Р Е Ш Е Н И Е № Именем Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Волжский районный суд г.Саратова в составе председательствующего судьи Набенюка А.П. с участием прокурора Литвишко Е.В. при секретаре Анищенко А.П. рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по заявлению инициативной группы по проведению на территории <адрес> местного референдума, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО3, ФИО8, ФИО9,, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 заинтересованные лица ФИО16, ФИО17 об отмене решения Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О вопросе местного референдума муниципального образования «Город Саратов», о понуждении к принятию решения, У С Т А Н О В И Л : Заявители обратились в суд. Указали, что в соответствии со ст.6 Закона Саратовской области «О референдумах в Саратовской области» № 121-ЗСО от 12.12.2005 года, 04.08.2010 года, инициативной группой по проведению на территории г.Саратова местного референдума, в адрес избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» были направлены протокол от ДД.ММ.ГГГГ собрания инициативной группы по проведению на территории города Саратова местного референдума по вопросу «Считаете ли Вы необходимым внесение следующего изменения в Устав муниципального образования «Город Саратов»: «Глава города Саратова избирается на муниципальных выборах и возглавляет администрацию города Саратова»?» и ходатайство о регистрации данной группы. Избирательная комиссия г.Саратова ДД.ММ.ГГГГ приняла решение № 01/8-5-20 «О направлении ходатайства и протокола собрания инициативной группы по проведению местного референдума в городе Саратове в Саратовскую городскую Думу». Затем данные документы инициативной группы были направлены в Саратовскую городскую Думу. В соответствии с решением Саратовской городской Думой от ДД.ММ.ГГГГ № «О вопросе местного референдума муниципального образования «Город Саратов», вопрос предлагаемый для вынесения на местный референдум, был признан не соответствующим действующему законодательству. Заявители просят признать незаконным решение Саратовской городской Думы незаконным, ввиду не соответствия ст.3, 32 Конституции РФ, пунктам 53, 54 ст.2, ст.12 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 5 ст. 3 Закона Саратовской области «О референдумах в Саратовской области» № 121-ЗСО от 12.12.2005 года, ст.22 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указывают, что перечень вопросов, не подлежащих вынесению на местный референдум, определен в указанных нормативных правовых актах, является исчерпывающим, и расширительному толкованию не подлежит. Считают, что подготовленный ими вопрос относится к вопросам местного значения, так как затрагивает интересы только жителей города Саратова; не ограничивает и не отменяет общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод; - не противоречит законодательству РФ и Саратовской области, так данная структура местного самоуправления предусмотрена Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; сформулирован вопрос таким образом, что исключается возможность его множественного толкования, а также, исключается неопределенность правовых последствий принятого на местном референдуме решения. Указывают, что 27.03.2005 года на территории города Саратова проходил местный референдум по аналогичному вопросу «Считаете ли Вы, что мэр города Саратова должен избираться всенародно на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права». На основании решения Саратовской городской Думы от 29.09.2004 года № 50/470 данный вопрос был признан соответствующим действующему законодательству. Просят отменить решение Саратовской городской Думы от 30.09. 2010 года № 55-668, и обязать Саратовскую городскую Думу принять решение о соответствии данного вопроса требованиям ст.3 Закона Саратовской области «О референдумах в Саратовской области». ФИО18 и ФИО19 возражают против удовлетворения заявленных требований. Считают, что в п. 3 ст. 12 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», в п. 2 ст. 3 Закона Саратовской области «О референдумах в Саратовской области» установлены ограничения вопросов, которые могут быть вынесены на референдум. Указывают на невозможность обсуждения иных вопросов, помимо вопросов местного значения, перечисленных в ФЗ № 131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Считают, что вопрос о способе избрания мэра, изложенный в заявлении инициативной группы, не является вопросом местного значения и противоречит ст. 12 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав» и ст.3 Закона Саратовской области «О референдумах в Саратовской области». Считают невозможным возложение на Саратовскую городскую Думу обязанности по принятию решения о соответствии представленного на референдум вопроса требованиям ст. 3 ЗСО «О референдумах в Саратовской области», ввиду несоответствия данного требования действующему законодательству. В судебное заседание не явились ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО13 О времени и месте судебного заседания извещены. Просят рассмотреть дело в их отсутствие. С учетом мнения сторон и их представителей, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Исследованы ходатайство в избирательную комиссию муниципального образования «Город Саратов» от 04.08.2010 года протокол собрания инициативной группы по проведению на территории города Саратова местного референдума от 31.07.2010 года, решение Избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» № 01/8-5-20 от 05.08.2010 года, материалы представленные сторонами. Суд, исследовав доводы сторон, материалы дела считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ст.259, 261 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. Суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме. В соответствии со ст.8, 11, 12 ГК РФ,ст.255 ГПК РФ, п. 1-5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. № 2, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Для признания незаконными действий органа местного самоуправления необходимо установить как несоответствие их закону или иным правовым актам, так и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов заявителя. Необходимо установить, что в результате принятого обжалуемого действия или решения имеет место нарушение прав и свобод заявителя, созданы препятствия к осуществлению заявителем его прав и свобод. Признание действий органов местного самоуправления незаконными, возможно при наличии одновременно двух указанных условий. Отсутствие совокупности указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявления. Как следует из материалов дела, инициативной группой был подготовлен, для проведения на территории города Саратова местного референдума, вопрос следующего содержания: «Считаете ли Вы необходимым внесение следующего изменения в Устав муниципального образования «Город Саратов»: «Глава города Саратова избирается на муниципальных выборах и возглавляет администрацию города Саратова»?». Как следует из содержания ст. 3 Закона Саратовской области «О референдумах в Саратовской области» № 121-ЗСО от 12.12.2005 года, и ст.12 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12.06.2002 года, на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. В соответствии с данными нормативными правовыми актами на местный референдум не могут быть вынесены вопросы:- о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; - о персональном составе органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления; - об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; - о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования; - о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. Перечень вопросов местного значения указан в ст.16 Главы 3 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, ст.6, 7 Устава города Саратова. Согласно ст.18 ФЗ № 131 от 06.10.2003 года, перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. На момент рассмотрения данного дела, изменения в Федеральный закон и нормативные правовые акты, содержащие перечень вопросов местного значения, не внесены. Заявителями не указано, какому пункту ст.16 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, ст.6, 7 Устава города Саратова соответствует вопрос, сформулированный ими для местного референдума. Суд полагает, что указанный заявителями вопрос не соответствует перечню, содержащемуся в рассматриваемых нормативных правовых актах, и не может быть отнесен к вопросам местного значения. Указанный заявителями вопрос не соответствует также ст.10 Устава г.Саратова. Запрет на рассмотрение на референдуме вопроса об избрании должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности, прямо указан в ранее перечисленных правовых актах. Согласно ст.36 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава. Подготовленный заявителями вопрос предполагает внесение изменений в Устав муниципального образования в части, касающейся порядка избрания главы муниципального образования. В ст.30 действующего Устава г.Саратова указано, что глава муниципального образования избирается депутатами городской Думы из своего состава на первом заседании на срок полномочий городской Думы и исполняет свои обязанности на постоянной основе. В соответствии со ст.17, 34, 35, 44 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, ст.7 Устава г.Саратова, утв. решением Саратовской городской Думы № 67-649 от 18.12.2005 года, принятие Устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов, относится к компетенции органов местного самоуправления. Устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования, а в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек - населением на сходе граждан. Согласно ст.24 Устава г.Саратова, ст.17, 34, 35, 44 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, принятие Устава г.Саратова и внесение в него изменений и дополнений относится к исключительной компетенции городской Думы. Поскольку перечисленными правовыми актами, принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов, относится к компетенции органов местного самоуправления, является обоснованным довод ФИО20 о невозможности рассмотрения на местном референдуме вопросов касающихся порядка избрания и влекущих изменение Устава муниципального образования. Суд считает недоказанным довод заявителей о соответствии вопроса подготовленного ими для местного референдума категории вопросов местного значения. Принадлежность главы муниципального образования к системе органов местного самоуправления не подразумевает безусловное отнесение вопроса, касающегося порядка его назначения на должность, к категории вопросов местного значения. Как установлено судом, данный вопрос подлежит рассмотрению в соответствии со ст.7, 30 Устава г.Саратова, ст.17, 34, 35, 36, 44 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, на заседании Саратовской городской Думы, поскольку предполагает внесение изменений в Устав муниципального образования в части, касающейся порядка избрания главы муниципального образования. Решение Избирательной комиссий г.Саратова от 05.08.2010 года № 01/8-5-20 «О направлении ходатайства и протокола собрания инициативной группы по проведению местного референдума в городе Саратове в Саратовскую городскую Думу» не является достаточным доказательством соответствия рассматриваемого вопроса требованиям ст.3 Закона Саратовской области «О референдумах в Саратовской области», поскольку полномочия данного лица указанные в ст. 6 ч.5 Закона Саратовской области «О референдумах в Саратовской области» не лишают представительный орган муниципального образования прав предусмотренных ст. 7, 8 данного Закона, ст.15 Федерального закона № 5-ФКЗ от 28.06.2004 года, а также ст.12-14 Федерального Закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 года, на рассмотрение вопроса, выносимого на референдум, и самостоятельной правовой оценки его содержания. Суд полагает необоснованной ссылку заявителей на решение Саратовской городской Думы № 50-470 от 29.09.2004 года «О вопросе референдума города Саратова». Вопрос, предлагаемый для вынесения на местный референдум, согласно указанного решения Саратовской городской Думы не содержал в себе указания на необходимость изменения Устава города Саратова. Предлагаемый в настоящее время вопрос сформулирован иначе, и предполагает внесение изменений в Устав муниципального образования. В то же время, действующим на настоящий момент законодательством определен порядок принятия и изменения Устава г.Саратова представительным органом местного самоуправления. Порядок принятия и изменения Устава муниципального образования определен ст.17, 34, 35, 44 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года, ст.7 Устава г.Саратова, утв. решением Саратовской городской Думы № 67-649 от 18.12.2005 года. Суд также учитывает, что требования о возложении на Саратовскую городскую Думу обязанности по принятию решения о соответствии данного вопроса требованиям ст.3 Закона Саратовской области «О референдумах в Саратовской области», противоречат положениям ст.10, 12 Конституции РФ, ст.12-14 Федерального Закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 года, ст. 15 Федерального Закона № 5-ФКЗ от 28.06.2004 года. Признание действий и решений государственных органов и органов местного самоуправления незаконными, возможно при наличии одновременно нарушения действующего законодательства, а также прав и законных интересов заинтересованных лиц. Отсутствие совокупности указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявления. Заявителями не представлено доказательств нарушения его прав, свобод и законных интересов, а также нарушения заинтересованными лицами действующего законодательства. С учетом изложенного, рассматриваемое заявление не подлежит удовлетворению. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении заявления инициативной группы по проведению на территории г.Саратова местного референдума, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО3, ФИО8, ФИО9,, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 заинтересованные лица ФИО21, Администрация ФИО22 об отмене решения Саратовской городской Думы от 30.09.2010 года № 55-668 «О вопросе местного референдума муниципального образования «Город Саратов», о понуждении к принятию решения, отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ. Судья: __________________ А.П.Набенюк