о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий



Дело № 2-4879/10 Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Саратов                     15 декабря 2010 года

Волжский районный суд г. Саратова

В составе:

Председательствующего судьи Юдиной С.В.,

при секретаре Иваницкой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Давыдов Е.С. к администрации муниципального образования «город Саратов» о признании нуждающимся улучшении жилищных условий и предоставлении благоустроенного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

    Давыдов Е.С. обратился в суд с указанным выше иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», мотивируя свои требования тем, что он состоит в должности участкового уполномоченного милиции ОМ в составе УВД по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время. Он обращался к ответчику с заявлением о постановке его на учет для улучшения жилищных условий и предоставления благоустроенного жилья, т.к. является нуждающимся. Однако ему было отказано по тем основаниям, что предоставление жилья осуществляется в порядке очередности гражданам, признанным нуждающимися в установленном порядке. Поскольку жилья на праве собственности и по договору социального найма он не имеет, отказ от участия в приватизации был в июле 2005 г., в настоящее время проживает на съемной квартире, просил суд признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать ответчика предоставить ему на состав из одного человека благоустроенное жилое помещение не менее 30 кв.м. общей площади в черте г. Саратова.

    В судебное заседание истец не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель иные данные в суд не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.

    Суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело без участия не явившихся участников процесса.

    Представитель истца в судебном заседании исковые требования своего доверителя поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске. Показал, что истец зарегистрирован в квартире, принадлежащей его родителям, в которой, кроме него, зарегистрированы еще 5 человек. Он в настоящее время снимает квартиру по договору аренды жилого помещения, просил суд иск удовлетворить.

    Представитель ответчика администрации МО «г. Саратов» в судебном заседании возражала против иска Давыдова Е.С., показала, что закон предусматривает финансирование деятельности милиции не только за счет средств местных бюджетов, а, в первую очередь, за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Администрация города Саратова неоднократно обращалась в органы государственной власти <адрес> с вопросом выделения бюджету города Саратова ассигнований на погашение убытков от выполнения государственных полномочий по предоставлению жилья отдельным категориям граждан, в том числе, и участковым уполномоченным милиции, однако бюджетные ассигнования на вышеуказанные цели бюджету города Саратова из бюджета <адрес> выделены не были. Обеспечение работников милиции жильем относится к компетенции и полномочиям органов государственной власти, т.е. - является государственными полномочиями и не является расходным обязательством бюджета города Саратова. Истец имеет право на получение благоустроенного жилого помещения из государственного жилищного фонда области. Вышеуказанный закон издан в соответствии с пунктом «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, которым установлено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Следовательно, на территории г. Саратова применяются и нормы ЖК РФ, и нормы Закона Саратовской области № 39-ЗСО от 28.04.05 года. У истца возникло право на получение жилья или соответствующей субсидии на основании ст. 30 Закона Саратовской области «О милиции» от органов исполнительной власти <адрес>. Надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу является Министерство финансов РФ и Министерство строительства и ЖКХ <адрес>. Такжеорган местного самоуправления не обладает полномочиями по постановке на учет участковых уполномоченных милиции.Решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ постановкой на учет граждан в качестве нуждающихся наделен Комитет иные данные. Кроме того, истец в 2005 г. отказался от участия в приватизации, ухудшив свои жилищные условия. Просила в иске отказать.

    Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковое заявление Давыдов Е.С. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

    В судебном заседании установлено, что Давыдов Е.С. проходит службу в должности ОУУМ и ПДН в ОМ в составе УВД по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время (л.д. 6).

    Давыдов Е.С. зарегистрирован по адресу: <адрес> <адрес>, общей площадью 78,9 кв.м., с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Кроме него по данному адресу зарегистрированы собственники жилого помещения иные данные (л.д. 12-14, 15, 17-20).

     В собственности у Давыдова Е.С. недвижимого имущества не имеется, участия в приватизации он не принимал. Отказ от участия в приватизации <адрес> <адрес> <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Давыдовым Е.С. был осуществлен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10, 11, 16).

     ДД.ММ.ГГГГ Давыдов Е.С. обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о постановки его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении ему благоустроенного жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ ему был дан ответ, из которого следует, что прием на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется администраций МО «г. Саратов» по месту жительства. Т.к. Давыдов Е.С. зарегистрирован в иные данные районе, ему необходимо обращаться с данным вопросом в администрацию иные данные района МО «Город Саратов», разъяснено право улучшения жилищных условий путем получения безвозмездной финансовой помощи (субсидии) через министерство строительства и ЖКХ (л.д. 7, 8-9).

    С ДД.ММ.ГГГГ Давыдов Е.С. пользуется жилым помещением, принадлежащим иные данные расположенным по адресу: <адрес> (л.д. 21-24).     

    В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» участковым уполномоченным милиции жилая площадь предоставляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность.

     Установлено, что с момента вступления Давыдова Е.С. в должность участкового уполномоченного (ноябрь 2006 года) прошло более 6-ти месяцев, но жилое помещение ему представлено не было.

      При этом, Давыдов Е.С. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку не имеет жилого помещения ни по договору социального найма, ни в собственности. При этом, членом семьи своих родителей, проживающих в квартире, принадлежащей им на праве собственности, где зарегистрирован Давыдов Е.С., в соответствии со ст. 31 ЖК РФ не является, поскольку не проживает в помещении, где зарегистрирован.

     В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

      Пунктом 3 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

     Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

     Таким образом, федеральным законодательством установлено, что определение порядка предоставления жилых помещений должно регулироваться федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

     На основании ст. 30 ФЗ от 18.04.1991 г. № 21026-1 «О милиции» (в ред. ФЗ от 31.03.1999 г. № 68-ФЗ и от 29.12.2000 I. № 163-ФЗ) сотрудникам милиции, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отельной квартиры или дома, по установленным законодательством нормам, предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

    Статьей 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» от 28 апреля 2005 года № 39-ЗСО предусмотрено, что жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях гражданам, перечисленных в данной статье. В п. 5 указанной статьи так же указано, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признанным органом местного самоуправления малоимущими гражданами в установленном ст. 5 настоящего Закона порядке.

    Согласно Определению Конституционного суда от 15 февраля 2005 года N 58-0 по жалобе администрации города Коряжма Архангельской области, связанной с проверкой конституционности части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников расположенных на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение; содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления; возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета.

     В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что законоположение, обязывающее органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции, в том числе участковых уполномоченных милиции, жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащее Конституции Российской Федерации.

    В дальнейшем, в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года № 485-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации г. Новочебоксарска Чувашской республики на нарушение конституционных прав и свобод ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации «О милиции» было указано, что сама по себе ч.1 ст. 30 Закона РФ «О милиции» непосредственно не решает вопросы разграничения полномочий по обеспечению жильем сотрудников милиции между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями и не определяет условия, на которых должно осуществляться указанными лицами право на жилище. В ней ясно и однозначно установлено предписание об обеспечении сотрудников милиции жильем в первоочередном порядке (участковым уполномоченным милиции оно должно быть предоставлено в течение шести месяцев), которое должно обеспечиваться с учетом положений жилищного законодательства, в том числе Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

     Согласно ч. 3, 4 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

     С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

    Органом местного самоуправления является администрация муниципального образования «город Саратов» (ст. 22 Устава г. Саратова).

     В связи с чем, требования к органу местного самоуправления об исполнении государственных полномочий, заявлены обоснованно.

     В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

     Согласно п. 6 ст. 52 ЖК РФ орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

     По результатам рассмотрения сданных документов в указанный орган, администрация муниципального образования «Город Саратов» в соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ должна была либо поставить истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, либо отказать в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

     Исчерпывающий перечень оснований для отказа в постановке на учет содержится в статье 54 ЖК РФ, согласно которой отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

     Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, условия для постановки на учет в качестве нуждающегося, предусмотренные Жилищным Кодексом РФ истцом были выполнены, все документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающегося, им были сданы.

     Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 9).

     Согласно п. «г» ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» от 25 апреля 2005 года № 39-ЗСО (в ред. ЗСО от 26.06.2006 г. № 62-ЗСО и от 31.10.2006 г. № 119-ЗСО) нормы предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда устанавливаются для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере на одиноко проживающих граждан - 30 кв. метров общей площади.

      В соответствии с п. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

      Поскольку отказ от участия в приватизации со стороны Давыдова Е.С. был более 5 лет назад, с учетом совокупности представленных истцом доказательств по делу, указанных выше норм законодательства, исковые требования Давыдова Е.С. к администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 30 кв.м. в черте г. Саратова являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

      Таким образом, администрация муниципального образования «Город Саратов» обязана предоставить Давыдову Е.С. благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, общей площадью не менее 30 кв.м. на состав семьи из 1 человека.

     Однако, при вынесении решения о возложении обязанности на администрацию МО «Г. Саратов» предоставить жилое помещение, требования о признании Давыдова Е.С. нуждающимся в улучшении жилищных условий являются излишне заявленными.

    Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Давыдов Е.С. благоустроенное жилое помещение в черте г. Саратова, общей площадью не менее 30 кв.м. на состав семьи из одного человека.

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд.

Текст решения изготовлен компьютерным способом в окончательной форме 17.12.2010 г.

Судья                                                                          С.В. Юдина