о предоставлении благоустроенного жилого помещения



Дело № 2-4880/10Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

<адрес>                  ДД.ММ.ГГГГ

Волжский районный суд <адрес>

В составе:

Председательствующего судьи Юдиной С.В.,

при секретаре Шишлянниковой М.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казакова Сергея Евгеньевича к администрации муниципального образования «г. Саратов» о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлении благоустроенного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

     Казаков С.Е. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и предоставлении благоустроенного жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что он состоит в должности участкового уполномоченного милиции ОМ в составе УВД по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Нуждается в улучшении жилищных условий и в соответствии со ст. 30 Закона «О милиции» имеет право на получение жилого помещения не позднее 6 месяцев с момента вступления на должность УУМ. В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения. Однако ему было отказано в постановке на учет в связи с тем, что оно предоставляется в порядке очередности лицам, признанным малоимущими. Поскольку он работает в <адрес>, жилья по договору найма или в собственности ни он, ни члены его семьи не имеют, считает решение ответчика незаконным. Просил суд признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и обязать администрацию МО «г. Саратов» предоставить благоустроенное жилое помещение площадью не менее 48 кв.м. в черте <адрес>.

     В судебное заседание истец, ответчик, 3 лицо не явились, о месте и времени судебного заседания извещены, истец просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем в деле имеется заявление.

     Суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

     Представитель истца в судебном заседании исковые требования своего доверителя поддержал в полном объеме, дал пояснения аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске. Показал, что истец с семьей снимает жилье, т.к. членами семьи собственников не являются. Просил иск удовлетворить.

     Выслушав участника процесса, исследовав материалы гражданского дел, суд находит исковое заявление Казакова С.Е. подлежащим удовлетворению последующим основаниям:

     В судебном заседании установлено, что Казаков С.Е. проходит службу в органах внутренних дел в должности участкового уполномоченного милиции группы участковых уполномоченных милиции пункта милиции отдела милиции в составе УВД по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 7, 56, 57).

     Казаков С.Е. зарегистрирован по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Кроме него по данному адресу зарегистрированы и проживают: собственник указанного домовладения ФИО4 - бабушка, ФИО5 - мать, не родственник - ФИО6 (л.д. 7, 11, 15, 32).

     Казаков С.Е. имеет супругу ФИО7, с которой заключен брак ДД.ММ.ГГГГ На основании свидетельства об установлении отцовства Казаков С.Е. признан отцом ребенка ФИО1, 2003 г. рождения. От брака они имеют несовершеннолетнюю дочь ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ рождения (л.д. 11, 12, 13).

     Казаков С.Е. зарегистрирован по адресу: <адрес>, который на праве собственности принадлежит ФИО9, являющемуся отцом Казакова С.Е. Кроме истца, его отца, в указанном жилом помещении зарегистрирована его мать - ФИО10 (л.д. 15, 16-21, 40, 62-64).

     Казаков С.Е. и члены его семьи жилого помещения в собственности и по договору социального найма не имеют, сделок по отчуждению имущества в течение 5 лет не совершали, участия в приватизации не принимали (л.д. 22-34, 40-41, 58-61).

     С ДД.ММ.ГГГГ Казаков С.Е. по договору аренды снимает жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>А, <адрес>, принадлежащее на праве собственности ФИО11 (л.д. 35, 36-39).

     ДД.ММ.ГГГГ Казаков С.Е. обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении и предоставлении ему жилого помещения в соответствии со ст. 30 Закона «О милиции», в связи с отсутствием своего жилья на праве собственности и по договору социального найма, проживания на съемной квартире (л.д. 8).

     ДД.ММ.ГГГГ Казакову С.Е. дан ответ, из которого следует, что оснований для постановки его на учет и предоставления жилья не имеется, т.к. он на территории <адрес> не зарегистрирован, администрация МО «Г. Саратов» предоставляет жилые помещения только малоимущим, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, кроме того, он имеет право на получение безвозмездной финансовой помощи для приобретения жилья через уполномоченный орган области - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (л.д. 9-10).

      

      В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

      Пунктом 3 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

    Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

    Таким образом, федеральным законодательством установлено, что определение порядка предоставления жилых помещений должно регулироваться федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

     На основании ст. 30 ФЗ от 18.04.1991 г. № 21026-1 «О милиции» (в ред. ФЗ от 31.03.1999 г. № 68-ФЗ и от 29.12.2000 I. № 163-ФЗ) сотрудникам милиции, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отельной квартиры или дома, по установленным законодательством нормам, предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

    Статьей 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» от 28 апреля 2005 года № 39-ЗСО) (в ред. ЗСО от 26.06.2006 г. № 62-ЗСО и от 31.10.2006 г. № 119-ЗСО) предусмотрено, что жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях гражданам, перечисленных в данной статье. В п.5 указанной статьи так же указано, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признанным органом местного самоуправления малоимущими гражданами в установленном ст. 5 настоящего Закона порядке.

    Согласно Определению Конституционного суда от 15 февраля 2005 года N 58-0 по жалобе администрации города Коряжма Архангельской области, связанной с проверкой конституционности части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников расположенных на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение; содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления; возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета.

     В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что

законоположение, обязывающее органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции, в том числе участковых уполномоченных милиции, жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащее Конституции Российской Федерации.

    В дальнейшем, в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года № 485-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации г. Новочебоксарска Чувашской республики на нарушение конституционных прав и свобод ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации «О милиции» было указано, что сама по себе ч.1 ст. 30 Закона РФ «О милиции» непосредственно не решает вопросы разграничения полномочий по обеспечению жильем сотрудников милиции между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями и не определяет условия, на которых должно осуществляться указанными лицами право на жилище. В ней ясно и однозначно установлено предписание об обеспечении сотрудников милиции жильем в первоочередном порядке (участковым уполномоченным милиции оно должно быть предоставлено в течение шести месяцев), которое должно обеспечиваться с учетом положений жилищного законодательства, в том числе Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

     В связи с чем, надлежащим ответчиком по делу является орган местного самоуправления, исполняющий государственные полномочия.

      Согласно ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» от 25 апреля 2005 года № 39-ЗСО (в ред. ЗСО от 26.06.2006 г. № 62-ЗСО и от 31.10.2006 г. № 119-ЗСО) нормы предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда устанавливаются для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере 48 кв.м. общей площади на семью из трех человек.

     Как установлено судом, что с момента вступления истца в должность участкового уполномоченного (с ДД.ММ.ГГГГ) прошло более 6-ти месяцев.

     При этом, Казаков С.Е. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку не имеет жилого помещения ни по договору социального найма, ни в собственности. Кроме того, членом семьи отца, проживающего в принадлежащем ему на праве собственности домовладении, в соответствии со ст. 31 ЖК РФ не является, поскольку не проживает в помещении, где зарегистрирован, совместного хозяйства не ведет.

      Также членом семьи своих родителей не является супруга Казакова С.Е. - ФИО7, поскольку также не проживает по месту регистрации, снимает жилье по договору найма вместе с супругом Казаковым С.Е.

     С учетом совокупности представленных истцом доказательств по делу, указанных выше норм законодательства, исковые требования Казакова С.Е. к администрации МО «г. Саратов» о предоставлении благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 48 кв.м. в черте <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

     Согласно ч. 3, 4 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

    С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

     Органом местного самоуправления является администрация муниципального образования «город Саратов» (ст. 22 Устава <адрес>).

     В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

     Согласно п. 6 ст. 52 ЖК РФ орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

     По результатам рассмотрения сданных документов в указанный орган, администрация муниципального образования «Город Саратов» в соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ должна была либо поставить истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, либо отказать в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

     Исчерпывающий перечень оснований для отказа в постановке на учет содержится в статье 54 ЖК РФ, согласно которой отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

    Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, условия для постановки на учет в качестве нуждающегося, предусмотренные Жилищным Кодексом РФ, истцом были выполнены, все документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающегося, им были сданы.

     В связи с чем, оснований для отказа в постановке истца на учет у ответчика не имелось, что не оспаривается ответчиком.

     Однако, при вынесении судом решения о возложении обязанности на администрацию МО «Г. Саратов» по предоставлению жилого помещения, требования о признании Казакова С.Е. нуждающимся в улучшении жилищных условий являются излишними.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    

     Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Казакову Сергею Евгеньевичу благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, общей площадью не менее 48 кв.м. на состав семьи из трех человек (Казаков С.Е., ФИО7, ФИО12).

    Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через суд, вынесший решение.

Текст решения изготовлен компьютерным способом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                                                        С.В. Юдина