о признании незаконным решения органа местного самоуправления



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

ДД.ММ.ГГГГ                                   <адрес>

Волжский районный суд <адрес>

в составе:

председательствующего судьи Юдиной С.В.,

при секретаре Иваницкой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Косенкова Валерия Николаевича о признании незаконным решения органа местного самоуправления, заинтересованное лицо - Саратовская городская Дума,

У С Т А Н О В И Л:

     Косенков В.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Саратовской городской Думы в толковании Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», изложенный в письме ДД.ММ.ГГГГ , мотивируя свои требования тем, что на основании ст. 45 Устава <адрес> он обратился к Главе Муниципального образования «Город Саратов» (Председателю Саратовской городской Думы) с просьбой дать официальное толкование Правил землепользования и застройки, разъяснив, каким образом из источника официально опубликования Правил - газеты «Саратовская панорама» возможно установить, в границах какой территориальной зоны расположен земельный участок, если известны координаты характерных точек его границ в местной системе координат либо его адресный ориентир. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Саратовская городская Дума отказала ему в толковании Правил, сославшись на то, что в соответствии с решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , данный вопрос относится к компетенции комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов». Считает данный отказ Саратовской городской Думы незаконным и нарушающим его права и законные интересы на получение официального толкования нормативного правового акта и право на рассмотрение его обращения по существу. Просил признать незаконным данный отказ.

    Заявитель в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, поручил представлять его интересы в суде представителю, имеющему доверенность.

    Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заявителя, с участием его представителя.

    В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, дал показания, аналогичные обстоятельствам, изложенным в заявлении, показал, что Косенков В.Н. обратился с заявлением об официальном толковании именно в Саратовскую городскую Думу, о чем имеется штамп. Отказ в толковании также ему дан Саратовской городской Думой, что подтверждается штампом на ответе, подписанном Главой администрации МО «Город Саратов», как руководителем Думы, просил заявление удовлетворить.

    Представитель Саратовской городской Думы возражала против удовлетворения заявления Косенкова В.Н., просила прекратить производство по делу по тем основаниям, что имеется вступившее в законную силу решение суда по заявлению Косенкова В.Н. об обжаловании отказа Саратовской городской Думы, изложенном в письме от ДД.ММ.ГГГГ аналогичного содержания. Кроме того, считает, что заявителем не представлены доказательства нарушения права на рассмотрение его обращения по существу, на получение официального толкования нормативного правового акта. Также его обращение рассмотрено Главой администрации МО «Г. Саратов в соответствии с Законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Косенков В.Н. в Саратовскую городскую Думу с просьбой дать официальное толкование Правил землепользования и застройки не обращался, его обращение было к Главе муниципального образования «Город Саратов» с просьбой дать разъяснение. Саратовская городская Дума не отказывала заявителю в толковании, поскольку решений об отказе в толковании Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» Саратовская городская Дума не принимала. Возложение обязанности на главу муниципального образования «Город Саратов» Грищенко О.В., либо на Саратовскую городскую Думу подготовить и внести в Саратовскую городскую Думу какой-либо проект решения, не соответствует конституционному принципу разделения властей. Просила в удовлетворении заявления отказать.

    Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит заявление Косенкова В.Н. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

    Федеральным законом, регулирующим правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливающим порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

    В соответствии с ч. 2 ст. 20 Устава <адрес> обращения граждан в органы местного самоуправления подлежат рассмотрению в порядке и сроки, установленные Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

    Согласно ст. 22-23 Устава Городская Дума является представительным органом города, глава муниципального образования "Город Саратов" - исполняющим полномочия председателя городской Думы.

     В соответствии со статьями 34, 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования, наряду с представительным органом, входит в структуру органов местного самоуправления, является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

    Согласно ст. 31 Устава Глава муниципального образования имеет следующие полномочия:

1) представляет город в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени города и городской Думы;

2) подписывает и обнародует решения, принятые городской Думой;

3) предлагает изменения и дополнения в Устав города;

4) принимает (издает) в пределах своих полномочий постановления и распоряжения;

5) созывает и ведет заседания городской Думы;

6) организует выполнение решений городской Думы в рамках своих полномочий;

7) заключает с главой администрации города контракт на основании решения городской Думы по результатам конкурса на замещение указанной должности;

8) обеспечивает подготовку вопросов, вносимых на рассмотрение заседаний городской Думы;

9) обеспечивает доведение до сведения депутатов, должностных лиц и граждан место и время проведения заседания городской Думы, внесенные на рассмотрение вопросы;

10) координирует деятельность постоянных и иных комиссий, контрольно-счетной палаты, содействует материально-техническому и организационному обеспечению их работы;

11) оказывает содействие депутатам в осуществлении ими своих полномочий; организует обеспечение их необходимой информацией, рассматривает и решает в пределах своей компетенции вопросы их работы;

12) заключает договоры, выдает доверенности, совершает иные действия;

13) организует в городской Думе личный прием граждан, рассмотрение их обращений, заявлений и жалоб;

14) осуществляет общее руководство аппаратом городской Думы;

15) осуществляет руководство секретариатом главы муниципального образования;

16) подписывает от имени городской Думы исковые заявления, направляемые в суд, а также другие документы, связанные с рассмотрением дел;

17) подписывает финансовые документы, несет ответственность по средствам, расходуемым на содержание и организацию работы городской Думы;

18) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления города полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами <адрес>.

     В соответствии со ст. 43 Уставапо вопросам местного значения население города непосредственно и органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления города принимают муниципальные правовые акты (ч. 1).

     В систему муниципальных правовых актов входят: Устав города, правовые акты, принятые на местном референдуме; решения городской Думы; постановления и распоряжения главы муниципального образования - по вопросам, отнесенным к его компетенции; постановления и распоряжения администрации города - по вопросам, отнесенным к его компетенции; распоряжения и приказы руководителей структурных подразделений администрации города в соответствии с положениями о структурных подразделениях (ч. 3).

    Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами городской Думы, главой муниципального образования, главой администрации города, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, прокурором <адрес> (ч 5).

     Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты (ч. 6).

     Порядок принятия (издания), официального опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов городской Думы и главы муниципального образования регламентирован ст. 44 Устава.

     В соответствии со ст. 44 Устава городская Дума по вопросам, отнесенным к ее компетенции действующим законодательством, настоящим Уставом, принимает решения.

     Глава муниципального образования, в пределах своих полномочий, установленных настоящим Уставом и решениями городской Думы, издает постановления и распоряжения (ч. 2).

Порядок подготовки и принятия решений городской Думы устанавливается Регламентом городской Думы, постановлений и распоряжений главы муниципального образования - главой муниципального образования.

    Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, публикуются в печатном средстве массовой информации органа местного самоуправления города (ч. 3).

    Решения, принятые городской Думой, направляются главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней (ч. 4).

    Постановления и распоряжения главы муниципального образования подписываются главой муниципального образования в течение 5 дней со дня поступления в секретариат главы муниципального образования (ч. 5).

    Решения городской Думы, постановления главы муниципального образования, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.

Иные муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их принятия (издания), если в самом документе или действующим законодательством не определен иной порядок вступления их в силу (ч. 6).

     В силу ст. 45 Устава <адрес>, толкование правового акта осуществляют орган или должностное лицо местного самоуправления города, принявшие акт в том же порядке, в каком он был принят.

     Судом установлено, ДД.ММ.ГГГГ Косенковым В.Н. в Саратовскую городскую Думу сдано заявление на имя Главы муниципального образования «Город Саратов» Грищенко О.В., согласно которому в соответствии со ст. 43 Устава <адрес> он просил его разъяснить, истолковав соответствующим образом нормы пунктов 37, 37.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», а именно, каким образом из источника официального опубликования Правил - газеты «Саратовская панорама», возможно установить, в границах какой территориального зоны расположен земельный участок, если известны координаты характерных точек его границы в местной системе координат либо его адрес (л.д. 6).

На указанное обращение Главой муниципального образования «Город Саратов» ДД.ММ.ГГГГ Косенкову В.Н. дан ответ, из которого следует, что полномочиями по даче разъяснений по вопросам применения Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» наделен Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», в связи с чем, для того чтобы установить в границах какой территориальной зоны расположен земельный участок, у которого известны координаты характерных точек его границ либо его адресный ориентир, ему необходимо обратиться в вышеуказанный комитет (л.д. 7).

     Как установлено судом, решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования «город Саратов». Правила в установленном порядке опубликованы в газете «Саратовская панорама».

     В соответствии с решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении Положения о комитете по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», полномочиями по даче разъяснений по вопросам применения Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» наделен комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов».

    Как следует из текста заявления, с которым Косенков В.Н. обратился к Главе муниципального образования «Город Саратов», заявитель просил Главу МО «Город Саратов» дать разъяснение в порядке ст. 43 Устава, а не толкование нормативного акта, предусмотренное ст. 45 Устава Города.

    Кроме того, среди перечисленных в ст. 31 Устава полномочий Главы МО «Город Саратов» дача толкования решений Саратовской городской Думы не определена ни как право, ни как обязанность Главы муниципального образования.

Доводы представителя заявителя о том, что обращение было адресовано в Саратовскую городскую Думу, суд находит несостоятельными, т.к. данные обстоятельства опровергаются содержанием заявления, и ссылкой на ст. 43 Устава Города.

Каких-либо иных обращений Косенкова В.Н. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Саратовской городской Думы по вопросу толкования Правил не поступало, заявителем в суд не представлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что Косенков В.Н. с просьбой толкования нормативного акта в Саратовскую городскую Думу ДД.ММ.ГГГГ не обращался, решение об отказе в толковании Правил Думой ДД.ММ.ГГГГ не принималось.

    Кроме того, в заявлении Косенкова В.Н. отсутствовала просьба к Главе МО «Город Саратов» о внесении на рассмотрение Думы поставленных им вопросов в рамках ст. 45 Устава Города.

    Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

    В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

    В порядке ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с п. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления, должностного лица, и права либо свободы гражданина не были нарушены.

    Принимая во внимание вышеизложенное, оценив имеющиеся по делу доказательства в совокупности, суд считает, что обращение Косенкова В.Н. было рассмотрено в соответствии с требованиями закона, компетентным лицом, которому адресовано обращение, дан мотивированный ответ, права либо свободы Косенкова В.Н. нарушены не были, в связи с чем, отсутствуют основания для признания незаконным отказа Саратовской городской Думы в толковании Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», изложенного в письме ДД.ММ.ГГГГ .

     На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199, 255-258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

     В удовлетворении заявления Косенкова Валерия Николаевича о признании незаконным отказа Саратовской городской Думы в толковании Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», изложенного в письме ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

     Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Текст решения изготовлен компьютерным способом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                                                           С.В. ЮДИНА