Дело *** Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 5 октября 2010 года Волжский районный суд г. Саратова в составе: Председательствующего судьи С.Н. Агарковой, При секретаре А.А. Разделкиной, Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лукьянова ... о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, у с т а н о в и л : Лукьянов Н.И. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, в обоснование которого указал, что *** года он обратился в Комитет по управлению имуществом ... с заявлением о приобретении в аренду на 49 лет земельного участка площадью 7467 кв.м. по адресу: ..., ..., ... б/н, для целей, не связанных со строительством- для размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадкой). *** года он обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка. Письмом от *** года ***В администрация в лице Комитета по архитектуре и градостроительству отказала в утверждении схемы расположения участка. ... суда ... от *** года действия комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» по отказу в согласовании схемы расположения земельного участка признаны незаконными, на администрацию муниципального образования возложена обязанность утвердить и выдать схему расположения земельного участка. В связи с отменой ст. ... от *** года ***ЗСО «О земле» и передаче полномочий по распоряжению земельными участками органам местного самоуправления *** года он подал в администрацию муниципального образования «Город Саратов» заявление о приобретении в аренду на 49 лет указанного земельного участка. На основании судебных решений ему была выдана схема расположения участка, за его счет выполнены кадастровые работы, *** года сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости. *** года он обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением, в котором просил принять решение о предоставлении земельного участка, к которому приложил кадастровый паспорт. Однако, до настоящего времени решение по заявлению не принято. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по непринятию решения в порядке п. 5 ст. 34 Земельного кодекса РФ по заявлению о предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка; обязать администрацию в течение 5 дней со дня вступления решения в законную силу принять решение по его заявлению. В судебное заседание Лукьянов Н.И. не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представитель заявителя Лукьянов В.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании требования заявления поддержал в полном объеме, просил удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в заявлении. Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» Макаренко М.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснив, что администрация муниципального образования «Город Саратов», получив заявление Лукьянова Н.И., своевременно направила его в структурные подразделения администрации для согласования, однако обратно на утверждение документы возвращены не были. Кроме того, Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» осуществляет подготовку документов по распоряжению земельными участками. Заявление заявителем представлено в администрацию муниципального образования «Город Саратов», а не в Комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов», то есть в ненадлежащий орган. Просила в удовлетворении заявления отказать. Представитель Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» Соловьева Ю.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснив, что получив заявление Лукьянова Н.И., комитетом проводится работа по заявлению Лукьянова Н.И., что следует из представленных писем. В связи с чем, отсутствует бездействие со стороны органов местного самоуправления. Представитель комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» Березин А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным представителями администрации муниципального образования «Город Саратов», «Комитета по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов». Представитель Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области в судебное заседание не явился, об отложении дела не ходатайствовал. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. В соответствии с ч.1-3 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. В судебном заседании установлено, что *** года Лукьянов Н.И. обратился в Комитет по управлению имуществом ... с заявлением о приобретении в аренду на 49 лет земельного участка площадью 7467 кв.м. по адресу: ..., ..., ..., б/н, для целей, не связанных со строительством- для размещения объекта физической культуры и спорта (оборудованной спортивной площадкой). *** года он обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка. Письмом от *** года ***В администрация в лице Комитета по архитектуре и градостроительству отказала в утверждении схемы расположения участка. ... суда ... от *** года, вступившим в законную силу, действия комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» по отказу в согласовании схемы расположения земельного участка были признаны незаконными, на администрацию муниципального образования возложена обязанность утвердить и выдать схему расположения земельного участка л.д.7-9). Схема расположения земельного участка в мае 2010 года была утверждена и выдана Лукьянову Н.И. л.д.10-13). Также установлено, что *** года Лукьянов Н.И. обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 7467 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., ..., б/н, кадастровый номер ***, для целей, не связанных со строительством- для размещения объекта физической культуры и спорта (оборудования спортивной площадки) в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ л.д.18). Заявление Лукьянова Н.И. соответствует требованиям, предъявляемым ст. 34 ЗК РФ: в заявлении указаны цель использования земельных участков (для целей, не связанных со строительством- размещение объекта торговли, общественного питания и бытового обслуживания- объекта физической культуры и спорта (оборудования спортивной площадки); размер земельного участка- 7467 кв.м., местоположение (г. Саратов, ..., ... б/н, кадастровый номер *** приложен оригинал кадастрового паспорта л.д.15-17,18). Как следует из ч.4 ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Вместе с тем, установлено, что заявитель в отношении испрашиваемого земельного участка осуществил кадастровые работы и поставил его на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка л.д.15-17). Указанный кадастровый паспорт был приложен к заявлению о предоставлении права аренды земельного участка л.д.18). В соответствии с ч.5 ст. 34 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Установлено, что Лукьянов Н.И. *** года представил в администрацию муниципального образования «Город Саратов» заявление о предоставлении в аренду земельного для целей, не связанных со строительством, а также кадастровый паспорт земельного участка л.д.18). Таким образом, в соответствии с ч.5 ст. 34 ЗК РФ, администрация муниципального образования «Город Саратов» обязана в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта принять решение по заявлению Лукьянова Н.И. Установлено, не оспаривается участниками процесса, что решение в порядке ст. 34 ЗК РФ о предоставлении земельного участка не принято. Таким образом, до настоящего времени решения о предоставлении земельного участка по смыслу ст. 34 ЗК РФ, органом местного самоуправления не принято, тогда как должно было быть принято не позднее 6 августа 2010 года, поскольку Земельный кодекс РФ не указывает на исключение выходных дней из установленного двухнедельного срока принятия решения. Как следует из правовой позиции, изложенной в п.25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Суд приходит к выводу, что заявитель правомерно обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с указанным заявлением на основании законодательства о земле Саратовской области. Законом Саратовской области «О внесении изменений в Закон Саратовской области « О земле» от 07.10.2009г. № 144-ЗСО, статья 4 Закона Саратовской области «О земле», предоставлявшая Комитету по управлению имуществом Саратовской области право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, признана утратившей силу и согласно ст. 10 ФЗ « О введении в действие Земельного Кодекса РФ» от 25.10.01 г. распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления. Довод представителя администрации муниципального образования «город Саратов» о том, что заявитель обратился в неуполномоченный орган- администрацию муниципального образования «Город Саратов», а не в Комитет по земельным ресурсам, суд находит необоснованными. Согласно Положению о комитете по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от 10 июля 2009 года № 42-492 Комитет участвует в подготовке документов для проведения торгов по продаже земельных участков и (или) права аренды земельных участков (п.3.5.6), заключает, изменяет, расторгает договоры аренды, купли-продажи, безвозмездного срочного пользования земельных участков (п.3.5.7). В силу п.2.1 Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 7 июля 2010 года № 53-632, граждане, юридические лица и индивидуальные предприниматели, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование, собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в функциональное структурное подразделение администрации муниципального образования "Город Саратов" по вопросам землепользования (далее - комитет). В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Однако, комитет по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» ( в настоящее время комитет по землепользованию и градостроительству) только участвует в подготовке документов. Решение по заявлению принимается органом местного самоуправления- в данном случае администрацией муниципального образования «Город Саратов», что соответствует п.2.8 указанного Положения, согласно которому в случае если заинтересованное лицо обращается с заявлением о предоставлении права на земельный участок, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет, обязательным приложением к такому заявлению являются документы, послужившие основанием для постановки на государственный кадастровый учет (проект границ земельного участка, схема расположения земельного участка). В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении права на такой земельный участок администрация принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовывает сообщение о предоставлении земельного участка на определенном праве с указанием условий предоставления (за плату или бесплатно), местоположения земельного участка, его площади и разрешенного использования. Предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии с нормами Положения. Из данного пункта Положения следует, что именно на администрацию муниципального образования «Город Саратов» возложена обязанность по принятию решения о предоставлении участка в соответствии с п.5 ст. 34 ЗК РФ, и также установлен двухнедельный срок. При этом, п.5 ст. 34 ЗК РФ решение вопроса о предоставлении права на земельный участок в установленный срок связывает только с предоставлением кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка. Из представленной переписки, представленной Комитетом по землепользованию и градостроительству, следует, что ведется переписка по предоставлению сведений по испрашиваемому земельному участку. Лукьянову Н.И. письмом от *** года был дан ответ комитетом по землепользованию и градостроительству о том, что по его заявлению будет дан ответ дополнительно после публикации информации о земельном участке. То есть заявление не рассмотрено. Таким образом, из исследованных в судебном заседании доказательств следует, что администрацией муниципального образования «Город Саратов», не принявшей никакого решения по заявлению Лукьянову Н.И. о предоставлении земельного участка в двухнедельный срок, нарушены нормы статьи 34 ЗК РФ, в связи с чем, имеет место бездействие органа местного самоуправления, которое является незаконным. Как следует из п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение установленного законом срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. Бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» является незаконным, противоречащим требованиям ст. 34 Земельного кодекса РФ, поскольку заявление Лукьянова Н.И. о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, не рассмотрено в установленный законом срок, решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении права аренды по каким-либо основаниям не принято, чем нарушены права Лукьянова Н.И. на оформление земельного участка, суд считает возможным удовлетворить требования о возложении обязанности по рассмотрению заявлению без предрешения существа принятого администрацией муниципального образования «Город Саратов» решения. Требование заявителя рассмотреть заявление в течение 5 дней со дня вступления решения в законную силу является необоснованным, поскольку данный срок суд находит неразумным, поскольку принятие решения требует подготовки необходимых документов. Данный срок устанавливается судом. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по не рассмотрению заявления Лукьянова ... от 23 августа 2010 года о предоставлении права на земельный участок в установленный законом срок. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» принять решение по заявлению Лукьянова ... от *** года о предоставлении права на земельный участок площадью 7467 кв.м., расположенного по адресу: ..., ..., ... б/н, кадастровый номер ***, для целей, не связанных со строительством- для размещения объекта физической культуры и спорта (оборудования спортивной площадки), в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья С.Н. Агаркова