о признании постановлений незаконными



Дело № 2-3951|10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 декабря 2010 года                                                                    г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Шамаиловой О.В.

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мальковой Людмилы Васильевны к ФИО4 о признании постановлений незаконными, о понуждении предоставления в аренду земельных участков

У С Т А Н О В И Л:

Малькова Л.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными постановления ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ №№,о понуждении ответчика предоставить Мальковой Л.В. в аренду сроком на 25 лет земельные участки: площадью 2 кв.м. с кадастровым номером , расположенный по адресу <адрес>, пересечение улиц <адрес>, для размещения объекта торговли, площадью 3 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>, пересечение улиц <адрес> для размещения объекта торговли. Свои требования истец мотивирует тем, что ФИО6 были изданы распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду сроком на 11 месяцев для размещения торговых павильонов выше указанных земельных участков.Участки были поставлены на учет в государственный земельный кадастр, им были присвоены кадастровые номера: на земельный участок площадью 2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, на пересечении улиц <адрес> на земельный участок площадью 3 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, на пересечении улиц <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ФИО7 заключены Договоры аренды находящихся в государственной собственности земельных участков №№ сроком на 11 месяцев. Согласно п.п.5.1.3. договоров аренды находящихся в государственной собственности земельных участков установлено, что по истечении срока действия Договоров арендатор имеет преимущественное право перед другими на заключение договоров аренды. ДД.ММ.ГГГГ истцом было получено заключение комитета ФИО8, в котором указывалось, что земельный участок площадью 2 кв.м., расположен в территориальной зоне многофункциональной общественно-деловой застройки локальных центров (ОД-2), при заключении нового договора аренды или продлении действующего возможно установить ранее определенный в договоре -аренды от ДД.ММ.ГГГГ разрешенный вид использования земельного участка.12.05.2010 г. истец обратилась к ответчику с заявлениями о предоставлении указанных выше земельных участков в аренду сроком на 25 лет в соответствии со статьей 34 ЗК РФ, для целей не связанных со строительством - для размещения объектов торговли. Решением Волжского районного суда <адрес> признано незаконным бездействие ответчика и на ответчика была возложена обязанность в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решения по заявлениям истца о предоставлении в аренду сроком на 25 лет выше названных земельных участков. Постановлениями ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ №№ истцу было отказано в предоставлении земельных участков на том основании, что земельные участки расположены в границах территорий общего пользования и что размещение объектов торговли на испрашиваемых земельных участках не предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов.Считает, что данные постановления ФИО10 являются незаконными, поскольку ссылка ответчика на решение Саратовской городской Думы от 27.05.2010г. № 51-606 «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов» применяется к правоотношениям, возникшим после ДД.ММ.ГГГГЗаявления о предоставлении в аренду земельных участков были получены ответчиком ДД.ММ.ГГГГФИО11 была обязана в соответствии с п. 5 ст.34 ЗК РФ в двухнедельный срок принять решение о предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду.Следовательно, заявления должны были быть рассмотрены не позднее ДД.ММ.ГГГГНезаконность бездействия ФИО12 по не рассмотрению заявлений в установленные законом сроки установлена решением Волжского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ Решение Думы не может применяться в данном случае, поскольку в период законного срока рассмотрения заявления решение не вступило в законную силу и обратной силы не имеет. Решение Саратовской городской Думы от 29.06.2000г. № 46-471 «Об утверждении Плана красных линий центрального планировочного района города» разрешает в пределах красных линий временных объектов попутного обслуживания пешеходов (мелкорозничной торговли и бытового обслуживания).

Представитель истца в ходе судебного разбирательства исковые требования поддержал в полном объеме.

Представители ФИО13 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на те обстоятельства, что испрашиваемые земельные участки расположены на территории общего пользования, размещение объектов мелкорозничной сети на территории города допускается только в местах, предусмотренных Схемой, утвержденной постановлением главы администрации города, адресные ориентиры нестационарных объектов истцом в качестве предложений для включения в Схему размещения на 2010 год не передавались. Порядок размещения нестационарных торговых объектов на территории общего пользования был установлен Положением «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «Город Саратов», согласно которого допускается размещение нестационарных торговых объектов, соответствующих архитектурному облику муниципального образования, размещение которых осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, на срок, не превышающий 11 месяцев.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу требований ст. 34 ЗК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Законом Саратовской области «О земле» от 07.10.2009 года № 144-ЗСО ст. 4 признана утратившей силу и полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными на территории г. Саратова, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к администрации муниципального образования «Город Саратов».

В судебном заседании установлено, что истец в настоящее время не обладает статусом индивидуального предпринимателя, что усматривается из представленной в суд выписки, согласно которой физическое лицо прекратило деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения (л.д. ).

Распоряжением ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ истцу был предоставлен в аренду сроком на 11 месяцев земельный участок из земель населенных пунктов, расположенный по адресу <адрес>, на пересечении <адрес>, б/н, площадью 2 кв.м., для целей не связанных со строительством, - размещение торгового павильона в границах, указанных в прилагаемом к настоящему распоряжению проекте границ земельного участка (л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО15 и истцом был заключен договор аренды выше названного земельного участка с кадастровым номером сроком на 11 месяцев (л.д.).

Распоряжением ФИО16 от ДД.ММ.ГГГГ №Т истцу был предоставлен в аренду сроком на 11 месяцев земельный участок из земель населенных пунктов, расположенный по адресу <адрес>, на пересечении <адрес>, б/н, площадью 3 кв.м., для целей не связанных со строительством, - размещение торгового павильона в границах, указанных в прилагаемом к настоящему распоряжению проекте границ земельного участка (л.д.).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО17 и истцом был заключен договор аренды выше названного земельного участка сроком на 11 месяцев (л.д.).

По окончании срока действия договоров аренды земельных участков, истец обратилась в 2010 года к ответчику с заявлениями о предоставлении в аренду выше указанных земельных участков для целей, не связанных со строительством сроком на 25 лет (л.д.).

Решением Волжского районного суда г. Саратова от 04.06.2010 года постановлено: признать незаконным бездействие ФИО18 по не принятию решений по заявлениям истца от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении о предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельного участка площадью 2 кв.м. с кадастровыми номером , расположенного по адресу <адрес>, на пересечении улиц <адрес>, б/н для размещения объектов торговли. Обязать ФИО19 в течение 10 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения принять решение по заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельного участка площадью 2 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>, на пересечении улиц <адрес>, б/н для размещения объектов торговли. Признать незаконным бездействие ФИО22 ФИО20 по не принятию решений по заявлениям истца от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении о предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельного участка площадью 3 кв.м. с кадастровыми номером , расположенного по адресу <адрес>, на пересечении улиц <адрес>, б/н для размещения объектов торговли. Обязать ФИО21 в течение 10 дней с момента вступления в законную силу настоящего решения принять решение по заявлению истца от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельного участка площадью 3 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>, на пересечении улиц <адрес>, б/н для размещения объектов торговли (л.д.).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Администрации ФИО23 истцу было отказано в предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельного участка для целей, не связанных со строительством, общей площадью 2 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, на пересечении улиц <адрес>, <адрес>, по следующим основаниям: земельный участок расположен в границах территорий общего пользования и размещение объекта торговли на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов (л.д.).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО24 истцу было отказано в предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельного участка для целей, не связанных со строительством, общей площадью 3 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, на пересечении улиц <адрес>, <адрес>, по следующим основаниям: земельный участок расположен в границах территорий общего пользования и размещение объекта торговли на испрашиваемом земельном участке не предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов (л.д.).

В соответствии со ст. 30 Гр.К РФ, границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку. На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия. Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.

Согласно ст. 37 Гр.К РФ, разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

В соответствии с п. 3.1. Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 года №27-280, решения по землепользованию и застройке принимаются в соответствии с Генеральным планом муниципального образования "Город Саратов", документацией по планировке территории и на основе установленных Правилами градостроительных регламентов, которые действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же территориальной зоне земельные участки, иные объекты недвижимости независимо от форм собственности.

Установлено, в ходе судебного разбирательства, что испрашиваемые земельные участки расположены на территориях общего пользования, что подтверждается фрагментом карты градостроительного зонирования (л.д.) и фрагментом генерального плана г. Саратова (л.д.).

В соответствии с п.п. 13.6,13.7 Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Саратов, на территориях общего пользования размещение стационарных торговых объектов не допускается. На территориях общего пользования допускается размещение нестационарных торговых объектов, в том числе передвижных сооружений.

Размещение на территориях общего пользования нестационарных торговых объектов (не являющихся объектами капитального строительства) на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Земельные участки для размещения нестационарных торговых объектов (не являющихся объектами капитального строительства), за исключением передвижных сооружений, предоставляются в аренду на срок не более 11 месяцев.

В соответствии с Положением «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от 27 мая 2010 года №51-606, Положение определяет использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, муниципального образования "Город Саратов", находящихся в муниципальной собственности и государственная собственность на которые не разграничена.

1.4. Приоритетным использованием земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования "Город Саратов", является: благоустройство, озеленение, запрет вырубки зеленых насаждений без соответствующего разрешения и осуществления мероприятий по компенсационному озеленению.

1.7. Земельные участки, расположенные в границах территорий общего пользования, используются на безвозмездной основе для размещения:

- клумб, газонов, посадки деревьев в целях благоустройства территорий;

- детских игровых площадок (за исключением детских игровых площадок коммерческого назначения);

- площадок для размещения контейнеров для сбора ТБО;

- остановочных пунктов общественного транспорта.

1.9. Допускается использование земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования, для размещения нестационарных торговых объектов, соответствующих архитектурному облику муниципального образования "Город Саратов", размещение которых осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, на срок, не превышающий 11 месяцев.

Доводы представителя истца о том, что при регулировании правоотношений по предоставлению земельных участков не подлежит применению указанное выше Положение, так как оно не имеет обратной силы и в период законного срока рассмотрения заявлений истца о предоставлении земельных участков в аренду Положение не вступило в законную силу, являются несостоятельными.

Поскольку на момент принятия постановлений об отказе истцу в предоставлении земельных участков действовало Положение «Об использовании земельных участков, расположенных в границах территорий общего пользования муниципального образования «город Саратов», утвержденное решением Саратовской городской Думы от 27 мая 2010 года №51-606, в свою очередь, правоотношения сторон по предоставлению земельных участков в аренду имели место и на момент вынесения указанных выше постановлений администрацией муниципального образования «город Саратов».

Таким образом, предоставление земельных участков в границах территорий общего пользования с видом использования - для размещения объектов торговли не предусмотрено.

В свою очередь, доводы истца о том, что земельные участки поставлены на кадастровый учет не свидетельствуют о бесспорном праве истца на продление ранее действующих договоров аренды и о предоставлении аренды истцу сроком на 25 лет.

В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления, в порядке, установленном органами власти субъекта РФ, утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов, с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, установленных органами власти субъекта РФ, в соответствии с документами территориального планирования, Правил землепользования и застройки.

Разработка и утверждение Схемы размещения нестационарных торговых объектов осуществлялась в порядке, установленном приказом Министерства экономического развития и торговли Саратовской области от 29 марта 2010г. № 177.

Истцом не было предоставлено доказательств в подтверждении включения в Схему размещения нестационарных торговых объектов истца.

Вместе с тем, с учетом указанных выше норм размещение торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов может быть предоставлено на срок не более 11 месяцев, тогда как истцом истребуются земельные участки арендой сроком на 25 лет.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

На основании выше изложенного в удовлетворении исковых требований следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении искового заявления Мальковой Людмилы Васильевны к ФИО25 о признании постановлений незаконными, о понуждении предоставления в аренду земельных участков - отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                      подпись                                                     О.В. Шамаилова