Дело № 2-2-4009/10 Именем Российской Федерации 24 ноября 2010 года Волжский районный суд г. Саратова в составе : Председательствующего судьи Агарковой С.Н., При секретаре Разделкиной А.А., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сидорова ФИО12 к государственному учреждению управлению пенсионного фонда Российской Федерации в Волжском районе г. Саратова о признании незаконным отказа во включении в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с творческой деятельностью, У с т а н о в и л: Сидоров В.С. обратился в суд с иском к государственному учреждению управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (далее управление ПФР в <адрес>) о признании незаконным отказа во включении в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, в обоснование которого указала, что решением комиссии по пенсионным вопросам при управлении ПФР в <адрес> от 17.06. 2010 г. № ему отказано в назначении пенсии по возрасту досрочно, достигшего возраста 50 лет, при стаже творческой деятельности более 25 лет. В специальный стаж ему не были включены следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста военного оркестра по специальности валторна войсковой части 7463; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста военного оркестра по специальности валторна иные данные; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста, играющего на духовых инструментах в государственном учреждении культуры «иные данные с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста в государственном учреждении культуры «Саратовская областная филармония им. А.Шнитке». Отказ управления ПФР в <адрес> в предоставлении ему пенсии, считает незаконным и необоснованным, и нарушено его право на досрочную пенсию. Просил признать незаконным вышеуказанное решение комиссии, обязать ответчика назначить ему досрочную пенсию по старости с момента обращения за назначением пенсии с учетом включения в стаж творческой деятельности вышеуказанных периодов работы. В судебное заседание истец не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В судебном заседании представитель истца Четверухина С.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Представители ответчика Щибор Л.В., Игнатьева Г.А, действующие на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признали, пояснив, что должности «концертмейстер», «артист- инструменталист» не поименованы в Списке работ, дающих право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с творческой деятельностью, а в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствовала полная занятость в течение полного рабочего дня. Представитель 3-го лица- ГУК «иные данные в судебное заседание не явился, об отложении дела не ходатайствовал. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Заслушав представителей сторон, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Согласно п.21 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет и достигшим возраста 50 - 55 лет либо независимо от возраста. Аналогичная норма содержалась в Законе РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР». Так, согласно ст. 82 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» пенсия в связи с творческой работой на сцене в театрах и других театрально - зрелищных организациях и коллективах устанавливается при выслуге 15, 20, 25 или 30 лет в зависимости от ее характера. В судебном заседании установлено, что решением комиссии по пенсионным вопросам при управлении ПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в назначении пенсии по старости досрочно в связи с осуществлением творческой деятельности, так как в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости не были включены следующие периоды: периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста военного оркестра по специальности валторна войсковой части 7463; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста военного оркестра по специальности валторна иные данные; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста, играющего на духовых инструментах в государственном учреждении культуры «иные данные»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста в государственном учреждении культуры «Саратовская областная филармония им. А.Шнитке» ((л.д.13-16). Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 установлено, что при досрочном назначении указанным ниже лицам трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 16, 17 и 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются следующие списки работ, профессий и должностей и перечни должностей и специальностей, утвержденные Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации: лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности), - список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447. Согласно п.3 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально - зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением Правительства Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 года № 447 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953) право на пенсию за выслугу лет в зависимости от стажа творческой работы на сцене имеют при стаже творческой работы в должностях, предусмотренных в настоящем пункте, не менее 25 лет (в этот стаж засчитывается также работа, предусмотренная в пунктах 1 и 2 настоящего Списка): артисты, играющие на духовых инструментах (в том числе на старинных духовых народных инструментах) в профессиональных художественных коллективах. Установлено, что истец в период с 14.09.1993 года по 04.04.1999 года, с 27.01.2000 по 16.09.2009 года работал в военных оркестрах войсковой части 7463 и в Саратовском военном институте биологической и химической безопасности соответственно в должности концертмейстера оркестра по специальности валторна, что подтверждается военным билетом о службе по контракту в указанный период (л.д.15), справками войсковой части 7463 о прохождении военной службы по контракту в должности концертмейстера оркестра по специальности валторна, справкой Саратовского военного института биологической и химической безопасности о прохождении военной службы по контракту в должности концертмейстера военного оркестра по специальности валторна (л.д.42-43), справками отдела военного комиссариата Саратовской области по Кировскому, Волжскому и ленинскому районам о прохождении в указанные периоды времени военной службы по контракту (л.д.72-73). Согласно Приказу Министерства обороны Российской Федерации от 22 ноября 1996 года № 417 «О военно-оркестровой службе Министерства обороны Российской Федерации» оркестр является профессионально-творческим коллективом. Согласно Приложению № 5 к Приказу Министра обороны Российской Федерации от 8 марта 1993 года № 130, действовавшим до 1 декабря 2008 года, под организациями, учреждениями и предприятиями культуры Министерства обороны Российской Федерации имеются в виду культурно-просветительные учреждения (библиотеки, Дома офицеров, Дома культуры, клубы, музеи), театрально-зрелищные предприятия (драматические театры, ансамбли песни и пляски, концертные ансамбли, оркестры), архивные учреждения (Центральный военно-морской архив и Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации), Студия военных художников имени М.Б. Грекова, Военно-художественная студия писателей, кинотеатры, кинопрокатные базы и кинопрокатные пункты, кинолаборатории, телевидение и радиовещание Министерства обороны Российской Федерации. Таким образом, истец проходил службу в учреждениях культуры- оркестрах в учреждениях Министерства обороны РФ, которые являются профессионально-творческим коллективом. В соответствии с разделом 4 (таблица 7) указанного приказа Министра обороны от 8 марта 1993 года № 130 утверждены квалификационные требования по должностям руководителей, специалистов, художественного и артистического персонала учреждений культуры, согласно которым «концертмейстер» является высшей категорией артиста симфонических, камерных, духовых, эстрадно-симфонических оркестров, оркестра народных инструментов. Таким образом, «концертмейстер» является категорией (высшей) артиста, играющего на духовых инструментах, а не наименованием должности. Согласно ст. 10 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» право на труд реализуется военнослужащими посредством прохождения ими военной службы. Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы подтверждается военными билетами, справками военных комиссариатов, воинских подразделений, архивных учреждений, записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов, и другими документами, содержащими сведения о периоде прохождения службы. В силу ст. 11 Федерального закона РФ «О статусе военнослужащих» общая продолжительность еженедельного служебного времени военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи, не должна превышать нормальную продолжительность еженедельного рабочего времени, установленную федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок учета служебного времени и предоставления дополнительных суток отдыха определяется Положением о порядке прохождения военной службы. Таким образом, военная служба по контракту согласно законодательству о военной службе предусматривала занятость в течение полного рабочего дня, поскольку военная служба не предусматривает возможности несения службы на половину ставки, то есть неполную занятость. Полную занятость в течение дня подтверждается также справками отдела военного комиссариата <адрес> по Кировскому, Волжскому и ленинскому районам о прохождении истцом в указанные периоды времени военной службы по контракту (л.д.72-73), справкой войсковой части 7463 (л.д.83), а также показаниями свидетелей Ефремова А.В., Зимовца В.В., Марчука В.А., показавших, что военная служба предусматривает занятость в течение полного рабочего времени, при этом служба может начинаться в 6 утра с подъемом солдат срочной службы, и заканчиваться днем в 14-15 часов, а может заканчиваться поздно вечером, предусмотрено нахождение артистов военного оркестра нахождение в нарядах, работа в выходные и праздничные дни. Таким образом, требования истца о включении периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста военного оркестра по специальности валторна войсковой части 7463; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста военного оркестра по специальности валторна Саратовского военного института биологической и химической безопасности подлежат удовлетворению. Также установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в должности артиста-инструменталиста в Государственном учреждении культуры (ГУК) «иные данные», что подтверждается актом проверки государственного учреждения- Пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, при этом с 1998 года Сидоров В.С. значится работающим на 0,5 ставки. Из акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец работал в ГУК «Саратовская областная филармония им. А. Шнитке» артистом инструменталистом высшей категории в камерно-инструментальном джаз- ансамбле «Саратов- Брас» (л.д.52-55). Справкой ГУК «иные данные» подтверждается работа истца в профессиональном творческом коллективе Джаз- ансамбле «иные данные» ГУК иные данные» в должности артиста- исполнителя, играющего на духовом медном инструменте - валторне (л.д.16-17). Согласно Постановлению Министерства труда от 1 февраля 1995 года № 8 «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно- квалификационных характеристик (требований) по должностям работников культуры Российской Федерации», действовавшим до 1 декабря 2008 года, должности артист- инструменталист не предусмотрено, должности в музыкальных организациях имеются артистами творческих коллективов, а в концертных организациях должности именуются как артисты- концертные исполнители всех жанров. Из представленных доказательств следует, что Сидоров В.С. занимался творческой деятельностью в должности артиста, играющего на духовых инструментах в ГУК «иные данные». Право Сидорова В.С. на досрочную пенсию в связи с творческой деятельностью вытекает из факта занятия творческой деятельностью в качестве артиста, играющего на духовом инструменте в профессиональном художественном коллективе, которым являлся джаз- ансамбль «иные данные», что подтверждается правовой позицией Верховного Суда РФ, изложено в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии», согласно которому при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности. По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям. В период с 1 февраля 1996 года по 30 сентября 2002 года истец работал на 0,5 ставки в должности артиста, играющего на духовых инструментах в ГУК «иные данные», что не оспаривается сторонами. Во включении данного стажа ответчиком истцу отказано, поскольку истец работал на 0, 5 ставки, то есть неполный рабочий день (л.д.12). Вместе с тем, исключение данного периода суд находит необоснованным, поскольку в данный период времени истец работал на 0,5 ставки штатной должности в ГУК «иные данные» в должности артиста, играющего на духовых инструментах, а также на 0,5 ставки штатной должности артиста, играющего на духовых инструментах, ГУК иные данные», то есть работал полный рабочий день. При этом, Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, не запрещают суммирование работы на 0,5 ставки на штатных должностях в различных организациях в один период времени артистам. Согласно п.1 указанного постановления наряду с порядком исчисления периодов работы, установленным настоящими Правилами, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 11, 13 и 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона, регулируется правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение указанной трудовой пенсии, утверждаемыми при принятии в установленном порядке списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (далее именуются - списки). Таким образом, в данном случае при исчислении периодов работы, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, следует применять постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, которое допускает такое суммирование. В связи с чем, периоды работы с 01.01.1998 г. по 30 сентября 2002 года в должности артиста, играющего на духовых инструментах в государственном учреждении культуры «иные данные»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста в государственном учреждении культуры «иные данные» следует включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, поскольку в указанные периоды работы истец работал на штатных должностях, дающих право на назначение досрочной пенсии по старости, по 0,5 ставки; а с ДД.ММ.ГГГГ по 01.01. 1999 года в должности артиста в государственном учреждении культуры «иные данные», поскольку работал на полную ставку в должности, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости. Период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста в государственном учреждении культуры иные данные» не подлежит включению в стаж, поскольку в данный период времени истец работал на 0,5 ставки. Вышеуказанные периоды работы подлежат включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с творческой деятельностью. В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). На момент обращения истца к ответчику с заявлением о назначении пенсии-ДД.ММ.ГГГГ, Сидоров В.С. имел необходимый трудовой стаж в связи с творческой деятельностью, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, с учетом исчисления всех периодов занятости истца на должностях, дающих право на назначение досрочной пенсии по старости, в хронологическом порядке в исчислении, более выгодном для истца. Таким образом, пенсия истцу должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня обращения. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать решение государственного учреждения управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и решение комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> от 17.06. 2010 года № незаконными в части отказа Сидорову ФИО13 включения в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с творческой деятельностью, периодов работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста военного оркестра по специальности валторна войсковой части 7463; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста военного оркестра по специальности валторна Саратовского военного института биологической и химической безопасности; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста, играющего на духовых инструментах в государственном учреждении культуры «иные данные»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста в государственном учреждении культуры иные данные». Обязать государственное учреждение- управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> включить Сидорову ФИО14 периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста военного оркестра по специальности валторна войсковой части 7463; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста военного оркестра по специальности валторна Саратовского военного института биологической и химической безопасности; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста, играющего на духовых инструментах в государственном учреждении культуры «иные данные с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста в государственном учреждении культуры иные данные», в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с творческой деятельностью, назначить пенсию с даты обращения- ДД.ММ.ГГГГ. В части включения в стаж периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста, играющего на духовых инструментах в государственном учреждении культуры «иные данные», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста в государственном учреждении культуры «иные данные»- отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.