признании нуждающимся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-4877/10Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Саратов                   15 декабря 2010 года

Волжский районный суд г. Саратова

В составе:

Председательствующего судьи Юдиной С.В.,

при секретаре Иваницкой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кудряшову А.В. к администрации муниципального образования «Город Саратов» об оспаривании действий органа местного самоуправления, о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

     Кудряшов А.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» об оспаривании действий органа местного самоуправления, о предоставлении благоустроенного жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что он состоит в должности участкового уполномоченного милиции пункта милиции отдела милиции в составе УВД по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Нуждается в улучшении жилищных условий, и в соответствии со ст. 30 Закона «О милиции» имеет право на получение жилого помещения не позднее 6 месяцев с момента вступления на должность УУМ. В связи с чем, обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет и предоставлении ему благоустроенного жилого помещения. Однако ему было отказано в постановке на учет в связи с тем, что администрация МО «Г. Саратов» не наделена полномочиями по обеспечению указанной категории граждан жилыми помещениями. Также ему было предложено получить безвозмездную финансовую помощь (субсидию) для приобретения жилья. Считает действия ответчика незаконными. Просил суд признать действия ответчика, выразившиеся в непринятии решения о постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, незаконным и обязать администрацию МО «г. Саратов» предоставить благоустроенное жилое помещение площадью не менее 30 кв.м. общей площади в черте г. Саратова.

     В судебное заседание истец не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем в деле имеется заявление. Представитель иные данные извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

     Суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

     Представитель истца в судебном заседании исковые требования своего доверителя поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске. Показал, что истец проживает в квартире своей матери, вместе с семьей его брата. Просил иск удовлетворить.

     Представитель ответчика администрации муниципального образования «город Саратов» в судебном заседании возражала против иска Кудряшова А.В., т.к. обеспечение жильем осуществляется в порядке очередности, Кудряшов А.В. не представил документы, подтверждающие то обстоятельство, что он является малоимущим. Кроме того, администрация МО «Г. Саратов» является ненадлежащим ответчиком, данная категория граждан имеет право на получение безвозмездной субсидии. Просила в иске отказать.

     Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дел, суд находит исковое заявление Кудряшова А.В. подлежащим удовлетворению последующим основаниям:

     В судебном заседании установлено, что Кудряшов А.В. проходит службу в органах внутренних дел в должности старшего участкового уполномоченного милиции группы участковых уполномоченных милиции пункта милиции отдела милиции в составе УВД по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 7-9).

     Кудряшов А.В. зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Указанная квартира на праве собственности принадлежит его матери иные данные на основании договора приватизации от 2004 г. и свидетельства о праве на наследство по закону от 2007 г. Кроме Кудряшова А.В. и собственника жилого помещения по данному адресу зарегистрирован и проживает его брат иные данные (л.д. 11, 13).

    Кудряшов А.В. жилого помещения в собственности и по договору социального найма не имеет, сделку по отчуждению имущества в течение 5 лет не совершал, участия в приватизации не принимал (л.д. 12, 14).      

    Кудряшов А.В. обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении ему жилого помещения в соответствии со ст. 30 Закона «О милиции», в связи с отсутствием своего жилья на праве собственности и по договору социального найма.

     ДД.ММ.ГГГГ Кудряшову А.В. дан ответ, из которого следует, что прием на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется администраций МО «г. Саратов» по месту жительства. Т.к. Кудряшов А.В. зарегистрирован в иные данные районе, ему необходимо обращаться с данным вопросом в администрацию иные данные района МО «Город Саратов», разъяснено право улучшения жилищных условий путем получения безвозмездной финансовой помощи (субсидии) через министерство строительства и ЖКХ (л.д. 10).        

    В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» участковым уполномоченным милиции жилая площадь предоставляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность.

     Установлено, что с момента вступления Кудряшова А.В. в должность участкового уполномоченного (февраль 2009 года) прошло более 6-ти месяцев, но жилое помещение ему представлено не было.

      При этом, Кудряшов А.В. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку не имеет жилого помещения ни по договору социального найма, ни в собственности. При этом, членом семьи своей матери, проживающей в квартире, принадлежащей ей на праве собственности, где зарегистрирован Кудряшов А.В., в соответствии со ст. 31 ЖК РФ не является, поскольку не ведет совместного хозяйства с собственником жилого помещения, и иными зарегистрированными в нем лицами.

     В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

      Пунктом 3 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

     Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

     Таким образом, федеральным законодательством установлено, что определение порядка предоставления жилых помещений должно регулироваться федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

     На основании ст. 30 ФЗ от 18.04.1991 г. № 21026-1 «О милиции» (в ред. ФЗ от 31.03.1999 г. № 68-ФЗ и от 29.12.2000 I. № 163-ФЗ) сотрудникам милиции, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отельной квартиры или дома, по установленным законодательством нормам, предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

    Статьей 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» от 28 апреля 2005 года № 39-ЗСО предусмотрено, что жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях гражданам, перечисленных в данной статье. В п. 5 указанной статьи так же указано, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признанным органом местного самоуправления малоимущими гражданами в установленном ст. 5 настоящего Закона порядке.

    Согласно Определению Конституционного суда от 15 февраля 2005 года N 58-0 по жалобе администрации города Коряжма Архангельской области, связанной с проверкой конституционности части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников расположенных на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение; содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления; возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета.

     В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что законоположение, обязывающее органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции, в том числе участковых уполномоченных милиции, жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащее Конституции Российской Федерации.

    В дальнейшем, в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года № 485-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации г. Новочебоксарска Чувашской республики на нарушение конституционных прав и свобод ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации «О милиции» было указано, что сама по себе ч.1 ст. 30 Закона РФ «О милиции» непосредственно не решает вопросы разграничения полномочий по обеспечению жильем сотрудников милиции между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями и не определяет условия, на которых должно осуществляться указанными лицами право на жилище. В ней ясно и однозначно установлено предписание об обеспечении сотрудников милиции жильем в первоочередном порядке (участковым уполномоченным милиции оно должно быть предоставлено в течение шести месяцев), которое должно обеспечиваться с учетом положений жилищного законодательства, в том числе Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

     Согласно ч. 3, 4 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

     С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

    Органом местного самоуправления является администрация муниципального образования «город Саратов» (ст. 22 Устава г. Саратова).

     В связи с чем, требования к органу местного самоуправления об исполнении государственных полномочий, заявлены обоснованно.

     В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

     Согласно п. 6 ст. 52 ЖК РФ орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

     По результатам рассмотрения сданных документов в указанный орган, администрация муниципального образования «Город Саратов» в соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ должна была либо поставить истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, либо отказать в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

     Исчерпывающий перечень оснований для отказа в постановке на учет содержится в статье 54 ЖК РФ, согласно которой отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

     Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, условия для постановки на учет в качестве нуждающегося, предусмотренные Жилищным Кодексом РФ истцом были выполнены, все документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающегося, им были сданы.

     Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 9).

     Согласно п. «г» ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» от 25 апреля 2005 года № 39-ЗСО (в ред. ЗСО от 26.06.2006 г. № 62-ЗСО и от 31.10.2006 г. № 119-ЗСО) нормы предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда устанавливаются для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере на одиноко проживающих граждан - 30 кв. метров общей площади.

      В соответствии с п. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

      Поскольку отказ от участия в приватизации со стороны Кудряшова А.В. был более 5 лет назад, с учетом совокупности представленных истцом доказательств по делу, указанных выше норм законодательства, исковые требования Кудряшова А.В. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 30 кв.м. в черте г. Саратова являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

      Таким образом, администрация муниципального образования «Город Саратов» обязана предоставить Кудряшову А.В. благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, общей площадью не менее 30 кв.м. на состав семьи из 1 человека.

     Однако, при вынесении решения о признании незаконными действий администрации МО «Город Саратов» по отказу в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения являются излишне заявленными.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    

     Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Кудряшову А.В. благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, общей площадью не менее 30 кв.м. на состав семьи из 1 человека.

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через суд, вынесший решение.

Текст решения изготовлен компьютерным способом в окончательной форме 17.12.2010 г.

Судья                                                                          С.В. Юдина