении участковых уполномоченных милиции с *** года л.д.12). Установлено, что *** года истец обратился в администрацию муниципального образования «город Саратов» (по месту жительства) с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий, приложив все необходимые документы л.д.10). Письмом истцу было отказано в постановке на учет и улучшении жилищных условий, при этом было указано, что участковым уполномоченным милиции могут предоставляться по договору социального найма жилые помещения муниципального жилого фонда органами местного самоуправления в случае наделения их государственными полномочиями. Однако, такими полномочиями муниципальное образование «город Саратов» не наделено. Истцу было рекомендовано реализовать свое право на жилище как участкового уполномоченного милиции путем получения безвозмездной финансовой помощи для приобретения жилья через уполномоченный орган области - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства ... л.д.11). Жилья на праве собственности и по договору социального найма истец, супруга истца не имеют, что подтверждается справками муниципального унитарного предприятия «Городское бюро технической инвентаризации» л.д.13-15), сообщениями управления Федеральной регистрационной службы по ... об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним л.д. 16-18). Сообщением управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ..., где ранее проживала супруга истца л.д.18). Согласно справке Товарищества собственников жилья»... от Петухов С.А. зарегистрирован по адресу: ..., ..., ..., ..., общей площадью 48,9 кв.м. л.д.19). В указанной квартире зарегистрированы: Рахчеева Л.Н., Рахчеев В.Н., Рахчеев А.В. Собственниками данной квартиры являются Рахчеева Л.Н., Рахчеева С.Л. в равных долях по 1/2 в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права л.д.20,27). Супруга истца, 3-е лицо по делу Петухова Ю.В. зарегистрирована т в ... ... по ... ..., что подтверждается выпиской из домовой книги л.д.21). Согласно справке муниципального унитарного предприятия «...» от *** года данная квартира принадлежит на праве собственности Рылеевой В.Н. домовой книги л.д.21). по ..., где ранее проживала сум Как пояснила допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Рахчеева Л.Н., что Петухова Ю.В. является ее племянницей. Петухова Ю.В. и ее супруг Петухов С.А. зарегистрированы и проживают в квартире 99 ... по ... ..., принадлежащей ей на праве собственности. Таким образом, Петухова (Рылеева) Ю.В. проживает с супругом, истцом по делу в ... по указанному адресу, и не проживает по адресу регистрации в ..., является членом семьи Петухова С.А., проживает с ним. При этом, Петухов С.А. не является членом семьи Рахчеевой Л.Н. (ч.1 ст. 31 ЖК РФ). Из сообщения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской, Петухову С.А. социальная выплата (субсидия) на строительство (приобретение) жилого помещения не предоставлялась. В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» участковым уполномоченным милиции жилая площадь предоставляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность. Согласно ч.1, 4 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи. Поскольку в судебном заседании установлено, что Петухов С. А. не является членом семьи собственников жилого помещения- ..., ... по ... ..., Рахчеевой Л.Н., Рахчеевой С.Л., так как не является родственником и не признан членом семьи собственника квартиры, а Петухова Ю.В. является членом семьи Петухова С.А., не проживает по адресу регистрации в ..., то есть до обращения истца с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий- *** года, не имеет жилья ни в собственности, ни по договору социального найма, супруга истца Петухова Ю.В. не имеет жилья ни в собственности, ни по договору социального найма, то является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Установлено, что с момента вступления истца в должность участкового уполномоченного (апрель 2006 года) прошло более 6-ти месяцев, однако жилое помещение Петухову С.А. представлено не было. При этом, факт регистрации в квартире, принадлежащей на праве собственности Рахчеевой Л.Н., Рахчеевой С.Л., не порождает для истца каких-либо прав и обязанностей в отношении данного жилого помещения в силу ст. 3 ФИО15 «О праве гражданина Российской Федерации на свободу передвижения выбор места жительства в пределах Российской Федерации», ст.1 ЖК РФ, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод, предусмотренных ФИО14, федеральными законами и другими законодательными актами, в том числе право на жилое помещение. Так же как и регистрация Петуховой Ю.В.- в квартире, принадлежащей на праве собственности Рылеевой В.Н. в .... Совершение истцом каких-либо действий по намеренному ухудшению жилищных условий, а именно совершение гражданско-правовых сделок с принадлежащим жильем, повлекшим уменьшение или отчуждение жилого помещения, в судебном заседании не установлено, доказательств этого в суд не представлено (ст. 53 ЖК РФ). В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Пунктом 3 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Таким образом, федеральным законодательством установлено, что определение порядка предоставления жилых помещений должно регулироваться федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. На основании ст. 30 ФЗ от *** г. *** «О милиции» (в ред. ФЗ от *** г. ***ФЗ и от *** I. ***ФЗ) сотрудникам милиции, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отельной квартиры или дома, по установленным законодательством нормам, предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Статьей 1 ФИО15 ... «О предоставлении жилых помещений в ...» от *** года ***ЗСС) (в ред. ЗСО от *** г. ***ЗСО и от *** г. ***ЗСО) предусмотрено, что жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях гражданам, перечисленных в данной статье. В п.5 указанной статьи так же указано, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признанным органом местного самоуправления малоимущими гражданами в установленном ст. 5 настоящего ФИО15 порядке. Согласно Определению Конституционного суда от 15 февраля 2005 года N 58-0 по жалобе администрации города Коряжма Архангельской области, связанной с проверкой конституционности части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников расположенных на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение; содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления; возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета. В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что законоположение, обязывающее органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции, в том числе участковых уполномоченных милиции, жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащее Конституции Российской Федерации. В дальнейшем, в Определении Конституционного суда Российской Федерации от *** года *** «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации ... республики на нарушение конституционных прав и свобод ч.1 ст. 30 Закона Российской Федерации «О милиции» было указано, что сама по себе ч.1 ст. 30 Закона РФ «О милиции» непосредственно не решает вопросы разграничения полномочий по обеспечению жильем сотрудников милиции между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями и не определяет условия, на которых должно осуществляться указанными лицами право на жилище. В ней ясно и однозначно установлено предписание об обеспечении сотрудников милиции жильем в первоочередном порядке (участковым уполномоченным милиции оно должно быть предоставлено в течение шести месяцев), которое должно обеспечиваться с учетом положений жилищного законодательства, в том числе Федерального закона от *** года ***ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». В связи с чем, доводы представителя ответчика о том, что требования к органам местного самоуправления исполнить государственные полномочия, не обеспеченные средствами федерального бюджета, бюджета субъекта РФ являются нарушением гарантий и прав местного самоуправления, и противоречат Конституции Российской Федерации, являются не состоятельными, как не основанные на требованиях действующего законодательства. При предоставлении жилья норма учитываться должна, исходя из положений п.п. «в» п.1 ст.2 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области», ч.3, 4 ст.49, ч.6 ст.50, ст.58 ЖК РФ, а не на основании решения Саратовской городской Думы от 27.10.2005г. № 63-622 с учетом выше указанных обстоятельств. В соответствии со ст. 2 п. 1 п.п. «г» Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в ...» норма предоставления жилой площади на семью из двух человек, состоящих в зарегистрированном браке, - 32 кв. метра общей площади. С учетом совокупности представленных истцом доказательств по делу, выше указанных норм законодательства, исковые требования Петухова С.А. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении благоустроенного жилого помещения подлежат удовлетворению. Согласно ч.ч. 3, 4 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Органом местного самоуправления является администрация муниципального образования «город Саратов» (ст. 22 Устава ...). Кроме того, согласно решению Саратовской городской Думы от *** года *** администрация района в соответствии с возложенными на нее задачами обладает следующими полномочиями: В сфере обеспечения малоимущих граждан, проживающих в районе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства: - ведет учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (3.1.5.). Поскольку администрация района ведет учет только малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а полномочия по постановке на учет иных категорий граждан на получение жилья на администрацию района не возложены, то полномочия по постановке иных граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий отнесены к компетенции ответчика. В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Согласно п. 6 ст. 52 ЖК РФ орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. По результатам рассмотрения сданных документов в указанный орган, администрация муниципального образования «Город Саратов» в соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ должна была либо поставить истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, либо отказать в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в постановке на учет содержится в статье 54 ЖК РФ, согласно которой отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, условия для постановки на учет в качестве нуждающегося, предусмотренные Жилищным Кодексом РФ истцом были выполнены, все документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающегося, им были сданы. Довод администрации муниципального образования «Город Саратов» на наличие у истца права на получение безвозмездной финансовой помощи, как основание непринятия на учет нуждающимся в улучшении жилищных условий, является необоснованным, так как не предусмотрен ст. 54 ЖКРФ. Вместе с тем, при вынесении решения о возложении обязанности предоставить жилое помещение, требования о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «город Саратов» и постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения при возложении обязанности на ответчика по предоставлению жилого помещения на основании решения суда являются излишними. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Обязать администрацию муниципального образования «город Саратов» предоставить Петухову ... на семью из 2-х человек благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 32 квадратных метров в черте ....Представитель комитета по управлению имуществом муниципального образования «город Саратов» Воротнева Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований на том основании, что истцом не представлено доказательств того, что он относится к категории малообеспеченных граждан, имеет право на получение безвозмездной финансовой помощи (субсидии) для строительства или покупки жилья.
Представитель третьего лица ГУВД ... в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
3-е лицо Петухова Ю.В. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.
Выслушав пояснения представителя истца, ответчика. 3-го лица Комитета по управлению имуществом муниципального образования «город Саратов», допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Решение может быть обжаловано в ... суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
ФИО18 ФИО0