И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Волжский районный суд <адрес> В составе: Председательствующего судьи Юдиной С.В., при секретаре Шишлянниковой М.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой Жанны Владимировны, Минеевой Нины Сергеевны к администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитету по финансам администрации МО «Город Саратов», МУПП «Саратовводоканал» о взыскании убытков, У С Т А Н О В И Л: Истцы обратились в суд с иском к администрации МО «Город Саратов» о взыскании убытков, мотивируя свои требования тем, что им на праве собственности принадлежат домовладения, расположенные по адресу: <адрес>, ул. <адрес> <адрес>А и <адрес>Б. Михайловой Ж.В. на праве собственности принадлежит 1-этажный жилой дом, общей площадью 69,5 кв.м. литер №, расположенный по адресу: <адрес>, ул. <адрес> <адрес>Б. Михайловой Ж.В. также в праве общей долевой собственности принадлежит 1/3 доля 1-этажного жилого дома, общей площадью 60,6 кв.м. инвентарный №, лит. №, Минеевой Н.С. - 2/3 доли в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, ул. <адрес> <адрес>А. Михайловой Ж.В. на праве собственности принадлежит земельный участок, площадью 875 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, ул<адрес> <адрес>Б, а также 1/3 доля в праве собственности на земельный участок, площадью 943 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, ул. <адрес> <адрес>А, Минеевой Н.С. принадлежит 2/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 943 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, ул. <адрес> <адрес>А. Их жилые дома построены в 1973 г. В 1984 году введены в эксплуатацию очистные сооружения Городской станции аэрации. Данные очистные сооружения расположены в непосредственной близости от указанных жилых домов, а именно, на расстоянии 19,22 м. и 46,12 м., их земельные участки граничат с территорией очистных сооружений. В соответствии с действующими ранее и в настоящее время санитарными нормами и правилами санитарно-защитная зона очистных сооружений составляет 500 м. В указанной санитарно-защитной зоне запрещено проживание людей, ведение садоводства и огородничества. Начиная с 1986 г. по настоящее время они неоднократно обращались в различные инстанции с заявлениями об отселении, в связи с невозможностью проживания в данной зоне (круглый год запах фекалий), поскольку данные очистные сооружения по технологии находятся в открытом состоянии. До настоящего времени их обращения остались без какого-либо исполнения. Решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 г. № 25-240 «Об утверждении Генерального плана города Саратова» п. 2.2.3 «Водоотведение» предусмотрена реконструкция городской станции аэрации с организацией для нее 500-метровой санитарно-защитной зоны. Однако администрация МО «Город Саратов» до настоящего времени бездействует и не принимает мер по организации санитарно-защитной зоны. Согласно экспертного заключения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ расположение жилых домов по адресу: <адрес>, <адрес> не соответствует СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». МУПП «Саратовводоканал» до настоящего времени не оформил земельный участок санитарно-защитной зоны надлежащим образом. Отсутствие санитарно-защитной зоны вокруг «Залетаевских очистных сооружений» Городской станции аэрации нарушает их права по охране их жизнедеятельности и среды обитания в непосредственной близости объекта хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. Поскольку они ограничены в использовании земельных участков, так как их дома и земельные участки находятся в непосредственной близости от городской станции аэрации в пределах зоны подлежащей отведению в качестве санитарно-защитной, им должна быть выплачена стоимость данных земельных участков, исходя из рыночной стоимости земельных участков и выплаты рыночной стоимости жилых домов, принадлежащих им на праве собственности в порядке ст. 56, 57 Земельного кодекса РФ. Согласно отчету ООО «Бюро по оценке имущества» об оценке рыночной стоимости одноэтажного жилого дома, литер №, общей площадью 69,5 кв.м., и земельного участка, общей площадью 875 кв. м., расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>Б, принадлежащих В ходе судебного разбирательства по ходатайству представителя истца в качестве соответчиков по делу привлечены Комитет по финансам администрации МО «Город Саратов» и МУПП «Саратовводоканал», также судом в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечен комитет по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов». Истицы в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, о чем в материалах дела имеются их заявления, Михайлова Ж.В. поручила представлять ее интересы в суде представителю, имеющему доверенность. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса. В судебном заседании представитель истицы Михайловой Ж.В. исковые требования поддержал в полном объеме, дал показания, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске. Пояснил, что размер и границы санитарно-защитных зон определяются в проектно-технической документации по согласованию с органами государственного надзора на основе нормативов санитарно-защитных зон, установленных для соответствующего класса предприятий, а не с учетом данных о соответствии предельно допустимым нормам уровня вредного воздействия конкретного объекта на окружающую природную среду в отдельный период его хозяйственной деятельности. Размеры земельных участков, предоставляемых в населенных пунктах предприятиям для осуществления возложенных на них задач, и условия пользования ими определяются, как следует из статьи 79 Земельного кодекса РФ, в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами и проектно - технической документацией. Поэтому земли, предусмотренные надлежаще утвержденной проектной документацией для организации санитарно-защитных зон, могут использоваться только в таком качестве, если компетентным органом с соблюдением установленного порядка не принято решение об изъятии и изменении целевого назначения этих земель. Права истцов нарушены тем, что они проживают вблизи от очистных сооружений, в санитарно-защитной зоне, что также подтверждается заключением Роспотребнадзора. Считает, что срок на подачу иска истцами не пропущен, т.к. нарушение прав истцов продолжается до настоящего времени. Просил иск удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика администрации МО «Город Саратов» в судебном заседании возражала против исковых требований, показала, что жилые дома истцов не признаны непригодными для проживания, отсутствует вина администрации в причинении убытков истцам, а также нарушения права истцов, т.к. МУПП «Саратовводоканал», осуществляя свою деятельность, должен осуществлять мероприятия по организации санитарно-защитной зоны и отселению жителей. МУПП «Саратовводоканал» не обращался в администрацию с заявлением о выделении ему земельного участка. Невозможность использования земельных участков истцами не является утратой имущества или его повреждением. Заявила о пропуске истцами срока на обращение с иском в суд, который исчисляется с 1984 г. Возражений против размера ущерба не имеет.Просила в иске отказать. Представитель ответчика комитета по финансам администрации МО «Город Саратов» в судебном заседании возражала против исковых требований, пояснила, что иск не подлежит удовлетворению, т.к. не подтвержден факт установления санитарно-защитной зоны. Права истцов на земельные участки не нарушены, ограничения в их использовании не зарегистрированы в установленном законом порядке, в связи с чем, убытки не подлежат возмещению. Представитель ответчика МУПП «Саратовводоканал» возражала против иска к МУПП, пояснила, что МУПП «Саратовводоканал» является муниципальным предприятием, осуществляющим только эксплуатацию очистных сооружений, собственником которых является Муниципальное образование «Город Саратов». Жилые дома истцов расположены в первой защитно-санитарной зоне Городской станции аэрации МУПП «Саратовводоканал». Размещение жилых строений в защитно-санитарной зоне не допускается. В нарушение нормативных документов, органы местного самоуправления выделяли истцам земельные участки в пределах 500-метровой зоны от городской станции аэрации. Постановлением администрации № от ДД.ММ.ГГГГ на УКС администрации <адрес> возложена обязанность по отселению жильцов из зоны санитарной охраны Станции. Таким образом, МО «Город Саратов» обязано нести ответственность за непринятие мер по отселению истцов. Считает, что истцами не представлены доказательства причинения им убытков. Возражений по размеру ущерба не имеет. Заявила о пропуске срока исковой давности, т.к. полагает, что истцы узнали о нарушении своего права в 1984 году, срок исковой давности истек в 1987 году. Просила в удовлетворении исковых требований к МУПП «Саратовводоканал» отказать. Представитель 3 лица комитета по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов» в судебном заседании просила принять решение на усмотрение суда, пояснила, что в комитете по архитектуре и градостроительству МО «Город Саратов» отсутствуют сведения о границах санитарно-защитной зоны Городской станции аэрации МУПП«Саратовводоканал». В соответствии с действующей редакцией СанПиН, установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств 1 и П класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании предварительного заключения Роспотребнадзора, действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, экспертизы проекта, оценки риска здоровью населения. Согласно Генеральному плану на 2008 г. расположение жилых домов в указанном промышленной зоне невозможно. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования истцов подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Как установлено судом, Михайловой Ж.В. на праве собственности принадлежит 1-этажный жилой дом, общей площадью 69,5 кв.м. литер ББ2, расположенный по адресу: <адрес>, ул. <адрес>Б, а также земельный участок, площадью 875 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, ул. <адрес> <адрес>Б. Земельный участок поставлен на кадастровый учет (т. 1 л.д. 9-10, 22-25). Михайловой Ж.В. также в праве общей долевой собственности принадлежит 1/3 доля 1-этажного жилого дома, общей площадью 60,6 кв.м. инвентарный №, лит. №, Минеевой Н.С. - 2/3 доли в праве общей долевой собственности на указанный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, ул. 4-й <адрес>Б. Кроме того, Михайловой Ж.В. принадлежит 1/3 доля в праве собственности на земельный участок, площадью 943 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, ул. <адрес>А, Минеевой Н.С. принадлежит 2/3 доли в праве общей долевой собственности на данный земельный участок. Земельный участок поставлен на кадастровый учет (т. 1 л.д. 11-14, 15-20, 21, 26, 28-33, 35-39). Жилой <адрес>А по <адрес>у в <адрес> согласно справке МУП «ГБТИ» введен в эксплуатацию в 1952 <адрес> зарегистрированы в указанном домовладении согласно данным домовой книги (т. 1 л.д. 50, 47-49, т. 2. л.д. 234-235). Жилой <адрес>Б по <адрес>у в <адрес> согласно выписке МУП «ГБТИ» введен в эксплуатацию в 1973 г. (т.1. л.д. 53-55). Решением Саратовского городского Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ произведен отвод земельного участка тресту «Водоканал» под строительство очистных сооружений городской хозяйственно-фекальной канализации в <адрес> на развилке Залетаевского оврага, площадью 13 га., к которому впоследствии в 1968 г., в 1977 г. дополнительно отводились земельные участки, в том числе, в санитарно-защитной зоне, с целью расширения мощности (т. 2 л.д. 89, 93-98). Проектным институтом «Гипрокоммунводоканал» в 1961 г. по заказу Саратовского горисполкома разработан проект строительства очистных сооружений канализации в Залетаевском овраге с полной биологической очисткой 280 тыс.кбм/сут. сточных вод с возможной перспективой расширения их до 400 тыс.кбм/сутки, который утвержден постановлением Совета Министров РСФСР ДД.ММ.ГГГГ за №. Как следует из протокола технического совещания при начальнике <адрес> Управления коммунального хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ, на нем принято решение в связи с расширением мощности очистных сооружений городской канализации в Залетаевском овраге отвод земельных участков под строительство жилья в данном микрорайоне с соблюдением зоны Санитарного разрыва не менее 500 метров. Все мелкие деревянные строения на склоне Залетаевского оврага, попадающие в зону санитарного разрыва, должны быть предусмотрены к сносу, а склон оврага предусмотрен к озеленению (т. 2 л.д. 42-49, 50-54, 55-61). В 1984 г. введены в эксплуатацию очистные сооружения Городской станции аэрации в Залетаевском овраге. С 1984 г. истцы обращались в различные органы по вопросу обследования их жилищных условий и возможности проживания в домовладении, по вопросу их отселения. Так, согласно сообщению санитарно-эпидемиологической станции <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ начальнику городского водопроводно-канализационного управления предъявлены требования по отселению жителей из санитарно-защитной зоны. В 1985-1988 гг. Минеевой Н.С. сообщалось, что вопрос с отселением будет решен после утверждения проекта зоны санитарной охраны в 1988 г., затем - при расширении канализации Залетаевских очистных сооружений в 1992-1994 гг. (т. 1 л.д. 56-63, 64-65). Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О перспективе развития Залетаевских очистных сооружений и организации санитарно-защитной зоны» на Управление архитектуры и градостроительства, комитет по земельной реформе и земельным ресурсам возложена обязанность до ДД.ММ.ГГГГ дать предложения по предоставлению управлению капитального строительства администрации города земельного участка под строительство 200 квартирного жилого дома для отселения жильцов из зоны санитарной охраны городской станции аэрации. На УКС возложена обязанность в 1993 г. приступить к строительству 200-квартиного жилого дома для отселения жильцов (т. 1 л.д. 89). Однако в связи с отсутствием финансирования жилой дом не возведен, жильцы не отселены, санитарно-защитная зона не установлена (т. 1 л.д. 67-68, 72, 75-77, 83-88). МУПП «Саратовводоканал» неоднократно выдавались предписания по организации санитарно-защитной зоны вокруг городских очистных канализационных сооружений с отселением жителей ГУ ЦГСЭН (т. 1 л.д. 73, 74, 78-80). Администрация <адрес> ДД.ММ.ГГГГ на жалобу Михайловой Ж.В. сообщает, что ее дом расположен в санитарно-защитной зоне МУПП «Саратовводоканал», что является нарушением эколого-санитарных норм, и для решения данной проблемы руководителю предприятия дано предписание о переселении жильцов за пределы СЗЗ очистных сооружений в течение 2005 г. (т.1 л.д. 81-82). Как следует из сообщений ЦГСЭН <адрес>, Управления архитектуры и градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жилые <адрес>А и № по <адрес>у находятся в санитарно-защитной зоне городской станции аэрации, жилые дома подлежат сносу, т.к. согласно действующим СНиП в санитарно-защитных зонах промпредприятий не допускается размещение жилых зданий, садов и огородов. Участок по проекту определен для озеленения (т. 1 л.д. 66, 69, 71). Согласно экспертному заключению ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ, на момент обследования обнаружено, что 2 жилых деревянных дома по адресу: <адрес>А и <адрес> расположены в квартале малоэтажной жилой застройки <адрес>. Расстояние от жилого <адрес>А до территории Городской станции Аэрации МУПП «Саратоводоканал» составляет 19,11 м. Расстояние от жилого <адрес>Б - 46 м. В соответствии с п. ДД.ММ.ГГГГ «Канализационные очистные сооружения» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» размер санитарно-защитной зоны для канализационных очистных сооружений при минимальной расчетной производительности очистных сооружений составляет 150 м. В связи с чем, расположение указанных жилых домов не соответствует СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (т. 1 л.д. 45-46). Согласно сообщению Территориального отдела в <адрес> Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу наличия проекта санитарно-защитной зоны и утверждении санитарно-защитной зоны МУПП «Саратовводоканал», в 2008 г. МУПП «Саратовводоканал» выдавалось предписание о разработке проекта СЗЗ, по факту его отсутствия привлекалось к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ. За невыполнение предписаний Предприятие в 2009-2010 гг. было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Проект на экспертизу не представлен, заключение не выдавалось. Управлением Роспотребнадзора по <адрес> в суд направлено исковое заявление о прекращении нарушений требований санитарного законодательства (т. 2 л.д. 75). МУПП «Саратовводоканал» является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество МУПП принадлежит на праве собственности муниципальному образованию «Город Саратов» и закрепляется за предприятием на праве хозяйственного ведения. Права собственника муниципального имущества от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющих статус этих органов (т. 2 л.д. 29-41). Решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Генерального плана <адрес>» п. 2.2.3 «Водоотведение» предусмотрена реконструкция городской станции аэрации с организацией для нее 500-метровой санитарно-защитной зоны. Согласно краткому описанию системы канализации <адрес> производительность городской станции аэрации составляет 640 тыс. куб/сутки. В соответствии с п. 3.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств. Проектная документация санитарно-защитной зоны городской станции аэрации в Управление Роспотребнадзора по <адрес> не поступала. Согласно ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции городских и сельских поселений должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, обеспечивающие благоприятное состояние окружающей среды для жизнедеятельности человека. Здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных требований. В целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования (ч. 3 ст. 44). В порядке ч. 2 ст. 52 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством (ч 3 ст. 52). Расположение жилых домов, принадлежащих истцам, в санитарно-защитной зоне не оспаривается участниками процесса, подтверждается указанными выше доказательствами, исследованными в ходе судебного разбирательства, а также демонстрационными планами земельных участков, представленными комитетом по архитектуре и градостроительству АМО «Город Саратов» фрагментами Генерального плата <адрес> от 1974 г. и 2008 г., из которых следует, что вокруг данного производственного объекта находится санитарно-защитная зона по Плану 1974 г., и отсутствует жилая зона по Плану 2008 г. (т. 1 л.д. 41-44, т. 2 л.д. 97-98). Отсутствие согласованного проекта санитарно-защитной зоны, отведения земельного участка под санитарно-защитную зону, изъятия земельных участков, принадлежащих гражданам, находящихся в санитарно-защитной зоне, не уменьшает негативного влияния промышленного объекта на проживающих там истцов. Согласно пункту 2 статьи 8 Конституции в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. В силу ст. 56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда (ч. 3). Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу (ч. 5). Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ч. 6). Суд находит, что право собственности истцов ограничено нахождением домовладений и земельных участков в санитарно-защитной зоне Городской станции аэрации МУПП «Саратовводоканал», поскольку они не могут использовать все, предусмотренные ст. 209 ГК РФ, права владения, пользования и распоряжения своей собственностью, поскольку оно несет негативное воздействие на благоприятную среду обитания, здоровье. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 57 ЗК РФ возмещению в полном объеме, в том числе, упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные, в частности, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЗК РФ убытки возмещаются собственникам земельных участков в случаях, предусмотренных подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи. В соответствии с ч. 3 ст. 57 ЗК РФ возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель. При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. В силу ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем возмещения убытков. На основании статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановлении нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено. Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению муниципальным образованием (ст. 16 ГК РФ). В силу ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. В соответствии с требованиями ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. В соответствии со статьей 1082 Гражданского кодекса РФ, а также с учетом невозможности фактического использования самого объекта недвижимости и с учетом отвода земельных участков под строительство промышленного объекта органом местного самоуправления без отселения граждан из проживающих в границах санитарно-защитной зоны, то есть во взаимодействии со статьей 1069 ГК РФ, вред подлежит возмещению в качестве убытков (реального ущерба) с администрации муниципального образования «город Саратов» за счет казны муниципального образования «город Саратов». На основании изложенного, суд приходит к выводу, что истцам причинены убытки. Согласно отчету ООО «Бюро по оценке имущества» №Б от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости одноэтажного жилого дома, литер ББ2, общей площадью 69,5 кв.м., и земельного участка, кадастровый номер №, общей площадью 875 кв. м., расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, стоимость данного жилого дома и земельного участка составляет 1831000 руб. (т. 1 л.д. 161-227). Согласно отчету ООО «Бюро по оценке имущества» №Б от ДД.ММ.ГГГГ об оценке рыночной стоимости одноэтажного жилого дома, литер № общей площадью 60,6 кв.м., и земельного участка, кадастровый номер №, общей площадью 943 кв. м., расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, стоимость данного жилого дома и земельного участка составляет 1436000 руб. (т. 1 л.д. 90-160). Соответственно, 1/3 доли стоимости жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, принадлежащих Михайловой Ж.В., составит 478666,70 рублей, а 2/3 доли, принадлежащих Минеевой Н.С. составит 957333,30 рублей. Поскольку ответчиками возражений по размеру убытков не представлено, у суда он сомнений не вызывает, суд считает, что в пользу Минеевой Н.С. должны быть взысканы убытки в сумме 957333 р. 30 к., в пользу Михайловой Ж.В. -1831000 руб. (1436000 руб. + 478666 р. 70 к.). Также суд находит несостоятельным заявление ответчиков о пропуске истцами срока на обращение с данным иском в суд, поскольку в порядке ст. 200 ГК РФ, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Поскольку ни МУПП «Саратовводоканал», ни администрацией МО «Город Саратов» не было отказано истцам в отселении из санитарно-защитной зоны и восстановлении их нарушенного права, бездействие администрации МО «Город Саратов» продолжается до настоящего времени, то суд считает, что срок исковой давности не истек. В порядке ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу Михайловой Ж.В. подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3400 руб., оплаченные при подаче иска. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Взыскать с муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования в пользу Михайловой Жанны Владимировны убытки в размере 1831000 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3400 рублей, а всего 1834400 (один миллион восемьсот тридцать четыре тысячи четыреста) рублей. Взыскать с муниципального образования «Город Саратов» за счет средств казны муниципального образования в пользу Минеевой Нины Сергеевны убытки в размере 957333 рублей (девятьсот пятьдесят семь тысяч триста тридцать три) рубля. В иске Михайловой Жанны Владимировны, Минеевой Нины Сергеевны к МУПП «Саратовводоканал» о взыскании убытков - отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через суд, вынесший решение. Текст решения изготовлен компьютерным способом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ Судья С.В. ЮДИНА
Михайловой Ж.В. стоимость данного жилого дома и земельного участка составляет 1831000 руб. Согласно отчету ООО «Бюро по оценке имущества» об оценке рыночной стоимости одноэтажного жилого дома, литер №, общей площадью 60,6 кв.м., и земельного участка, общей площадью 943 кв. м., расположенных по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>А, стоимость данного жилого дома и земельного участка составляет 1436000 руб. Просили взыскать с администрации МО «Город Саратов» в пользу Михайловой Ж.В. убытки в сумме 2309666 р. 70 к., в пользу Минеевой Н.С. - в сумме 957333 р. 30 к.