о признании незаконным бездействия органа местьного самоуправления



Дело № 2-4994/10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 декабря 2010 года

Волжский районный суд г. Саратова                                    в составе:

Председательствующего судьи С.Н. Агарковой,

При секретаре     А.А. Разделкиной,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Андрющенко ФИО7 о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

У с т а н о в и л:

Андрющенко С.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, в обоснование которого указала, что ДД.ММ.ГГГГ управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> было зарегистрировано соглашение- договор замены стороны в обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого ей были переданы права и обязанности в отношении земельного участка площадью 4280 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , заключенному между закрытым акционерным обществом Финансово-промышленная группа «иные данные и администрацией <адрес> в отношении земельного участка площадью 25823 кв.м. с кадастровым номером 02 04 36 06, со сроком аренды по ДД.ММ.ГГГГ. Приобретение права аренды на земельный участок было связано с переходом к ней права собственности на нежилое здание общей площадью 30,4 кв.м., литер Д. ДД.ММ.ГГГГ срок аренды истек. Она, как собственник строения, имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении ей права аренды на спорный земельный участок сроком на 15 лет с приложением кадастрового паспорта. Заявление, поданное ей в администрацию муниципального образования «Город Саратов» соответствует требованиям законодательства, в нем были указаны цель использования земельного участка, испрашиваемое право на землю. Поскольку испрашиваемый земельный участок уже был поставлен на кадастровый учет, вместе с заявлением был предоставлен кадастровый паспорт земельного участка. Однако, в нарушение месячного срка, установленного законодательством, ее заявление органом местного самоуправления рассмотрено не было, не рассмотрено до настоящего времени. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление о предоставлении ей в аренду сроком на 15 лет земельного участка площадью 4280 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, Азина, 89, занимаемым принадлежащим ей на праве собственности нежилым зданием.

В судебное заседание Андрющенко С.В. не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие.

Представитель заявителя Ефремова Л.А., действующая на основании доверенности, поддержала требования заявления, просила их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в заявлении.

Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» Сащенко С.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснив, что администрация муниципального образования «Город Саратов», получив заявление Андрющенко С.В. о предоставлении права аренды на земельный участок, направила его в комитет по землепользованию и градостроительству, который осуществляет подготовку для распоряжения органами местного самоуправления муниципального образования «Город Саратов» земельными участками, а также наделен полномочиями от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» осуществлять заключение, изменение, расторжение договоров аренды земельных участков. Документы находятся на согласовании в Комитете по землепользованию и градостроительству. Просила отказать в удовлетворении заявления.

Представитель Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» Маркелова Д.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным представителем администрации муниципального образования «Город Саратов».

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заявителя.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать:

либо на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

В соответствии с ч.1-3 ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ управлением Федеральной регистрационной службы по <адрес> было зарегистрировано соглашение- договор замены стороны в обязательстве от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого Андрющенко С.В. были переданы права и обязанности в отношении земельного участка площадью 4280 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ , заключенному между закрытым акционерным обществом Финансово-промышленная группа «иные данные и администрацией <адрес> в отношении земельного участка площадью 25823 кв.м. с кадастровым номером 02 04 36 06, со сроком аренды по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12-18). Приобретение права аренды на земельный участок было связано с переходом к заявителю права собственности на нежилое здание общей площадью 30,4 кв.м., литер Д, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на объект недвижимости (л.д.19).

Согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ срок аренды истек ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с истечением срока аренды земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ Андрющенко С.В. обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении ей права аренды на спорный земельный участок сроком на 15 лет с приложением кадастрового паспорта. Таким образом, Андрющенко С.В. обратилась с заявлением о заключении договора аренды на иных условиях относительно срока аренды (ранее срок аренды был установлен 10 лет) (л.д.7).

Согласно п. 3 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 настоящего Кодекса.

В соответствии с п.3 ст. 35 Земельного кодекса РФ собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.

Поскольку Андрющенко С.В. имеет в собственности здание, расположенное на земельном участке, находящимся в муниципальной собственности, то заявителю следует обращаться с заявлением о предоставлении права аренды в порядке п.1 ст. 36 Земельного кодекса РФ.

В силу ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

К заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);

3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);

5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

6) кадастровый паспорт земельного участка (Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, приказ Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ ).

Таким образом, заявление Андрющенко С.В. соответствует требованиям, предъявляемым ст. 36 ЗК РФ: в заявлении указаны площадь земельного участка, местоположение, испрашиваемое право на землю (аренда), кадастровый номер земельного участка, а также приложены все необходимые документы, в том числе кадастровый паспорт земельного участка, выписка о правах на нежилое здание (л.д.7)

Установлено, что Андрющенко С.В. ДД.ММ.ГГГГ представила в администрацию муниципального образования «Город Саратов» заявление о предоставлении в аренду земельного участка, занимаемого принадлежащим ей на праве собственности объектом недвижимости, а также кадастровый паспорт земельного участка, кадастровый номер земельного участка 64:46:02 04 36:94 (л.д.7).

Таким образом, в соответствии с ч.5 ст. 36 ЗК РФ, администрация муниципального образования «Город Саратов» обязана в месячный срок со дня поступления заявление принять решение по заявлению Андрющенко С.В.

Установлено, не оспаривается участниками процесса, что решение в порядке ст. 36 ЗК РФ о предоставлении земельного участка не принято.

Таким образом, до настоящего времени решения о предоставлении земельного участка по смыслу ст. 36 ЗК РФ, органом местного самоуправления не принято, тогда как должно было быть принято не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из правовой позиции, изложенной в п.25 постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ , при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Суд приходит к выводу, что заявитель правомерно обратилась в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с указанным заявлением на основании законодательства о земле Саратовской области. Законом Саратовской области «О внесении изменений в Закон Саратовской области « О земле» от 07.10.2009г. № 144-ЗСО, статья 4 Закона Саратовской области «О земле», предоставлявшая Комитету по управлению имуществом Саратовской области право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, признана утратившей силу и согласно ст. 10 ФЗ « О введении в действие Земельного Кодекса РФ» от 25.10.01 г. распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления.

Таким образом, из исследованных в судебном заседании доказательств следует, что администрацией муниципального образования «Город Саратов», не принявшей никакого решения по заявлению Андрющенко С.В. о предоставлении земельного участка в месячный срок, нарушены нормы статьи 36 ЗК РФ, в связи с чем, имеет место бездействие органа местного самоуправления, которое является незаконным.

Как следует из п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение установленного законом срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

Бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» является незаконным, противоречащим требованиям ст. 36 Земельного кодекса РФ.

Кроме того, нарушаются права заявителя, предусмотренные ст. 621 ГК РФ, в соответствии с которой если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора.

При заключении договора аренды на новый срок условия договора могут быть изменены по соглашению сторон.

Поскольку заявление Андрющенко С.В. о предоставлении права аренды спорного земельного участка на новый срок и на иных условиях (изменение срока аренды), не рассмотрено в установленный законом срок, решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении права аренды по каким-либо основаниям не принято, чем нарушены права Андрющенко С.В. на оформление земельного участка, суд считает возможным удовлетворить требования о возложении обязанности по рассмотрению заявлению без предрешения существа принятого администрацией муниципального образования «Город Саратов» решения.

Довод представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» о том, что заявление было направлено в структурное подразделение Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», однако, с подготовленными документами для принятия решения о предоставлении права аренды не возвратилось, что препятствует администрации муниципального образования «Город Саратов» принять решение, суд находит необоснованным, поскольку противоречит ст. 36 ЗК РФ о сроках принятия решения органом местного самоуправления. Довод представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» о том, что Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» наделен полномочиями от имени администрации муниципального образования «Город Саратов» осуществлять заключение, изменение, расторжение договоров аренды земельных участков, суд также считает необоснованным, поскольку Андрющенко С.В. обратилась с заявлением о предоставлении права аренды земельного участка на новых условиях, в связи с чем, орган местного самоуправления в лице администрации муниципального образования «Город Саратов» должен принять решение о предоставлении такого права и на условиях, предложенных заявителем, либо отказать в таком праве, и на основании которого у Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в пределах переданных полномочий возникает обязанность по заключению, изменению, расторжению договоров аренды земельных участков.

Требования заявителя подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по рассмотрению заявления Андрющенко ФИО8 о предоставлении земельного участка в аренду.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление Андрющенко ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду сроком на 15 лет земельного участка площадью 4280 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                                                                                  С.Н. Агаркова