возложение обязанности предоставить жилое помещение



    Дело № 2-4707

РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

                                                  

    09 декабря 2010 г.                                                                       г. Саратов.

     Волжский районный суд г. Саратова

в составе председательствующего судьи Егоровой И.А.,

при секретаре: Мясушкиной Ю.С.,

      рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по иску Мельдяшева А.В. к Администрации муниципального образования «Город Саратов», третье лицо ГУВД г. Саратова о признании действия незаконным, возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение,

                                                         

                                                               УСТАНОВИЛ:

         Истец обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании незаконным действия, выразившегося в непринятии решения о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, понуждении к предоставлении благоустроенного жилого помещения. В обоснование названных требований указал, что он проходит службу в должности участкового уполномоченного милиции Октябрьского РУВД г. Саратова с 01.03.2009г. и по настоящее время. В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» участковым уполномоченным милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность. С момента вступления в должность прошло более 6 месяцев. В связи с этим, истец обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий, приложив необходимые для этого документы. Письмом от 05.10.2010г. истцу было сообщено, что органы местного самоуправления жилые помещения по договорам социального найма предоставляют только малоимущим гражданам, стоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности. Полномочиями по обеспечению жильем участковых уполномоченных милиции администрация муниципального образования « Город Саратов» не наделена. В этой связи истцу рекомендовано использовать право на жилище как участковому уполномоченному милиции в соответствии со ст. 15 Закона Саратовской области от 28.04.2005г. № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» путем получения безвозмездной финансовой помощи (субсидии) для приобретения жилья через уполномоченный орган области - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области. Истец считает действие органа местного самоуправления неправомерным по следующим основаниям:

         В соответствии с п. 3 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений поданных в указанный орган по месту своего жительства, что истцом и было сделано 16.02.2010 г.К заявлению были приложены документы, подтверждающие право истца состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, как это предусмотрено п. 4 ст. 52 ЖК РФ.Органом местного самоуправления в данном случае является администрация муниципального образования «Город Саратов». Следовательно, именно администрация муниципального образования «Город Саратов», являясь органом местного самоуправления, должна принять истца на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий.В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ - решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч. 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.Согласно п. 6 ст. 52 ЖК РФ - орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия такого решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.Ответ администрации муниципального образования «Город Саратов» представила истцу в срок, однако его заявление, в котором он обращался с просьбой о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, удовлетворено не было. На учет истец поставлен не был.По результатам рассмотрения сданных документов в указанный орган, администрация муниципального образования «Город Саратов» в соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ должна была поставить либо отказать в постановке на учет.Все условия для постановки на учет в качестве нуждающегося, предусмотренные ЖК РФ истцом были выполнены, все документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающегося, истцом были предоставлены.Ссылка администрации муниципального образования «Город Саратов» на наличие у истца права на получение безвозмездной финансовой помощи, как основание непринятия на учет нуждающимся в улучшении жилищных условий, не предусмотрена положениями ст. 54 ЖК РФ.Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 54 ЖК РФ - решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, и может быть обжаловано им в судебном порядке.В соответствии со ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, наряду с другими функциями, относится ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.В соответствии с п. 2 ст. 52 ЖК РФ - состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право стоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенным федеральным закономили законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.Жилья на праве собственности и по договору социального найма истец не имеет. Истец и члены его семьи зарегистрированы в квартире, принадлежащей на праве собственности матери истца. Фактически проживает в арендуемом жилом помещении.

    Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.      

    В судебном заседании представитель истца Канавичев М.Ю., действующий на основании доверенности от 12.10.2010 г. требования, изложенные в исковом заявлении, поддерживал в полном объеме и просил их удовлетворить.

      В судебном заседании представитель ответчика Межевич Ю.А., действующая на основании доверенности от 09.10.2010г. возражала против удовлетворения исковых требований истца по основаниям, изложенным письменно в возражениях на исковое заявление, приобщенных к материалам дела, пояснив, что согласно Закону РФ от 18.04.1991 г. «О милиции» участковым уполномоченным милиции, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами самоуправления не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Законодатель с финансовой стороны обеспечил выполнение ст. 30 ФЗ «О милиции» о внеочередном предоставлении участковым уполномоченным милиции жилых помещений путем закрепления в бюджетах субъектов финансирование расходов УВД субъекта на приобретение жилья уполномоченными участковыми милиции, т.е. законодатель и исполнительные органы власти РФ определили лицо, ответственное за исполнение обязанности, предусмотренной ст. 30 Закона РФ «О милиции». Следовательно, предусмотрено финансирование деятельности милиции не только и не столько за счет средств местных бюджетов, а, в первую очередь, за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются расходы, связанные с обеспечением отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень. Таким образом, требование к органам местного самоуправления исполнить государственные полномочия, не обеспеченные средствами федерального бюджета, бюджета субъекта РФ является нарушением гарантий местного самоуправления, определенных Конституцией РФ и федеральными законами. У истца, в силу ст. 30 Закона «Саратовской области «О милиции», возникло право на получение жилья или субсидий от органов исполнительной власти Саратовской области. В иске Мельдяшеву А.В. просила отказать.

     Представитель третьего лица - ГУВД по Саратовской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.

      Суд рассмотрел дело в отсутствие истца и третьего лица.

      Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

      В соответствии со ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

       В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

      Согласно ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, наряду с другими функциями, относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Пунктом 10 данной статьи предусмотрено, что к ведению данного органа относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ.

        В силу ст. 30 Закона РФ «О милиции» от 18.04.1991г. сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

        Согласно Определения Конституционного суда от 15.02.2005г. № 58 о проверке конституционности ч. 1 ст. 30 Закона РФ «О милиции» - обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников расположенных на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение; содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета.

        В связи с этим, Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что законоположение, обязывающие органы местного самоуправления обеспечить сотрудников милиции, в том числе участковых уполномоченных милиции, жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащее Конституции РФ.

       В дальнейшем, в Определении Конституционного суда РФ от 17.10.2006 г. № 485-0 о нарушении конституционных прав и свобод ч. 1 ст. 30 Закона РФ «О милиции» непосредственно не решает вопросы разграничения полномочий по обеспечению жильем сотрудников милиции между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями и не определяет условия, на которых должно осуществляться указными лицами право на жилье. В ней ясно и однозначно установлено предписание об обеспечении сотрудников милиции жильем в первоочередном порядке (участковым уполномоченным милиции оно должно быть представлено в течение шести месяцев), которое должно обеспечиваться с учетом положений жилищного законодательства, в том числе федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».

       В силу ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются не только малоимущим гражданам, а как указано в п. 3 настоящей статьи и иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан.

        В соответствии с п.п. «б» п. 1 ст. 2 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» норма предоставления жилой площади на семью их двух человек, состоящих в зарегистрированном браке - 32.00 кв.м. общей площади.

       Из материалов дела следует, что истец с 01.03.2009г. проходит службу в должности участкового уполномоченного милиции отдела участковых уполномоченных милиции и по делам несовершеннолетних отдела милиции в составе УВД по г. Саратову, по настоящее время ( л.д. 11).     

      Истец зарегистрирован по адресу: <адрес>, в жилом помещении принадлежащем родителям истца ( л.д. 19).

      Супруга истца М. зарегистрирована в жилом помещении по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, принадлежащем на основании договора социального найма К.. ( л.д. 17,18).

       Фактически истец и его супруга проживают в арендованном жилом помещении по адресу: <адрес> ( л.д. 20).

        В соответствии со сведениями, представленными Управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, МУП «Городское БТИ» в собственности у истца и его супруги недвижимого имущества не имеется ( л.д. 13-16, 24).

      При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что: истец, как участковый уполномоченный милиции в силу ст. 30 Закона РФ «О милиции», ст. 51 ЖК РФ, ст.ст. 2, 3 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» № 39 от 24.04.2005г., является нуждающимся в улучшении жилищных условий, что истец в порядке ст. 30 ФЗ «О милиции», ст.ст. 2, 3 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» № 39 от 24.04.2005г. имеет право на получение отдельного жилого помещения по установленным законодательством нормам, которое предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность.

        При этом обязанность по обеспечению жилым помещением суд считает необходимым возложить на администрацию муниципального образования «Город Саратов», в соответствии со ст.ст. 6, 46 Устава г. Саратова.

        Суд считает необоснованными доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по обеспечению истца жилым помещением. Данная обязанность ответчика предусмотрена ст. 30 Закона РФ «О милиции», ст.ст. 6, 46 Устава г.Саратова, ст. ст. 2, 3 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области».

        В соответствии с п.п. «б» п.1 ст. 2 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» норма предоставления жилой площади на семью из двух человек, состоящих в зарегистрированном браке общей площади - 32 кв.м. общей площади.

      Таким образом, судом установлено, что заявитель относится к той категории граждан, право которых на получение жилого помещения из жилищного фонда субъекта Российской Федерации или муниципального жилищного фонда установлено специальным федеральным законом. Установлено, что государство не отменяло и не приостанавливало действие Закона «О милиции», однако, органы власти в установленные сроки не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством. Следовательно, действия администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившегося в непринятии решения о постановке Мельдяшева А.В. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, являются при указанных выше положениях действующего законодательства и фактических обстоятельствах, незаконными.

         При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу, что истец имеет право на получение благоустроенного жилого помещения, а ответчик обязан предоставить Мельдяшеву А.В. благоустроенное жилое помещение на состав семьи из двух человек, общей площадью не менее 32.00 кв.м. в черте г. Саратова.

     На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

     РЕШИЛ:

     Иск удовлетворить.

     Признать     незаконным     действие     Администрации     муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в непринятии решения опостановке Мельдяшева А.В. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения.

    Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Мельдяшеву А.В. на состав семьи из двух человек (М. - супруга) благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 32,0 кв.м. в черте г. Саратова.                                                       

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд, через Волжский районный суд г. Саратова в течение 10 дней, со дня принятия судом решения в окончательной форме.

      

      

    Судья:      

    Мотивированное решение изготовлено 14 декабря 2010г.

    Судья: