Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 21 октября 2010 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Ефимкиной Ю.В., при секретаре Беловой Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Кишика Дениса Максимовича к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании нуждающимся в жилом помещении, предоставлении благоустроенного жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : Кишик Д.М. обратился в суд с указанными требованиями, в обоснование которых указал, что с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в органах внутренних дел в должности участкового уполномоченного милиции ОУУМ и ПДН ОМ № в составе УВД по <адрес>. По месту жительства он зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Данный жилой дом на праве собственности принадлежит его дальним родственникам: ФИО5 в размере 2/3 доли и ФИО4 в размере 1/3 доли. Кроме истца на данной жилой площади зарегистрированы ещё 4 человека, которые не являются членами его семьи, так как он месту регистрации не проживает, совместного хозяйства с собственниками жилого помещения не ведёт, квартирную плату не производит, вещей истца в доме нет. Кишик Д.М. имеет семью, с которой проживает в городе Саратове. До февраля 2001 года истец проживал и был зарегистрирован в <адрес>, что подтверждается адресной справкой. По месту предыдущей регистрации за ним также не зарегистрировано право собственности. В 2001 году истец приехал в <адрес> на учёбу с целью поступления в Саратовский Государственный Технический Университет, который окончил в 2007 году. С 2001 года по 2006 год он не был нигде зарегистрирован по месту жительства. С целью трудоустройства, его родственники дали согласие зарегистрировать его на своей жилой площади только в 2006 году. ФИО1 состоит в зарегистрированном браке с ФИО2. Супруга истца зарегистрирована по месту жительства в <адрес>, в квартире, принадлежащей её родителям. ФИО2 также не является членом семьи своих родителей, так как по месту регистрации она не проживает, совместного хозяйства с собственниками жилого помещения не ведет, квартирную плату она не производит, вещей её в доме нет. ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> родилась дочь ФИО3. В связи с тем, что истец работает в черте <адрес> и не имеет собственного жилья, истец вынужден снимать квартиру, за которую производит ежемесячно арендную плату. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в орган местного самоуправления - администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о постановке его на учёт и предоставлении жилья, во исполнение ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации «О милиции». Однако ДД.ММ.ГГГГ истцом получен ответ, где разъяснено, что мне необходимо встать на учёт по месту регистрации. Дополнительно ему предложено воспользоваться своим правом в соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в <адрес>» путём получения безвозмездной финансовой помощи (субсидии) для приобретения жилья. Считает, что отказом в предоставлении мне жилого помещения нарушено его право, предусмотренное ст. 30 Закона РФ "О милиции", в соответствии с которым сотрудникам милиции, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной области, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Отказ в постановке на учёт в качестве нуждающегося, а следовательно, впредоставлении жилого помещения нарушает права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ и ч. З ст. 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации, согласно которым принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учёт не по месту своего жительства. Местом жительства и работы истца является черта <адрес>. Органом местного самоуправления является администрация муниципального образования «Город Саратов». В соответствии с п. а ч. 1 ст. <адрес> №-ЗСО от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении жилых помещений в <адрес>», нормы предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда устанавливаются для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма на семью из трёх и более человек - по 16 кв. метров общей площади на каждого члена семьи. Истец полагает, что вправе претендовать на жилую площадь не менее 48 кв. м. Просит суд признать его нуждающимся в жилом помещении и обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить благоустроенное жилое помещение в черте <адрес> общей площадью не менее 48 кв. м на состав семьи их трех человек. Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме. Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что в соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» милиция вправе иметь и имеет служебный фонд, формируемый в порядке, установленном Правительством РФ. Финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Так, в приложении № к федеральному закону «О федеральном бюджете на 2005 год» в ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2005 год Министерству внутренних дел РФ были предусмотрены денежные средства на реализацию Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в размере 294261,0 тыс. руб. Закон предусматривает финансирование деятельности милиции не только и не столько за счет средств местных бюджетов, но и за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Исходя из норм законодательства, регулирующих правовой статус участковых уполномоченных милиции, следует, что обеспечение данных работников милиции жильем относится к компетенции и полномочиям органов государственной власти, то есть являются государственными полномочиями и не является расходным обязательством бюджета <адрес>. Таким образом, по мнению представителя ответчика, требование к органам местного самоуправления исполнить государственные полномочия, не обеспеченные средствами федерального бюджета, бюджета субъекта РФ является нарушением гарантий местного самоуправления, определенных Конституцией РФ и федеральными законами. У истца возникло право на получение жилья или соответствующей субсидии на основании ст. 30 Закона «О милиции» от органов исполнительной власти <адрес>, т.е. надлежащим ответчиком по данному делу, по мнению представителя администрации <адрес>, является министерство строительства и ЖКХ <адрес>. Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает возможным частично удовлетворить иск по следующим основаниям. Согласно п. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В силу ч. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу. В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. В силу требований п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в том числе относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Таким образом, федеральным законодательством установлено, что определение порядка предоставления жилых помещений должно регулироваться федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 3, 4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Органом местного самоуправления является администрация муниципального образования «город Саратов» (ст. 22 Устава <адрес>). В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Согласно п. 6 ст. 52 ЖК РФ орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. По результатам рассмотрения сданных документов в указанный орган, администрация муниципального образования «Город Саратов» в соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ должна была либо поставить истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, либо отказать в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в постановке на учет содержится в статье 54 ЖК РФ, согласно которой отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. На основании ст. 30 ФЗ от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции» (в ред. ФЗ от 31.03.1999 г. № 68-ФЗ и от 29.12.2000 г. № 163-ФЗ) сотрудникам милиции, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отельной квартиры или дома, по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Статьей 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» от 28 апреля 2005 года № 39-ЗСО (в ред. ЗСО от 26.06.2006 г. № 62-ЗСО и от 31.10.2006 г. № 119-ЗСО) предусмотрено, что жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях гражданам, перечисленных в данной статье. В п. 5 указанной статьи так же указано, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признанным органом местного самоуправления малоимущими гражданами в установленном ст. 5 настоящего Закона порядке. Согласно Определению Конституционного суда от 15 февраля 2005 года № 58-0 по жалобе администрации города Коряжма Архангельской области, связанной с проверкой конституционности части первой статьи 30 Закона Российской Федерации «О милиции», обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников, расположенных на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение; содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления; возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета. В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что законоположение, обязывающее органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции, в том числе участковых уполномоченных милиции, жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащее Конституции Российской Федерации. В дальнейшем, в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года № 485-O «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации г. Новочебоксарска Чувашской республики на нарушение конституционных прав и свобод ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации «О милиции» было указано, что сама по себе ч. 1 ст. 30 Закона РФ «О милиции» непосредственно не решает вопросы разграничения полномочий по обеспечению жильем сотрудников милиции между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями и не определяет условия, на которых должно осуществляться указанными лицами право на жилище. В ней ясно и однозначно установлено предписание об обеспечении сотрудников милиции жильем в первоочередном порядке (участковым уполномоченным милиции оно должно быть предоставлено в течение шести месяцев), которое должно обеспечиваться с учетом положений жилищного законодательства, в том числе Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно п. «а» ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» от 25 апреля 2005 года № 39-ЗСО (в ред. по состоянию на 02.07.2009 г.) нормы предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда устанавливаются для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, на семью из трех и более человек - по 16 кв. метров общей площади на каждого члена семьи. Согласно справке Управления внутренних дел по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Кишик Д.М. работает в ОМ № в составе УВД по <адрес> в должности участкового уполномоченного милиции отделения участковых уполномоченных милиции и по делам несовершеннолетних с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 7). Установлено, что Кишик Д.М. обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий, приложив все необходимые документы. Письмом истцу было отказано в постановке на учет и улучшении жилищных условий, при этом было указано, что согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 57 ЖК РФ органы местного самоуправления жилые помещения по договорам социального найма предоставляют только малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления по месту их жительства. Место жительства гражданина определяется его регистрацией. Так как Кишик Д.М. зарегистрирован в <адрес>, с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении необходимо обратиться в администрацию данного района <адрес>. Кроме того, истцу было рекомендовано реализовать свое право на жилище как участкового уполномоченного милиции путем получения безвозмездной финансовой помощи для приобретения жилья через уполномоченный орган области - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (л.д. 28-29). Кишик Д.М. зарегистрирован по адресу: <адрес>. В указанном доме кроме Кишика Д.М. зарегистрированы ФИО4, 1956 года рождения, ФИО5, 1954 года рождения, ФИО6, 1986 года рождения. Собственниками данного дома являются ФИО5 (2/3 доли) и ФИО4 (1/3 доля) (л.д. 8, 15). Супруга истца ФИО2 зарегистрирована по адресу: <адрес>. Собственником указанной квартиры является ФИО9 (л.д. 23-24). ДД.ММ.ГГГГ родилась ФИО3, до настоящего времени ни по месту регистрации отца, ни по месту регистрации матери ребенок не зарегистрирован (л.д. 25). Согласно договору № от ДД.ММ.ГГГГ аренды жилого помещения Кишик Д.М. с семьей проживает по адресу: <адрес> (л.д. 30-31, 44-48). В судебном заседании также установлено, что жилья на праве собственности и по договору социального найма Кишик Д.М., ФИО2 и ФИО3не имеют, что подтверждается справками муниципального унитарного предприятия «Городское бюро технической инвентаризации», сообщениями управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> (л.д. 9-11, 19-22, 26). Поскольку в судебном заседании установлено, что Кишик Д.М. не является членом семьи собственников жилого помещения - <адрес> в <адрес>, так как не является родственником и не признан членом семьи собственников дома, а ФИО2 и ФИО3 являются членом семьи Кишик Д.М. и не проживают по адресу: <адрес>, т.е. до обращения истца с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий - ДД.ММ.ГГГГ, не имеет жилья ни в собственности, ни по договору социального найма, супруга и дочь истца - ФИО2 и ФИО3 также не имеют ни в собственности, ни по договору социального найма, в связи с чем Кишик Д.М. является нуждающимся в улучшении жилищных условий. При этом факт регистрации в доме, собственниками которой являются ФИО5 и ФИО4, не порождает для истца каких-либо прав и обязанностей в отношении данного жилого помещения в силу ст. 3 Закона «О праве гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации», ст. 1 ЖК РФ, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими законодательными актами, в том числе право на жилое помещение. Также как и регистрация ФИО2 в квартире, нанимателем которой является ФИО9 в <адрес>. Совершение истцом каких-либо действий по намеренному ухудшению жилищных условий, а именно совершение гражданско-правовых сделок с принадлежащим жильем, повлекшим уменьшение или отчуждение жилого помещения, в судебном заседании не установлено, доказательств этого в суд не представлено (ст. 53 ЖК РФ). В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» участковым уполномоченным милиции жилая площадь предоставляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность. В судебном заседании также установлено, что с момента вступления истца в должность участкового уполномоченного (с апреля 2009 года) на день рассмотрения дела прошло более 6-ти месяцев, однако жилое помещение ему не представлено до настоящего времени. При предоставлении жилья норма должна учитываться исходя из положений п.п. «в» п. 1 ст. 2 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области», ч. 3, 4 ст. 49, ч. 6 ст. 50, ст. 58 ЖЗК РФ. В соответствии со ст. 2 п. 1 п.п. «а» Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» норма предоставления жилой площади на семью из трех человек по 16 кв. метров общей площади на каждого члена семьи. Таким образом, на администрацию муниципального образования «Город Саратов» должна быть возложена обязанность по предоставлению Кишику Д.М. благоустроенного жилого помещения на состав семьи из трех человек общей площадью не менее 48 кв. м, отвечающее санитарным и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Обязанным органом в данном случае является ответчик. В судебном заседании установлено, что условия для постановки на учет в качестве нуждающегося, предусмотренные Жилищным Кодексом РФ истцом были выполнены, все документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающегося, ФИО13 были предоставлены к заявлению. Кроме того, данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании и представителем ответчика. Довод администрации муниципального образования «Город Саратов» о наличии у истца права на получение безвозмездной финансовой помощи, как основание непринятия на учет нуждающимся в улучшении жилищных условий, является необоснованным, так как не предусмотрен ст. 54 ЖКРФ. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ответчиком не представлено ни одного доказательства в опровержение исследованных судом обстоятельств. Вместе с тем, при вынесении решения о возложении обязанности предоставить жилое помещение, требование о признании нуждающимся в получении жилого помещения, является излишним. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л :Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Кишику Денису Михайловичу благоустроенное жилое помещение на состав семьи из трех человек общей площадью не менее 48 квадратных метров в черте г. Саратова.
В удовлетворении остальной части исковых требований Кишика Дениса Михайловича отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд.
Судья Ю.В. Ефимкина