о предоставлении жилья



Дело № 2-3901/10

Дело № 2-3901/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 декабря 2010 года                                      г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Ефимкиной Ю.В.,

при секретаре Беловой Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Немцева Александра Николаевича к администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица - комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов», министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о признании нуждающимся в жилом помещении, предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Немцев А.Н. обратился в суд с указанными требованиями, в обоснование которых указал, что с марта 2008 года проходит службу в органах внутренних дел в должности участкового уполномоченного милиции в составе УВД по <адрес>. По месту жительства он зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение на праве собственности принадлежит ФИО4 и ФИО5 по 1/2 доле каждому. Собственники указанного жилого помещения не являются членами семьи истца. В данной квартире проживает истец со своей женой ФИО7, которая также зарегистрирована на данной жилой площади. Проживание семьи Немцева А.Н. в данной квартире стесняет собственников данного жилого помещения. По месту регистрации участия в приватизации он не принимал. С 1983 года по август 2009 года Немцев А.Н. был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Собственниками данного дома являются отец истца ФИО1 в размере 1/3 доли, мать ФИО2 в размере 1/3 доли и брат ФИО3 в размере 1/3 доли, что подтверждается договором на приватизацию жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. Как усматривается из вышеуказанного договора, участия в приватизации данного жилого помещения истец также не принимал. В связи с тем, что местом работы Немцева А.Н. является черта <адрес>, он был вынужден сняться с регистрационного учёта и зарегистрироваться по месту фактического проживания. В собственности и в пользовании (по договору социального найма) недвижимого имущества ни истец, ни его супруга не имеют, этот факт подтверждается справками из Управления ФРС по <адрес> и справками из ФГУП «Ростехинвентаризация». ДД.ММ.ГГГГ Немцев А.Н. обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о постановке его на учёт и предоставлении жилья, во исполнение ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации «О милиции». Однако ДД.ММ.ГГГГ получен ответ, где разъясняется, что Немцев А.Н. должен обратиться для постановки на учёт в качестве нуждающегося в администрацию <адрес>. Дополнительно предложено воспользоваться своим правом в соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО «О предоставлении жилых помещений в <адрес>» путём получения безвозмездной финансовой помощи (субсидии) для приобретения жилья. Истец считает, что отказом в предоставлении ему жилого помещения нарушено его право, предусмотренное ст. 30 Закона РФ «О милиции», в соответствии с которым сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Отказ в постановке на учёт в качестве нуждающегося, а следовательно, в предоставлении жилого помещения нарушает права истца, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ и ч. З ст. 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации, согласно которому принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учёт не по месту своего жительства. Местом моего жительства и работы является черта <адрес>. Органом местного самоуправления является администрация муниципального образования «Город Саратов». В соответствии с п. «Б» ч. 1 ст. <адрес> -ЗСО от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении жилых помещений в <адрес>», нормы предоставления площади жилого помещения на семью из двух человек, состоящих в зарегистрированном браке составляют 32 кв. метров общей площади. Истец полагает, что он вправе претендовать на жилую площадь не менее 32 кв. м, в связи с чем просит суд признать его нуждающимся в жилом помещении и обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить благоустроенное жилое помещение в черте <адрес> общей площадью не менее 32 кв. м на состав семьи их двух человек.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что в соответствии со ст. 49 ЖК РФ предоставление жилого помещения из муниципального жилищного фонда, осуществляется только малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Кроме того, в соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» милиция вправе иметь и имеет служебный фонд, формируемый в порядке, установленном Правительством РФ. Финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Так, в приложении к федеральному закону «О федеральном бюджете на 2005 год» в ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2005 год Министерству внутренних дел РФ были предусмотрены денежные средства на реализацию Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в размере 294261,0 тыс. руб. Закон предусматривает финансирование деятельности милиции не только и не столько за счет средств местных бюджетов, но и за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Исходя из норм законодательства, регулирующих правовой статус участковых уполномоченных милиции, следует, что обеспечение данных работников милиции жильем относится к компетенции и полномочиям органов государственной власти, то есть являются государственными полномочиями и не является расходным обязательством бюджета г. Саратова. Таким образом, по мнению представителя ответчика, требование к органам местного самоуправления исполнить государственные полномочия, не обеспеченные средствами федерального бюджета, бюджета субъекта РФ является нарушением гарантий местного самоуправления, определенных Конституцией РФ и федеральными законами. У истца возникло право на получение жилья или соответствующей субсидии на основании ст. 30 Закона «О милиции» от органов исполнительной власти Саратовской области.

Представитель комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» также возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, и иных поступлений в соответствии с законодательством РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Денежные средства на осуществление данных полномочий предусматривались исполнительному органу власти Саратовской области и территориальному органу МВД РФ.

Представитель министерства строительства и ЖКХ Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Выслушав мнение участников процесса, свидетелей, исследовав материалы дела, суд полагает возможным частично удовлетворить иск по следующим основаниям.

Согласно п. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В силу ч. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

В силу требований п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в том числе относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Таким образом, федеральным законодательством установлено, что определение порядка предоставления жилых помещений должно регулироваться федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 3, 4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Органом местного самоуправления является администрация муниципального образования «город Саратов» (ст. 22 Устава г. Саратова).

В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Согласно п. 6 ст. 52 ЖК РФ орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

По результатам рассмотрения сданных документов в указанный орган, администрация муниципального образования «Город Саратов» в соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ должна была либо поставить истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, либо отказать в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в постановке на учет содержится в статье 54 ЖК РФ, согласно которой отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

На основании ст. 30 ФЗ от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции» (в ред. ФЗ от 31.03.1999 г. № 68-ФЗ и от 29.12.2000 г. № 163-ФЗ) сотрудникам милиции, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отельной квартиры или дома, по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Статьей 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» от 28 апреля 2005 года № 39-ЗСО (в ред. ЗСО от 26.06.2006 г. № 62-ЗСО и от 31.10.2006 г. № 119-ЗСО) предусмотрено, что жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях гражданам, перечисленных в данной статье. В п. 5 указанной статьи так же указано, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признанным органом местного самоуправления малоимущими гражданами в установленном ст. 5 настоящего Закона порядке.

Согласно Определению Конституционного суда от 15 февраля 2005 года № 58-0 по жалобе администрации города Коряжма Архангельской области, связанной с проверкой конституционности части первой статьи 30 Закона Российской Федерации «О милиции», обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников, расположенных на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение; содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления; возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета.

В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что законоположение, обязывающее органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции, в том числе участковых уполномоченных милиции, жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащее Конституции Российской Федерации.

В дальнейшем, в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года № 485-O «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации г. Новочебоксарска Чувашской республики на нарушение конституционных прав и свобод ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации «О милиции» было указано, что сама по себе ч. 1 ст. 30 Закона РФ «О милиции» непосредственно не решает вопросы разграничения полномочий по обеспечению жильем сотрудников милиции между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями и не определяет условия, на которых должно осуществляться указанными лицами право на жилище. В ней ясно и однозначно установлено предписание об обеспечении сотрудников милиции жильем в первоочередном порядке (участковым уполномоченным милиции оно должно быть предоставлено в течение шести месяцев), которое должно обеспечиваться с учетом положений жилищного законодательства, в том числе Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. «б» ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» от 25 апреля 2005 года № 39-ЗСО (в ред. по состоянию на 02.07.2009 г.) нормы предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда устанавливаются для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, на семью из двух человек, состоящих в зарегистрированном браке, - 32 кв. метра общей площади.

Согласно справке Управления внутренних дел по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Немцев П.Н. проходит службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ, в должности участкового уполномоченного милиции с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 7, 133).

Немцев А.Н. состоит в зарегистрированном браке с ФИО1 (Гусевой) Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17).

Установлено, что Немцев А.Н. обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий, приложив все необходимые документы. Письмом истцу было отказано в постановке на учет и улучшении жилищных условий, при этом было указано, что согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 57 ЖК РФ органы местного самоуправления жилые помещения по договорам социального найма предоставляют только малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления по месту их жительства. Место жительства гражданина определяется его регистрацией. Так как Немцев А.Н. зарегистрирован в Заводском районе г. Саратова, с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении необходимо обратиться в администрацию данного района г. Саратова. Кроме того, истцу было рекомендовано реализовать свое право на жилище как участкового уполномоченного милиции путем получения безвозмездной финансовой помощи для приобретения жилья через уполномоченный орган области - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (л.д. 24-25).

Немцев А.Н. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>А, <адрес>. В указанной квартире кроме ФИО3 зарегистрированы ФИО4, 1962 года рождения, ФИО5, 1961 года рождения, ФИО6, 1985 года рождения, ФИО7, 1988 года рождения, ФИО8, 2010 года рождения (л.д. 131).

Из заявления нанимателя ФИО4 начальнику отдела УФМС по <адрес> в <адрес> следует, что Немцев А.Н. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>А, <адрес> как родственник (л.д. 62).

Согласно обязательству Немцева А.Н., данному ДД.ММ.ГГГГ нанимателю ФИО4, Немцев А.Н. после регистрации по адресу: <адрес>А, <адрес>, предъявлять какие-либо права на долю в указанной квартире он не намерен, в связи с чем при приватизации указанной квартиры и он, и его супруга ФИО7 от участия в приватизации данной квартиры отказались (л.д. 61-62).     

Собственниками указанной квартиры являются ФИО4 и ФИО5 по 1/2 доле каждый на основании договора на приватизацию жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-16).

Допрошенные в судебном заседании ФИО4 и ФИО5 суду пояснили, что Немцев А.Н. не вселялся в указанную квартиру в качестве члена их семьи, у Немцева А.Н. и ФИО7 отдельная семья и проживают в квартире, которая принадлежит ФИО4 не в качестве членов семьи собственников.     

В период с 1983 год по ДД.ММ.ГГГГ Немцев А.Н. был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Собственниками указанного дома являются отец истца ФИО1 в размере 1/3 доли, мать ФИО2 в размере 1/3 доли и брат ФИО3 в размере 1/3 доли, на основании договора на приватизацию жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).

В судебном заседании также установлено, что жилья на праве собственности и по договору социального найма Немцев А.Н. и ФИО7 не имеют, что подтверждается справками муниципального унитарного предприятия «Городское бюро технической инвентаризации», сообщениями управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> (л.д. 10-13, 21-22, 101-109).

Поскольку в судебном заседании установлено, что Немцев А.Н. не является членом семьи собственников жилого помещения - <адрес>А по <адрес> в <адрес>, так как не является родственником и не признан членом семьи собственников квартиры, а ФИО7 является членом семьи Немцева А.Н., они не имеют жилья ни в собственности, ни по договору социального найма, в связи с чем Немцев А.Н. является нуждающимся в улучшении жилищных условий.           

При этом факт регистрации в квартире, собственниками которой являются ФИО4 и ФИО5, не порождает для истца каких-либо прав и обязанностей в отношении данного жилого помещения в силу ст. 3 Закона «О праве гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации», ст. 1 ЖК РФ, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими законодательными актами, в том числе право на жилое помещение.

Совершение истцом каких-либо действий по намеренному ухудшению жилищных условий, а именно совершение гражданско-правовых сделок с принадлежащим жильем, повлекшим уменьшение или отчуждение жилого помещения, в судебном заседании не установлено, доказательств этого в суд не представлено (ст. 53 ЖК РФ).     

Согласно сведениям министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ решением уполномоченного органа на основании заявления и прилагающихся к нему документов Немцев А.Н. признан нуждающимся в получении социальной выплаты по программе «Профилактика правонарушений и усиление борьбы с преступностью на территории <адрес>» и ДД.ММ.ГГГГ поставлен на жилищный учет по <адрес> (распоряжение -Р от ДД.ММ.ГГГГ). В списках граждан, нуждающихся в социальной выплате на строительство (приобретение) жилых помещений, по <адрес> Немцев А.Н. значится под № 181. Кроме того, Немцеву А.Н. 10.05.1983 года рождения, социальная выплата (субсидия) на строительство (приобретение) жилого помещения не предоставлялась (л.д. 77, 128). соцаильной выплаты по программе "а на основании заявления и прилагающихся к нему документов Немцев А.оне г. й обалсти и терри        

В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» участковым уполномоченным милиции жилая площадь предоставляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность.

В судебном заседании также установлено, что с момента вступления истца в должность участкового уполномоченного (с марта 2008 года) на день рассмотрения дела прошло более 6-ти месяцев, однако жилое помещение ему не представлено до настоящего времени.

При предоставлении жилья норма должна учитываться исходя из положений п.п. «б» п. 1 ст. 2 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области», ч. 3, 4 ст. 49, ч. 6 ст. 50, ст. 58 ЖК РФ. В соответствии со ст. 2 п. 1 п.п. «а» Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» норма предоставления жилой площади на семью из двух человек, состоящих в зарегистрированном браке, - 32 кв. метра общей площади. Таким образом, на администрацию муниципального образования «Город Саратов» должна быть возложена обязанность по предоставлению Немцеву А.Н. благоустроенного жилого помещения на состав семьи из двух человек общей площадью не менее 32 кв. м, отвечающее санитарным и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Обязанным органом в данном случае является ответчик.

В судебном заседании установлено, что условия для постановки на учет в качестве нуждающегося, предусмотренные Жилищным Кодексом РФ истцом были выполнены, все документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающегося, Немцевым А.Н. были предоставлены к заявлению. Кроме того, данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании и представителем ответчика.

Довод администрации муниципального образования «Город Саратов» о наличии у истца права на получение безвозмездной финансовой помощи, как основание непринятия на учет нуждающимся в улучшении жилищных условий, является необоснованным, так как не предусмотрен ст. 54 ЖКРФ.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком не представлено ни одного доказательства в опровержение исследованных судом обстоятельств.

Вместе с тем, при вынесении решения о возложении обязанности предоставить жилое помещение, требование о признании нуждающимся в получении жилого помещения, является излишним.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Немцеву Александру Николаевичу благоустроенное жилое помещение на состав семьи из двух человек общей площадью не менее 32 квадратных метров в черте г. Саратова.
В удовлетворении остальной части исковых требований Немцева Александра Николаевича отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд.
Судья                                                                                        Ю.В. Ефимкина