о предоставлении жилья



Дело

Дело № 2-316/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 января 2011 года       г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Ефимкиной Ю.В.,

при секретаре Беловой Ю.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пилюгина Сергея Сергеевича к администрации муниципального образования «Город Саратов», третье лицо - Управление внутренних дел по г. Саратову об оспаривании действий органа местного самоуправления, предоставлении благоустроенного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Пилюгин С.С. обратился в суд с указанными требованиями, в обоснование которых указал, что проходит службу в должности участкового уполномоченного милиции с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Он является нуждающимся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ Пилюгин С.С. обратился в администрацию МО «Город Саратов» с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий. Письмом ему было сообщено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления по месту их жительства. Так как Пилюгин С.С. зарегистрирован на территории <адрес>, ему необходимо обратиться в администрацию <адрес> МО «Город Саратов». Кроме того, ему было рекомендовано использовать свое право на жилище «как участковый уполномоченный милиции» в соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО «О предоставлении жилых помещений в <адрес>» путем получения безвозмездной финансовой помощи (субсидии) для приобретения жилья через уполномоченный орган области - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>. Считает указанное действие администрации муниципального образования «Город Саратов» неправомерным, просит суд признать действия администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившиеся в непринятии решения о постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения незаконным, предоставить благоустроенное жилое помещение не менее 30 кв. м общей площади в черте <адрес>.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что в соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» милиция вправе иметь и имеет служебный фонд, формируемый в порядке, установленном Правительством РФ. Финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Так, в приложении к федеральному закону «О федеральном бюджете на 2005 год» в ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2005 год Министерству внутренних дел РФ были предусмотрены денежные средства на реализацию Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в размере 294261,0 тыс. руб. Закон предусматривает финансирование деятельности милиции не только и не столько за счет средств местных бюджетов, но и за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Исходя из норм законодательства, регулирующих правовой статус участковых уполномоченных милиции, следует, что обеспечение данных работников милиции жильем относится к компетенции и полномочиям органов государственной власти, то есть являются государственными полномочиями и не является расходным обязательством бюджета <адрес>. Таким образом, по мнению представителя ответчика, требование к органам местного самоуправления исполнить государственные полномочия, не обеспеченные средствами федерального бюджета, бюджета субъекта РФ является нарушением гарантий местного самоуправления, определенных Конституцией РФ и федеральными законами. У истца возникло право на получение жилья или соответствующей субсидии на основании ст. 30 Закона «О милиции» от органов исполнительной власти <адрес>, т.е. надлежащим ответчиком по данному делу, по мнению представителя администрации <адрес>, является министерство строительства и ЖКХ <адрес>.

Представитель УВД по <адрес> в судебное заседание не явился, просит суд рассмотреть дело в свое отсутствие.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает возможным удовлетворить иск по следующим основаниям.

Согласно п. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В силу ч. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

В силу требований п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в том числе относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Таким образом, федеральным законодательством установлено, что определение порядка предоставления жилых помещений должно регулироваться федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 3, 4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Органом местного самоуправления является администрация муниципального образования «город Саратов» (ст. 22 Устава <адрес>).

В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Согласно п. 6 ст. 52 ЖК РФ орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

По результатам рассмотрения сданных документов в указанный орган, администрация муниципального образования «Город Саратов» в соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ должна была либо поставить истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, либо отказать в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в постановке на учет содержится в статье 54 ЖК РФ, согласно которой отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

На основании ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О милиции» (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ и от ДД.ММ.ГГГГ № 163-ФЗ) сотрудникам милиции, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отельной квартиры или дома, по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Статьей <адрес> «О предоставлении жилых помещений в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО (в ред. ЗСО от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО и от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО) предусмотрено, что жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях гражданам, перечисленных в данной статье. В п. 5 указанной статьи так же указано, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признанным органом местного самоуправления малоимущими гражданами в установленном ст. 5 настоящего Закона порядке.

Согласно Определению Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе администрации <адрес>, связанной с проверкой конституционности части первой статьи 30 Закона Российской Федерации «О милиции», обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников, расположенных на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение; содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления; возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета.

В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что законоположение, обязывающее органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции, в том числе участковых уполномоченных милиции, жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащее Конституции Российской Федерации.

В дальнейшем, в Определении Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -O «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации <адрес> республики на нарушение конституционных прав и свобод ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации «О милиции» было указано, что сама по себе ч. 1 ст. 30 Закона РФ «О милиции» непосредственно не решает вопросы разграничения полномочий по обеспечению жильем сотрудников милиции между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями и не определяет условия, на которых должно осуществляться указанными лицами право на жилище. В ней ясно и однозначно установлено предписание об обеспечении сотрудников милиции жильем в первоочередном порядке (участковым уполномоченным милиции оно должно быть предоставлено в течение шести месяцев), которое должно обеспечиваться с учетом положений жилищного законодательства, в том числе Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. «г» ч. 1 ст. <адрес> «О предоставлении жилых помещений в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО (в ред. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) нормы предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда устанавливаются для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, на одиноко проживающих граждан - 30 кв. метров общей площади.

Согласно справке отдела милиции года в составе УВД по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Пилюгин С.С. проходит службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ, в занимаемой должности участкового уполномоченного милиции - с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Пилюгин С.С. обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий, приложив все необходимые документы. Письмом истцу было отказано в постановке на учет и улучшении жилищных условий, при этом было указано, что согласно п. 5 ч. 1 ст. 44 и ч. 1 ст. 57 ЖК РФ органы местного самоуправления жилые помещения по договорам социального найма предоставляют только малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления по месту их жительства. Место жительства гражданина определяется его регистрацией. Так как Пилюгин С.С. зарегистрирован на территории <адрес>, ему необходимо обратиться в администрацию <адрес> МО «Город Саратов». Кроме того, истцу было рекомендовано реализовать свое право на жилище как участкового уполномоченного милиции путем получения безвозмездной финансовой помощи для приобретения жилья через уполномоченный орган области - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (л.д. 7, 8-9).

Согласно справкам администрации Рыбушанского муниципального образования <адрес>, выписке из домой книги 11 от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Пилюгин С.С. зарегистрирован по адресу: <адрес>. В указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают 3 человека: ФИО3, 1963 года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Пилюгин С.С., ДД.ММ.ГГГГ. Собственником указанного жилого помещения является ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения. Указанное жилое помещение состоит из пяти комнат общей площадью 77,2 кв. м (л.д. 14, 15, 2526-32).

Пилюгин С.С. проживает по адресу: <адрес>, на основании договора аренды жилого помещения, заключенного с ФИО5 (л.д. 16-17).

В судебном заседании также установлено, что жилья на праве собственности и по договору социального найма Пилюгин С.С.не имеет, что подтверждается справкой Ростехинвентаризации - Федерального БТИ (л.д. 12), сообщением управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> (л.д. 13).

Совершение истцом каких-либо действий по намеренному ухудшению жилищных условий, а именно совершение гражданско-правовых сделок с принадлежащим жильем, повлекшим уменьшение или отчуждение жилого помещения, в судебном заседании не установлено, доказательств этого в суд не представлено (ст. 53 ЖК РФ).            

В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» участковым уполномоченным милиции жилая площадь предоставляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность.

В судебном заседании также установлено, что с момента вступления истца в должность участкового уполномоченного (с августа 2008 года) на день рассмотрения дела прошло более 6-ти месяцев, однако жилое помещение ему не представлено до настоящего времени.

На основании ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействиям) органов государственной власти, должность оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные действия (бездействия) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод.

Из содержания изложенных выше норм права следует, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению Пилюгину С.С. благоустроенного жилого помещения в черте <адрес>.

При предоставлении жилья норма должна учитываться исходя из положений п.п. «в» п. 1 ст. <адрес> «О предоставлении жилых помещений в <адрес>», ч. 3, 4 ст. 49, ч. 6 ст. 50, ст. 58 ЖК РФ. В соответствии со ст. 2 п. 1 п.п. «а» <адрес> «О предоставлении жилых помещений в <адрес>» норма предоставления жилой площади на одиноко проживающих граждан - 30 кв. метров общей площади. Таким образом, на администрацию муниципального образования «Город Саратов» должна быть возложена обязанность по предоставлению Пилюгину С.С. благоустроенного жилого помещения на одиноко проживающего гражданина общей площадью не менее 30 кв. м, отвечающее санитарным и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Обязанным органом в данном случае является ответчик.

В судебном заседании установлено, что условия для постановки на учет в качестве нуждающегося, предусмотренные Жилищным Кодексом РФ истцом были выполнены, все документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающегося, Пилюгиным С.С. были предоставлены к заявлению. Кроме того, данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании и представителем ответчика.

Довод администрации муниципального образования «Город Саратов» о наличии у истца права на получение безвозмездной финансовой помощи, как основание непринятия на учет нуждающимся в улучшении жилищных условий, является необоснованным, так как не предусмотрен ст. 54 ЖКРФ.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком не представлено ни одного доказательства в опровержение исследованных судом обстоятельств.

На основании вышеизложенного, действия администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившиеся в непринятии решения о постановке Пилюгина С.С. на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, являются незаконными.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать действия администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившиеся в отказе в постановке Пилюгина Сергея Сергеевича на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения незаконными.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Пилюгину Сергею Сергеевичу благоустроенное жилое помещение не менее 30 квадратных метров в черте г. Саратова.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд.
Судья                                                                                                Ю.В. Ефимкина