возложение обязанности предоставить жилое помещение



     Дело № 2-4652

РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

                                                   

         07 декабря 2010 г.                                                                       г. Саратов.

     Волжский районный суд г. Саратова

в составе председательствующего судьи Егоровой И.А.,

при секретаре: Мясушкиной Ю.С.,

      рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове гражданское дело по иску Чернышова И.И. к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

                                                       

                                                             УСТАНОВИЛ:

         Истец обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение. В обоснование названных требований указал, что он проходит службу в органах внутренних дел с 26.03.1993г., в том числе в должности участкового уполномоченного милиции ОУУМ и ПН ОМ в составе УВД по г. Саратову с 11.01.2010г. и по настоящее время. Истец с 30.06.1989 г. зарегистрирован по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Квартиросъемщиком указанного жилого помещения является мать истца - Ч. По месту регистрации истец не проживает, поскольку в указанной квартире фактически проживает родная сестра истца К.. и ее пятеро детей: 1993, 1999, 2000,2003 и 2004 годов рождения. Мать и сестра истца не являются членами семьи истца. Участия в приватизации жилого помещения по месту регистрации истец не принимал. Супруга и сын истца имеют регистрацию по адресу: <адрес> и являются собственниками жилого помещения - комнаты, общей площадью 33.5 кв.м. в <адрес> ( общедолевая собственность, доля каждого по 1/4 ). В связи с тем, что количество метров жилого помещения, находящегося в собственности супруги и сына истца ниже нормы, установленной для жилых помещений, а истец не имеет жилья, истец и члены его семьи ( супруга Ч. и сын Ч. ., 1990г. рождения) проживают в арендованной квартире. В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» участковым уполномоченным милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность. С момента вступления в должность прошло более 6 месяцев. В связи с этим, истец 29.09.2010г. обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий, приложив необходимые для этого документы. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему было сообщено, что поскольку истец зарегистрирован в <адрес>, с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, истцу необходимо обратиться в администрацию <адрес> муниципального образования «Город Саратов». Кроме того, истцу рекомендовано использовать право на жилище как участковому уполномоченному милиции в соответствии со ст. 15 Закона Саратовской области от 28.04.2005г. № 39-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» путем получения безвозмездной финансовой помощи (субсидии) для приобретения жилья через уполномоченный орган области - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области. Истец считает отказ органа местного самоуправления в предоставлении жилого помещения нарушающим его права, предусмотренные ст. 40 Конституции РФ и ч.3 ст. 52 ЖК РФ.      В соответствии с п. 3 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений поданных в указанный орган по месту своего жительства. Органом местного самоуправления в данном случае является администрация муниципального образования «Город Саратов». Следовательно, именно администрация муниципального образования «Город Саратов», являясь органом местного самоуправления, должна принять истца на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. В соответствии с ч.1 ст. 2 Закона Саратовской области № 39-ЗСО от 28.04.20045г. « О предоставлении жилых помещений в Саратовской области», нормы предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда устанавливаются для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма на семью из трех и более человек - по 16 кв. метров общей площади на каждого члена семьи. Истец просит обязать администрацию муниципального образования « Город Саратов» предоставить истцу по договору социального найма жилое помещение площадью не менее 48 кв.м.

      Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

       В судебном заседании представитель истца Писарева Н.В., действующая на основании доверенности от 18.08.2010г., требования, изложенные в исковом заявлении, поддерживала в полном объеме и просила их удовлетворить. При разрешении вопроса о площади предоставляемого истцу жилого помещения просила применить положения п.п. 1 ст. 1 Решения Саратовской городской Думы № 63-622 от 27.10.2005г. и обязать ответчика предоставить истцу жилое помещение с отклонением размера предоставляемого жилого помещения в сторону увеличения на 16. кв.м.

      В судебном заседании представитель ответчика Межевич Ю.А., действующая на основании доверенности от 05.10.2010г., возражала против удовлетворения исковых требований истца по основаниям, изложенным письменно в возражениях на исковое заявление, приобщенных к материалам дела, пояснив, что согласно Закону РФ от 18.04.1991 г. «О милиции» участковым уполномоченным милиции, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами самоуправления не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Законодатель с финансовой стороны обеспечил выполнение ст. 30 ФЗ «О милиции» о внеочередном предоставлении участковым уполномоченным милиции жилых помещений путем закрепления в бюджетах субъектов финансирование расходов УВД субъекта на приобретение жилья уполномоченными участковыми милиции, т.е. законодатель и исполнительные органы власти РФ определили лицо, ответственное за исполнение обязанности, предусмотренной ст. 30 Закона РФ «О милиции». Следовательно, предусмотрено финансирование деятельности милиции не только и не столько за счет средств местных бюджетов, а, в первую очередь, за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются расходы, связанные с обеспечением отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень. Таким образом, требование к органам местного самоуправления исполнить государственные полномочия, не обеспеченные средствами федерального бюджета, бюджета субъекта РФ является нарушением гарантий местного самоуправления, определенных Конституцией РФ и федеральными законами. У истца, в силу ст. 30 Закона «Саратовской области «О милиции», возникло право на получение жилья или субсидий от органов исполнительной власти Саратовской области. В иске Чернышову И.И. просила отказать.     Кроме того, просила принять во внимание, что члены семьи истца : супруга и сын являются сособственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

      Суд рассмотрел дело в отсутствие истца.

      Выслушав представителей сторон, свидетеля Г.., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

      В соответствии со ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

       В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, Указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

      Согласно ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, наряду с другими функциями, относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Пунктом 10 данной статьи предусмотрено, что к ведению данного органа относятся иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ.

        В силу ст. 30 Закона РФ «О милиции» от 18.04.1991г. сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

        Согласно Определения Конституционного суда от 15.02.2005г. № 58 о проверке конституционности ч. 1 ст. 30 Закона РФ «О милиции» - обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников расположенных на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение; содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета.

        В связи с этим, Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что законоположение, обязывающие органы местного самоуправления обеспечить сотрудников милиции, в том числе участковых уполномоченных милиции, жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащее Конституции РФ.

       В дальнейшем, в Определении Конституционного суда РФ от 17.10.2006 г. № 485-0 о нарушении конституционных прав и свобод ч. 1 ст. 30 Закона РФ «О милиции» непосредственно не решает вопросы разграничения полномочий по обеспечению жильем сотрудников милиции между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями и не определяет условия, на которых должно осуществляться указными лицами право на жилье. В ней ясно и однозначно установлено предписание об обеспечении сотрудников милиции жильем в первоочередном порядке (участковым уполномоченным милиции оно должно быть представлено в течение шести месяцев), которое должно обеспечиваться с учетом положений жилищного законодательства, в том числе федерального закона от 29.12.2004г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ».

       В силу ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются не только малоимущим гражданам, а как указано в п. 3 настоящей статьи и иным определенным федеральным законом или законом субъекта РФ категориям граждан.

        В соответствии с п.п. «б» п. 1 ст. 2 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» норма предоставления жилой площади на семью из трех и более человек - 16 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.

       Из материалов дела следует, что истец с 26.03.1993 г. проходит службу в органах внутренних дел, а с 11.01.2010г. в должности участкового уполномоченного милиции ОУУМ и ПДН ОМ , по настоящее время ( л.д. 8).

      Истец зарегистрирован по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит на основании договора социального найма Ч.. - матери истца (л.д. 9).

       Истец и члены его семьи в <адрес> по <адрес> в <адрес> не проживает, что подтверждается заявлением истца, показаниями свидетеля Г. пояснившего в судебном заседании, что в <адрес> по <адрес> в <адрес> проживает мать истца Ч. и сестра истца с семьей, состоящей из пятерых несовершеннолетних и малолетних детей, рапортом старшего участкового уполномоченного милиции отдела милиции в составе УВД по <адрес> О.. ( л.д. 24), договором найма жилого помещения по адресу: <адрес>, заключенным Чернышовым И.И. ( наниматель) и Б.., Н.. и Я.. ( наймодатели), л.д. 28-29.

      В соответствии со сведениями, представленными Управлением Федеральной регистрационной службы по Саратовской области, МУП «Городское БТИ» в собственности у истца недвижимого имущества не имеется ( л.д. 10-11).

      Супруга истца Ч.. и сын истца Ч. являются собственниками жилого помещения - комнаты, общей площадью 33.5 кв.м., в коммунальной <адрес> в <адрес> (доля каждого 1/4 ), л.д. 15, 19.

     Количество метров жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи истца ниже учетной нормы, установленной органом местного самоуправления. Решением Саратовской Городской Думы № 63-622 от 27.10.2005г. учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма установлена в 10 и менее квадратных метров общей площади на одного члена семьи.

     Истец не имеет жилого помещения в собственности либо во владении на основании договора социального найма.

      При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что: истец, как участковый уполномоченный милиции в силу ст. 30 Закона РФ «О милиции», ст. 51 ЖК РФ, ст.ст. 2, 3 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» № 39 от 24.04.2005г., является нуждающимся в улучшении жилищных условий, что истец в порядке ст. 30 ФЗ «О милиции», ст.ст. 2, 3 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» № 39 от 24.04.2005г. имеет право на получение отдельного жилого помещения по установленным законодательством нормам, которое предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность.

        При этом обязанность по обеспечению жилым помещением суд считает необходимым возложить на администрацию муниципального образования «Город Саратов», в соответствии со ст.ст. 6, 46 Устава г. Саратова.

        Суд считает необоснованными доводы ответчика об отсутствии у него обязанности по обеспечению истца жилым помещением. Данная обязанность ответчика предусмотрена ст. 30 Закона РФ «О милиции», ст.ст. 6, 46 Устава г. Саратова, ст. ст. 2, 3 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области».

        В соответствии с п.п. «б» п.1 ст. 2 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» норма предоставления жилой площади на семью из трех человек - 16 кв.м. общей площади на каждого члена семьи.

      Таким образом, судом установлено, что заявитель относится к той категории граждан, право которых на получение жилого помещения из жилищного фонда субъекта Российской Федерации или муниципального жилищного фонда установлено специальным федеральным законом. Установлено, что государство не отменяло и не приостанавливало действие Закона «О милиции», однако, органы власти в установленные сроки не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством. Следовательно, действия администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившегося в непринятии решения о постановке Чернышова И.И. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, являются при указанных выше положениях действующего законодательства и фактических обстоятельствах, незаконными.

       При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу, что истец имеет право на получение благоустроенного жилого помещения, а ответчик обязан предоставить Чернышову И.И. благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова на состав семьи из трех человек.

     Что касается размера общей площади предоставляемого жилого помещения, то, по мнению суда, она должна быть определена в размере не менее 31.25 кв.м., а не 48 кв.м., как заявлено истцом в исковых требованиях, поскольку в судебном заседании бесспорно установлено, что члены семьи истца являются собственниками каждый по 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение - комнату, общей площадью 33.5 кв.м., в коммунальной <адрес> в <адрес>. Поскольку жилое помещение предоставляется истцу и членам его семьи на условиях договора социального найма, размер общей площади предоставляемого помещения должен быть уменьшен на размер, пропорциональный долям членов семьи истца в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу : <адрес>, что соответствует 31.25 кв.м. ( 33.5 : 4 х 2 = 16.75 ; 48.00 - 16.75 = 31.25 ).

       Площадь подлежащего предоставлению истцу в соответствии с настоящим решением жилого помещения ( 31.25 кв.м. ) не менее учетной норме площади установленной органами местного самоуправления, с учетом супруги и сына ( более 10 кв.м. на человека).

      Оснований для увеличения размера предоставляемого жилого помещения по договору социального найма на 16.кв.м. для семьи, состоящей из трех человек, в соответствии с п.п. 1.1, п. 1 Решения Саратовской городской Думы № 63-622 от 27.10.2005г., не имеется.

        На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                         

                                                                            РЕШИЛ:

        Иск удовлетворить частично.

       Обязать Администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Чернышову И.И. на состав семьи из трех человек (Ч. - супруга, Ч. - сын) благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова, общей площадью не менее 31.25 кв.м.

      В остальной части требований - отказать.                                                 

       Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд, через Волжский районный суд г. Саратова в течение 10 дней, со дня принятия судом решения в окончательной форме.

      

      

      Судья:

       Мотивированное решение изготовлено 13 декабря 2010г.

       Судья: