Дело № 2 - 4458/10 13 ноября 2010 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Бжезовской И.В. при секретаре Милехиной Е.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО7, заинтересованные лица ФИО8, судебные приставы - исполнители ФИО9., взыскатель ФИО10., ФИО11 об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя ФИО12, У С Т А Н О В И Л : Представитель ФИО13, действующий на основании доверенности, обратился в суд, в обоснование которого указала, что постановлением судебного пристава - исполнителя ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО15 взыскан исполнительный сбор в размере 5 000 рублей. ФИО16 считает данное постановление незаконным, подлежащим отмене по следующим основаниям. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать вышеуказанному законодательству. Представитель заявителя указывает, что судебным приставом-исполнителем не учтено, что срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (исполнительного листа № ВС 007653723 от 12.07.2010 г.) недостаточен для его исполнения с учетом специфики и сложности процедуры принятия решений о предоставлении земельных участков. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. При этом предоставление земельного участка осуществляется на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. На территории муниципального образования «Город Саратов» нормативным актом устанавливающим градостроительные условия использования земельных участков являются Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденные решением Саратовской городской Думы от 29.04.08 г. № 27-280. Таким образом, орган местного самоуправления при принятии решения о предоставлении земельного участка учитывает возможность его предоставления в том числе и на основании документов территориального планирования города, документам градостроительного зонирования и документации по планировке территории. В соответствии с положением о комитете по земельным ресурсам администрации МО «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской думы от 10 июля 2009 года № 42-492 комитет осуществляет полномочия по распоряжению земельными участками, занимаемыми индивидуальными жилыми домами, находящимися в собственности физических лиц, земельными участками в соответствии с правилами, установленными статьей 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» и подготовку документов для осуществления администрацией муниципального образования «Город Саратов» полномочий по распоряжению земельными участками в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством. В соответствии с решением СГД от 10 июля 2009 г. N 42-491 «О положении о комитете по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «город Саратов» комитет участвует в подготовке проектов нормативных правовых актов по вопросам регулирования в установленной сфере деятельности. Таким образом, проект постановления уполномоченного органа о предоставлении земельного участка в обязательном порядке проходят согласование в данных структурных подразделениях ФИО17 Заявитель считает, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, не принятыми во внимание судебным приставом-исполнителем. На основании изложенного, представитель ФИО18 просит отменить постановление судебного пристава - исполнителя Отдела ФИО19 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №. В ходе рассмотрения дела у участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены судебный пристав - исполнитель ФИО20 ФИО21 Представитель ФИО22 в судебном заседании поддержала заявление, дав пояснения аналогичные, изложенным в заявлении. Представитель ФИО23, действующая также по доверенности от ФИО24, в судебном заседании считала заявление не подлежащим удовлетворению, пояснив, что действия судебного пристава законны и обоснованны. Пояснив, что на основании возбужденного исполнительного производства в отношении должника ФИО25, должнику в установленные законом сроки было вручено постановление о возбуждении исполнительного производства, в котором был установлен срок для добровольного исполнения требований - три дня. Должник в установленный срок не исполнил требования исполнительного документа, что в силу ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» влечет взыскание исполнительного сбора. После истечения установленного срока судебным приставом было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, что соответствует требованиям закона. Судебный пристав - исполнитель ФИО26. также в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления, дополнительно указала, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного производства №, возбужденного на основании исполнительного документа № от ДД.ММ.ГГГГ должнику ФИО27 было нарочно вручено постановление о возбуждении исполнительного производства, в котором должнику был установлен срок для добровольного исполнения - 3 дня, согласно ст. 30 ч. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве».Должник в установленный срок не исполнил требования исполнительного документа, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не предоставлено. Должником надлежащим образом не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения. Заинтересованные лица ФИО28 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в свое отсутствие. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявление ФИО29 необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 441 ГПК РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). В соответствии со ст. 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу положений статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. В соответствии со ст. 1 Федерального Закона № 118-ФЗ от 21 июля 1997г. «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве. Статьей 12 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» № 229 - ФЗ от 02.10.2007 г. установлены виды исполнительных документов, так в силу части 2 статьи исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются - исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов. В статье 14 Закона, установлено что, решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов. В части 2 указанной статьи приведены обязательные сведения и данные, которые должны быть указаны в постановлении судебного пристава-исполнителя. В соответствии с требованиями части 4 данной статьи, постановление судебного пристава-исполнителя подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде. Согласно ч.1 ст. 30 Федерального Закона № 229-ФЗ от 02 октября 2007 г., судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Частью 11 указанной статьи установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Согласно части 12 указанной статьи, срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Статьей 64 Закона установлены определенные исполнительные действия, которые в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель, согласно указанному перечню судебный пристав, в том числе, вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. 68 № 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока (часть 2). В судебном заседании установлено, что решением ФИО30 от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: «Признать незаконным бездействие ФИО31, выразившееся в не рассмотрении в установленный законом срок заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка площадью 2200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, район <адрес> прилегающий к улицам <адрес>, для целей не связанных со строительством - размещения автомобильной стоянки. Обязать ФИО33 принять решение по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении земельного участка площадью 2200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, район ФИО34, прилегающий к улицам <адрес>, для целей не связанных со строительством - размещения автомобильной стоянки утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В остальной части в удовлетворении заявления ФИО2 отказать.» (л.д. №). На основании кассационного определения судебной коллегии по гражданским делам ФИО36 от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение вступило в законную силу (л.д. №). На основании приведенного вступившего в законную силу решения суда по заявлению взыскателя ДД.ММ.ГГГГ был выдан исполнительный лист № № на руки ФИО2 (л.д. №). ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в ФИО37 с заявлением, в котором просил принять для принудительного исполнения указанный исполнительный лист (л.д. №). ДД.ММ.ГГГГ на основании, предъявленного исполнительного листа, судебным приставом - исполнителем ФИО38 было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении должника ФИО39 (л.д. №). Предметом исполнения по указанному постановлению выступали следующие требования: обязать принять решение по заявлению о предоставлении земельного участка. Постановлением судебного пристава установлен должнику срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе - 3 дня, на основании ч.12 ст. 30 Закона № 229 - ФЗ от 02.10.2007 г. Также в указанном постановлении должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 руб. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. В судебном заседании установлено, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена, в том, числе должнику ФИО40. Указанное подтверждается, как самим постановлением о возбуждении исполнительного производства, в котором указано, что его копия подлежит направлению, в том числе должнику и взыскателю. Факт направления копии постановления подтвержден сведениями, содержащимися в журнале регистрации исходящей корреспонденции (л.д. №), согласно которого копия постановлении о возбуждении исполнительного производства была направлена ФИО41 - ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, повторно копия постановления о возбуждении исполнительного производства была вручена ФИО42 - ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается входящим штампом администрации (л.д. №). Дополнительно ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем ФИО43 было вручено ФИО44 об обязании исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе в срок до 16-00 час. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №). Указанное требование было вручено ФИО45 в день его вынесения, что подтверждается входящим штампом администрации (л.д. №). Поскольку судебным приставом было установлено, что требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнены, при этом каких-либо доказательств уважительности причин в материалы исполнительного производства не представлено, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем ФИО46 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Указанным постановлением постановлено: взыскать с ФИО47 исполнительский сбор в размере 5 000 руб., копия постановления вручена должнику в тот же день (л.д. №). Статьей 112 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» № 229 - ФЗ от 02.10.2007 г. установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи). Согласно части 3 приведенной нормы, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей. Таким образом, при рассмотрении настоящего дела, основываясь на приведенных нормах действующего законодательства, а также оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что судебный пристав - исполнитель в рамках предоставленных ему законом полномочий, установил ФИО48 срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. После истечения указанного срока, судебный пристав, установив факт неисполнения требований исполнительного документа, руководствуясь положениями закона «Об исполнительном производстве», вынес постановление о взыскании с ФИО49 исполнительского сбора в сумме 5 000 руб. Указанный размер исполнительского сбора соответствует требованиям ст. 112 Закона, поскольку по рассматриваемому исполнительному производству не исполнены были требования исполнительного документа неимущественного характера, а должником выступало администрация. Какие либо - доказательства того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, иные доказательства, указывающие на уважительность причин неисполнения в установленный сок требований исполнительного документа, администрацией судебному приставу - исполнителю представлено не было. Не представлено таких доказательств и суду в ходе рассмотрения настоящего дела. В свою очередь, исходя из представленных заявителем доказательств, должник не обращался в суд об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Не установлено при рассмотрении настоящего дела, обстоятельств, исключающих возможность взыскания исполнительского сбора, предусмотренных ч. 5 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве». При таких обстоятельствах, постановление судебного пристава-исполнителя ФИО50 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора, вынесенное по возбужденному исполнительному производству №, является законным и обоснованным и соответствует требованиям ст.ст. 2, 12, 14, 30, 64, 68, 112 Федерального Закона «Об исполнительном производстве». На основании изложенного, суд приходит к выводу о законности действий судебного пристава ФИО51 по вынесению постановления от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора с ФИО52 по исполнительному производству №. Суд находит несостоятельными, доводы заявителя, о невозможности исполнения требований исполнительного документа в установленный постановлением срок, в связи с длительностью процедуры рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, по следующим основаниям. Решением суда установлено незаконное бездействие ФИО53 по не рассмотрению в установленный законом срок заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и возложена обязанность принять решение по заявлению по указанному заявлению. Указанным решением также установлено, что на момент рассмотрения дела, то есть ДД.ММ.ГГГГ, срок непринятия решения по поступившему заявлению ФИО54. составлял около двух месяцев. До дня вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства по данному решению - ДД.ММ.ГГГГ, истекло еще около трех месяцев, а к моменту вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора срок непринятия решения по заявлению составил около шести месяцев. В связи с чем, ссылка представителя заявителя на специальные сроки рассмотрения заявления о предоставлении прав на земельные участки, установленные Земельным законодательством, является несостоятельной, поскольку ст. 34 Земельного кодекса РФ, в рамках корой обратился ФИО2, установлен месячный срок принятия решения по заявлению со дня поступления указанного заявления. Вместе с тем, в течение указанного срока и на момент рассмотрения настоящего дела, решение по заявлению ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ не принято, требования исполнительного документа не исполнены. В ходе рассмотрения дела установлено отсутствие, каких либо, обстоятельств, лишающих орган местного самоуправления рассмотреть заявление ФИО2 и принять по нему решение в установленный срок. Доказательств наличия таковых суду не представлено. Довод ФИО55 о невозможности принятия решения по заявлению, ввиду бездействия ФИО56 и ФИО57 является необоснованным, так как ст. 34 Земельного Кодекса РФ предусмотрен порядок рассмотрения указанных заявлений и взаимодействия различных подразделений органа местного самоуправления при рассмотрении обращений граждан. Кроме того, в силу приведенных положений норм действующего законодательства компетенция по разрешению поставленного заявителем вопроса о предоставлении права аренды земельного участка, предусмотрена на уровне Федерального закона (ЗК РФ) и не может быть изменена нормативным правовым актом муниципального образования, на что ссылается заинтересованное лицо. Также в силу требований части 12 статьи 30 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» № 229 - ФЗ от 02.10.2007 г., срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. На основании изложенного, в рамках заявленных требований судом не установлено нарушений закона в действиях судебного - пристава при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ г., доводы, изложенные в заявлении, не нашли своего подтверждения, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения заявления не имеется, суд приходит к выводу об отказе заявителю в удовлетворении его заявления. В соответствии с главой 25 ГПК РФ обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов граждан незаконными действиями должностных лиц, лежит на заявителе. Доказательств нарушения прав и законных интересов ФИО58 в рамках заявленных требований, как того требует положения ст. 56 ГПК РФ, заявителем не представлено. При таких обстоятельствах суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявления, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что все оспариваемые действия судебным - приставом исполнителем были совершены в соответствии с нормами действующего законодательства. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 441 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении заявления ФИО59 о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя ФИО60 по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № и о его отмене, отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Судья И.В. Бжезовская