11 января 2011 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Ефимкиной Ю.В., при секретаре Беловой Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица Управление Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области, судебный пристав-исполнитель Отдела по Волжскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области ФИО3, взыскатель Андросов Антон Олегович на постановление судебного пристава-исполнителя Отдела по Волжскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Саратовской области о взыскании исполнительского сбора, У С Т А Н О В И Л : Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов», действующий на основании доверенности, обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование которого указал, что постановлением судебного пристава - исполнителя Отдела по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ с администрации муниципального образования «Город Саратов» взыскан исполнительный сбор в размере 5000 руб. Администрация муниципального образования «Город Саратов» считает данное постановление незаконным, подлежащим отмене по следующим основаниям. Законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 118-ФЗ «О судебных приставах» и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать вышеуказанному законодательству. Основополагающим фактом при вынесении судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора является отсутствие уважительности причин исполнения исполнительного документа. Судебным приставом-исполнителем не учтено, что срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (исполнительного листа № № от ДД.ММ.ГГГГ) недостаточен для его исполнения с учетом специфики и сложности процедуры предоставления физическим и юридическим лицам земельных участков на праве аренды. Порядок предоставления земельных участков предусмотрен действующим законодательством РФ. На территории муниципального образования «Город Саратов» нормативным актом, устанавливающим градостроительные условия использования земельных участков являются Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», утвержденные решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №. Следовательно, при рассмотрении заявлений о предоставлении земельных участков на праве аренды или в собственность заинтересованным лицам, орган местного самоуправления рассматривает место расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на предмет соответствия документам территориального планирования города, а также документам градостроительного зонирования и документации по планировке территории, что свидетельствует о специфике и сложности процедуры предоставления земельных участков. В соответствии с положением о комитете по земельным ресурсам администрации МО «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № комитет в соответствии с действующим законодательством осуществляет ряд полномочий по рассмотрению представленных документов на их соответствие Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов». В соответствии с решением СГД от ДД.ММ.ГГГГ N 42-491 «О положении о комитете по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» комитет подготавливает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте муниципального образования, за исключением схем, необходимых для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, для предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Таким образом, проект постановления о предоставлении земельного участка в аренду в обязательном порядке проходит согласование в данных структурных подразделениях администрации МО «Город Саратов», что предусматривает соблюдение действующего земельного и градостроительного законодательства при формировании земельных участков, и обеспечение защиты интересов администрации МО «Город Саратов» в области использования земель. В связи с этим, исполнить требования постановления о возбуждении исполнительного производства № в установленный в нем срок не представляется возможным. Нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, не принятыми во внимание судебным приставом-исполнителем. На основании изложенного, представитель заявителя просит продлить процессуальный срок для подачи жалобы на постановление судебного пристава-исполнителя Отдела по <адрес> УФССП по <адрес> о взыскании исполнительского сбора, и отменить постановление судебного пристава - исполнителя Отдела по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству №. Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании поддержала заявление, дав пояснения аналогичные, изложенным в заявлении. Заинтересованное лицо - судебный пристав-исполнитель Отдела по <адрес> УФССП по <адрес> ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, причина неявки суду не известна. Заинтересованное лицо ФИО1 в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав сторону, исследовав материалы дела, суд находит заявление администрации муниципального образования «Город Саратов» необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 441 ГПК РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). В соответствии со ст. 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу положений статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций. В соответствии со ст. 1 Федерального Закона № 118-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве. Статьей 12 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» № - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ установлены виды исполнительных документов, так в силу части 2 статьи исполнительными документами, направляемыми (предъявляемыми) судебному приставу-исполнителю, являются - исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов. В статье 14 Закона установлено, что решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов. В части 2 указанной статьи приведены обязательные сведения и данные, которые должны быть указаны в постановлении судебного пристава-исполнителя. В соответствии с требованиями части 4 данной статьи, постановление судебного пристава-исполнителя подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде. Согласно ч.1 ст. 30 Федерального Закона № 229-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Частью 11 указанной статьи установлено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Согласно части 12 указанной статьи, срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Статьей 64 Закона установлены определенные исполнительные действия, которые в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель, согласно указанному перечню судебный пристав, в том числе, вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом. В соответствии со ст. 68 № 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу. Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока (часть 2). В судебном заседании установлено, что решением Волжского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено: Признать незаконным бездействие комитета по управлению имуществом <адрес>, выразившееся в непринятии решения по заявлению ФИО1 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, б/н, для индивидуального жилищного строительства. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление ФИО1 о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1000 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, б/н, для индивидуального жилищного строительства и принять по нему соответствующее решение (л.д. 9-10). Указанное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12). На основании приведенного вступившего в законную силу решения суда по заявлению взыскателя ДД.ММ.ГГГГ был выдан исполнительный лист № № руки представителю ФИО1 - ФИО4 (л.д. 13-15). ДД.ММ.ГГГГ представитель ФИО1 - ФИО4 обратился в Отдел по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> с заявлением, в котором просил принять для принудительного исполнения указанный исполнительный лист (л.д. 29). ДД.ММ.ГГГГ на основании предъявленного исполнительного листа, судебным приставом - исполнителем Отдела по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении должника администрации муниципального образования «Город Саратов» (л.д. 28). Предметом исполнения по указанному постановлению выступали следующие требования: обязать рассмотреть заявление о предоставлении в аренду земельного участка площадью 1000 кв. м, для индивидуального жилищного строительства. Постановлением судебного пристава установили должнику срок - немедленно со дня получения постановления для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании ч. 10 ст. 30 Закона № - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Также в указанном постановлении должник предупрежден, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 5000 руб. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, последнему предлагается в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. В судебном заседании установлено, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена, в том, числе должнику администрации муниципального образования «Город Саратов». ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем Отдела по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> было вручено требованиеадминистрации муниципального образования «Город Саратов» об обязании исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе в срок до 14-00 час. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается входящим штампом администрации (л.д.24). Дополнительно ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем Отдела по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> было вручено требованиеадминистрации муниципального образования «Город Саратов» об обязании исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе в срок до 11-00 час. ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается входящим штампом администрации (л.д. 23). Поскольку судебным приставом было установлено, что требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнены, при этом каких-либо доказательств уважительности причин в материалы исполнительного производства не представлено, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом - исполнителем Отдела по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Указанным постановлением постановлено: взыскать с администрации муниципального образования «Город Саратов» исполнительский сбор в размере 5000 руб., копия постановления вручена должнику ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18). Статьей 112 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» № - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2 статьи). Согласно части 3 приведенной нормы, исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей. Таким образом, при рассмотрении настоящего дела, основываясь на приведенных нормах действующего законодательства, а также оценивая в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что судебный пристав - исполнитель в рамках предоставленных ему законом полномочий, установил администрации муниципального образования «Город Саратов» срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. После истечения указанного срока, судебный пристав, установив факт неисполнения требований исполнительного документа, руководствуясь положениями закона «Об исполнительном производстве», вынес постановление о взыскании с администрации муниципального образования «Город Саратов» исполнительского сбора в сумме 5000 руб. Указанный размер исполнительского сбора соответствует требованиям ст. 112 Закона, поскольку по рассматриваемому исполнительному производству не исполнены были требования исполнительного документа неимущественного характера, а должником выступала администрация. Каких-либо доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, иных доказательства, указывающих на уважительность причин неисполнения в установленный срок требований исполнительного документа, администрацией судебному приставу-исполнителю представлено не было. Не представлено таких доказательств и суду в ходе рассмотрения настоящего дела. В свою очередь, исходя из представленных заявителем доказательств, должник не обращался в суд об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Не установлено при рассмотрении настоящего дела, обстоятельств, исключающих возможность взыскания исполнительского сбора, предусмотренных ч. 5 ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве». При таких обстоятельствах постановление судебного пристава-исполнителя Отдела по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора, вынесенное по возбужденному исполнительному производству №, является законным и обоснованным и соответствует требованиям ст.ст. 2, 12, 14, 30, 64, 68, 112 Федерального Закона «Об исполнительном производстве». Суд находит несостоятельными доводы заявителя, о невозможности исполнения требований исполнительного документа в установленный постановлением срок, в связи с длительностью процедуры рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, по следующим основаниям. Решением суда установлено незаконное бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по не рассмотрению в установленный законом срок заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и возложена обязанность принять решение по указанному заявлению. Указанным решением также установлено, что на момент рассмотрения дела, то есть ДД.ММ.ГГГГ, срок непринятия решения по поступившему заявлению ФИО1 составлял около пяти месяцев. До дня вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства по данному решению - ДД.ММ.ГГГГ, истекло еще около четырех месяцев, а к моменту вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора срок непринятия решения по заявлению составил более одного года. В связи с чем, ссылка представителя заявителя на специальные сроки рассмотрения заявления о предоставлении прав на земельные участки, установленные Земельным законодательством, является несостоятельной, поскольку ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, в рамках которой обратился ФИО1, установлено, что если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка. Вместе с тем, в течение указанного срока и на момент рассмотрения настоящего дела, решение по заявлению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ не принято, требования исполнительного документа не исполнены. В ходе рассмотрения дела установлено отсутствие каких-либо обстоятельств, лишающих орган местного самоуправления рассмотреть заявление ФИО1 и принять по нему решение в установленный срок. Доказательств наличия таковых суду не представлено. Также в силу требований части 12 статьи 30 Федерального Закона «Об исполнительном производстве» № - ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства. На основании изложенного, в рамках заявленных требований судом не установлено нарушений закона в действиях судебного пристава-исполнителя при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, доводы, изложенные в заявлении, не нашли своего подтверждения, в связи с чем, правовых оснований для удовлетворения заявления не имеется, суд приходит к выводу об отказе заявителю в удовлетворении его заявления. В соответствии с главой 25 ГПК РФ обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов граждан незаконными действиями должностных лиц, лежит на заявителе. Доказательств нарушения прав и законных интересов администрации муниципального образования «Город Саратов» в рамках заявленных требований, как того требуют положения ст. 56 ГПК РФ, заявителем не представлено. Суд не может согласиться с требованием представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» о продлении срока для подачи жалобы на постановление судебного пристава-исполнителя Отдела по <адрес> УФССП по <адрес> о взыскании исполнительского сбора, поскольку продлены могут быть сроки, установленные судом, а сроки, установленные законом могут быть восстановлены при наличии уважительных причин. Однако в данном случае суд приходит к выводу о том, что срок для обжалования постановления от ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования «Город Саратов» не нарушен, поскольку постановление последним получено ДД.ММ.ГГГГ, жалоба подана ДД.ММ.ГГГГ, с учетом выходных дней считается поданной в срок. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 441 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении заявления администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованные лица Управление Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, судебный пристав - исполнитель Отдела по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> ФИО3, взыскатель ФИО1 на постановление судебного пристава-исполнителя Отдела по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> о взыскании исполнительского сбора, отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Судья Ю.В. Ефимкина
Дело № 2-322/11