Дело № 2-4773/10 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 6 декабря 2010 года Волжский районный суд г. Саратова в составе: Председательствующего судьи С.Н. Агарковой, При секретаре А.А. Разделкиной, Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Волковой ФИО6 о признании незаконными бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов», у с т а н о в и л : Волкова О.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов», в обоснование которого указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, совхоз «<адрес>», кадастровый номер № для целей, не связанных со строительством- для садоводства. К заявлению были все необходимые документы. В нарушение законодательства и сроков рассмотрения заявления, его заявление органом местного самоуправления- администрацией муниципального образования «Город Саратов» рассмотрено не было, не рассмотрено до настоящего времени. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по нерассмотрению заявления, обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление. В судебное заседание Волкова О.В. не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие. Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил. Представитель Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» Соловьева Ю.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснив, что получив заявление Волковой О.В., ДД.ММ.ГГГГ году заявителю был направлено письмо, в котором сообщалось, что в соответствии с решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов», для целей не связанных со строительством», обязательным приложением являются документы, послужившие основанием для постановки на кадастровый учет. Волковой О.В. было предложено представить такие документы. В связи с чем, отсутствует бездействие со стороны органов местного самоуправления. Представитель комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» Животикова Ю.О., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным представителем Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов». Представитель Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по <адрес> в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать: либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. В соответствии с ч.1-3 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Волкова О.В. обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, совхоз <адрес>», кадастровый номер №, для целей, не связанных со строительством- для садоводства в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ (л.д.6). Заявление Волковой О.В. соответствует требованиям, предъявляемым ст. 34 ЗК РФ: в заявлении указаны цель использования земельных участков (для целей, не связанных со строительством- для садоводства); размер земельного участка- 1200 кв.м., местоположение (<адрес>, совхоз «Комбайн», кадастровый номер 64:48:01 01 16:354), приложены копия паспорта, оригинал кадастрового паспорта, уведомление об отсутствие сведений о правах на земельный участок (л.д.8-12), то есть все необходимые документы в соответствии с действующим законодательством на момент подачи заявления. Как следует из ч.4 ст. 34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Вместе с тем, установлено, что в отношении испрашиваемого земельного участка осуществлены кадастровые работы и участок поставлен на кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка (л.д.13-15). Указанный кадастровый паспорт был приложен к заявлению о предоставлении права аренды земельного участка (л.д.6). В соответствии с ч.5 ст. 34 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Установлено, что Волкова О.В. ДД.ММ.ГГГГ представила в администрацию муниципального образования «Город Саратов» заявление о предоставлении в аренду земельного для целей, не связанных со строительством, а также кадастровый паспорт земельного участка (л.д.6). Таким образом, в соответствии с ч.5 ст. 34 ЗК РФ, администрация муниципального образования «Город Саратов» обязана в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта должна принять решение по заявлению Волковой О.В. Установлено, не оспаривается участниками процесса, что решение в порядке ст. 34 ЗК РФ о предоставлении земельного участка не принято. Таким образом, до настоящего времени решения о предоставлении земельного участка по смыслу ст. 34 ЗК РФ, органом местного самоуправления не принято, тогда как должно было быть принято не позднее ДД.ММ.ГГГГ, поскольку Земельный кодекс РФ не указывает на исключение выходных дней из установленного двухнедельного срока принятия решения. Довод представителя Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» на п.2.8 Положения о предоставлении земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Саратов», для целей не связанных со строительством», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 07.07. 2010 года №, согласно которому в случае если заинтересованное лицо обращается с заявлением о предоставлении права на земельный участок, в отношении которого осуществлен государственный кадастровый учет, обязательным приложением к такому заявлению являются документы, послужившие основанием для постановки на государственный кадастровый учет (проект границ земельного участка, схема расположения земельного участка), суд находит необоснованным, поскольку заявителем заявление представлено ДД.ММ.ГГГГ, до вступления в силу настоящего Положения (опубликовано ДД.ММ.ГГГГ, вступает в действие с даты официального опубликования). Кроме того, ст. 34 ЗК РФ предусматривает принятие решение в течение 2-х недель именно со дня предоставления кадастрового паспорта, а не каких-либо иных документов. Из письма Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении документов не следует о принятии решения о предоставлении либо отказе в предоставлении земельного участка в установленный срок. Также письмо датировано ДД.ММ.ГГГГ, то есть через два месяца по истечении срока для принятия решения по заявлению Волковой О.В. Как следует из правовой позиции, изложенной в п.25 постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Суд приходит к выводу, что заявитель правомерно обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с указанным заявлением на основании законодательства о земле Саратовской области. Законом Саратовской области «О внесении изменений в Закон Саратовской области « О земле» от 07.10.2009г. № 144-ЗСО, статья 4 Закона Саратовской области «О земле», предоставлявшая Комитету по управлению имуществом Саратовской области право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, признана утратившей силу и согласно ст. 10 ФЗ « О введении в действие Земельного Кодекса РФ» от 25.10.01 г. распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления. Таким образом, из исследованных в судебном заседании доказательств следует, что администрацией муниципального образования «Город Саратов», не принявшей никакого решения по заявлению Волковой О.В. о предоставлении земельного участка в двухнедельный срок, нарушены нормы статьи 34 ЗК РФ, в связи с чем, имеет место бездействие органа местного самоуправления, которое является незаконным. Как следует из п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение установленного законом срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. Бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» является незаконным, противоречащим требованиям ст. 34 Земельного кодекса РФ, поскольку заявление Волковой О.В. о предоставлении земельного участка в аренду для целей, не связанных со строительством, не рассмотрено в установленный законом срок, решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении права аренды по каким-либо основаниям не принято, чем нарушены права Волковой О.В. на оформление земельного участка, суд считает возможным удовлетворить требования о возложении обязанности по рассмотрению заявлению без предрешения существа принятого администрацией муниципального образования «Город Саратов» решения. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по не рассмотрению заявления Волковой ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении права на земельный участок. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление Волковой ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении права на земельный участок площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, совхоз «Комбайн» (кадастровый номер №) для садоводства, в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья С.Н. Агаркова