о предоставлении жилого помещения



                 Дело № 2-57/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 января 2011 года                 г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Бжезовской И.В.

при секретаре Беловой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Удалова Виктора Юрьевича к ФИО6 третьи лица ФИО7 о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л :

Представитель истца, действующий на основании доверенности, обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, чтос ДД.ММ.ГГГГ истец состоит в должности участкового уполномоченного отдела милиции в составе УВД по <адрес>. В настоящее время не имеет жилых помещений в собственности и не является нанимателем жилья по договорам социального найма. Более того, у истца отсутствует право проживания в каком-либо жилом помещении, и с ДД.ММ.ГГГГ он вынужден проживать у знакомых, в гостиницах и т.д. Представитель указывает, что с данной даты истец не проживает и по адресу: <адрес>, так как собственники и наниматели данного жилого помещения не желают предоставлять ему его для проживания. Регистрация по месту пребывания также окончена ДД.ММ.ГГГГ В браке не состоит. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ФИО8 с заявлением об обеспечении его жильем, по утвержденным на территории <адрес> нормам предоставления жилья. Однако, в соответствии с решением органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ, истец получил отказ в удовлетворении его требования. В соответствии со ст. 22 Устава г. Саратова, исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города является администрация города. Согласно ст. 6 Устава, к вопросам местного значения относится обеспечение граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. В соответствии с пп. «г» п.1 ч.1 ст. 2 Закона Саратовской области № 39-ЗСО от 20 апреля 2005 года «О предоставлении жилых помещений в <адрес>» на одиноко проживающих граждан по договору социального найма предоставляется 30 кв. метров общей площади. Представитель истца указывает, что на основании действующего законодательства, истцу должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью не менее 30 квадратных метров. На основании изложенного представитель истца просит признать за истцом право на получение жилого помещения общей площадью не менее 30 квадратных метров, по договору социального найма; обязать ФИО9 предоставить истцу на условиях договора социального найма жилое помещение общей площадью не менее 30 квадратных метров.

В ходе рассмотрения дела судом в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, к участию в деле привлечены ФИО10

Представитель истца в ходе рассмотрения дела уточнил исковые требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, дополнив их требованиями о признании действий ФИО11 выразившихся в отказе в постановке Удалова Виктора Юрьевича на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, незаконными.

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель истца, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что у Удалова В.Ю. отсутствует право на проживание в каком-либо жилом помещении, при этом истец состоит в должности участкового уполномоченного милиции.

Представитель ответчика ФИО12 действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по тем основаниям, что в соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» милиция вправе иметь и имеет служебный фонд, формируемый в порядке, установленном Правительством РФ. Финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Так, в приложении № 9 к федеральному закону «О федеральном бюджете на 2005 год» в ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2005 год Министерству внутренних дел РФ были предусмотрены денежные средства на реализацию Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в размере 294261,0 тыс. руб. Закон предусматривает финансирование деятельности милиции не только и не столько за счет средств местных бюджетов, но и за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Исходя из норм законодательства, регулирующих правовой статус участковых уполномоченных милиции, следует, что обеспечение данных работников милиции жильем относится к компетенции и полномочиям органов государственной власти, то есть являются государственными полномочиями и не является расходным обязательством бюджета г. Саратова. Таким образом, по мнению представителя ответчика, требование к органам местного самоуправления исполнить государственные полномочия, не обеспеченные средствами федерального бюджета, бюджета субъекта РФ является нарушением гарантий местного самоуправления, определенных Конституцией РФ и федеральными законами. У истца возникло право на получение жилья или соответствующей субсидии на основании ст. 30 Закона «О милиции» от органов исполнительной власти Саратовской области, т.е. надлежащим ответчиком по данному делу, по мнению представителя ФИО13, является ФИО14. Кроме того, считает, что Удалов В.Ю. не является нуждающимся.

Представители ФИО15» в судебном заседании, действующие на основании доверенностей, также возражали против удовлетворения требований, дав пояснения аналогичные изложенным.

Представитель третьего лица ФИО16 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В силу ч. 2 ст. 11 Гражданского - процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

В силу требований п. 3 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в том числе относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Таким образом, федеральным законодательством установлено, что определение порядка предоставления жилых помещений должно регулироваться федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 3, 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Органом местного самоуправления является администрация муниципального образования «город Саратов» (ст. 22 Устава города Саратова).

В соответствии с ч. 5 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Согласно п. 6 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

По результатам рассмотрения сданных документов в указанный орган, администрация муниципального образования «Город Саратов» в соответствии с ч. 5 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации должна была либо поставить истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, либо отказать в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в постановке на учет содержится в статье 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

На основании ст. 30 Федерального Закона Российской Федерации от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции» (в ред. ФЗ от 31.03.1999 г. № 68-ФЗ и от 29.12.2000 г. № 163-ФЗ) сотрудникам милиции, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отельной квартиры или дома, по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Статьей 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» от 28 апреля 2005 года № 39-ЗСО (в ред. ЗСО от 26.06.2006 г. № 62-ЗСО и от 31.10.2006 г. № 119-ЗСО) предусмотрено, что жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях гражданам, перечисленных в данной статье. В п. 5 указанной статьи так же указано, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признанным органом местного самоуправления малоимущими гражданами в установленном ст. 5 настоящего Закона порядке.

Согласно Определению Конституционного суда от 15 февраля 2005 года N 58-0 по жалобе администрации города Коряжма Архангельской области, связанной с проверкой конституционности части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников, расположенных на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение; содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления; возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета.

В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что законоположение, обязывающее органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции, в том числе участковых уполномоченных милиции, жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащее Конституции Российской Федерации.

В дальнейшем, в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года № 485-O «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации г. Новочебоксарска Чувашской республики на нарушение конституционных прав и свобод ч.1 ст. 30 Закона Российской Федерации «О милиции» было указано, что сама по себе ч. 1 ст. 30 Закона РФ «О милиции» непосредственно не решает вопросы разграничения полномочий по обеспечению жильем сотрудников милиции между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями и не определяет условия, на которых должно осуществляться указанными лицами право на жилище. В ней ясно и однозначно установлено предписание об обеспечении сотрудников милиции жильем в первоочередном порядке (участковым уполномоченным милиции оно должно быть предоставлено в течение шести месяцев), которое должно обеспечиваться с учетом положений жилищного законодательства, в том числе Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. «а» ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» от 25 апреля 2005 года № 39-ЗСО нормы предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда устанавливаются для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма,на одиноко проживающих граждан - 30 кв. метров общей площади.

Согласно справке ФИО17 от ДД.ММ.ГГГГ Удалов В.Ю. проходит службу в органах внутренних дел в занимаемой должности старшего участкового уполномоченного милиции по делам несовершеннолетних отдела в составе ФИО18 - с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. ).

Как видно из выписки из приказа ФИО19 от ДД.ММ.ГГГГ л/с подполковник милиции Удалов В.Ю. назначен на должность старшего участкового уполномоченного милиции по делам несовершеннолетних отдела в составе УВД по <адрес> - с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ).

Установлено, что Удалов В.Ю. обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» (по месту жительства) с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий, приложив все необходимые документы. Письмом истцу было отказано в постановке на учет и улучшении жилищных условий, при этом было указано, что участковым уполномоченным милиции могут предоставляться по договору социального найма жилые помещения муниципального жилого фонда органами местного самоуправления в случае наделения их государственными полномочиями. Однако, такими полномочиями ФИО20 не наделено. Истцу было рекомендовано реализовать свое право на жилище как участкового уполномоченного милиции путем получения безвозмездной финансовой помощи для приобретения жилья через уполномоченный орган области - ФИО21 (л.д. ).

Как видно из сведений, содержащихся в свидетельстве о расторжении брака от ДД.ММ.ГГГГ, брак между Удаловым В.Ю. и Удаловой Е.В. расторгнут. Из сведений, содержащихся в паспорте истца, следует, что он имеет двух дочерей Удалову А.В. и Удалову А.В., не проживающих с ним совместно. Судом исследовался вопрос о наличии у указанных лиц, а именно: бывшей супруги истца и его дочерей, прав на жилые помещения на территории <адрес>. По сообщениям муниципального унитарного предприятия ФИО22» и ФИО23 Удалова Е.В., Удалова А.В. и Удалова А.В. не имеют прав на объекты недвижимого имущества на территории <адрес> (л.д. ).

В судебном заседании также установлено, что жилья на праве собственности и по договору социального найма Удалов В.Ю. не имеет, участия в приватизации жилых помещений не принимал, что подтверждается ответами на запросы суда муниципального унитарного предприятия «ФИО24», ФИО25 и сообщениями ФИО26 ФИО27 (л.д. 16).

Как установлено в судебном заседании Удалов В.Ю. на территории <адрес> был временно зарегистрирован по месту пребывания на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (л.д. ). Указанное жилое помещение принадлежит лицам (л.д.), не состоящими с Удаловым В.Ю. в родственных отношениях, по пояснениям истца приходящимися ему знакомыми. Как видно из справки ФИО28 Удалов В.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был временно зарегистрирован по адресу: <адрес>, в настоящее время регистрация закончена (л.д. ). До указанного времени Удалов В.Ю. был зарегистрирован на территории <адрес>, что подтверждается сведениями, содержащимися в паспорте истца и листке убытия (л.д. ).

Данные обстоятельства представителем ответчика в судебном заседании не оспаривались, об истребовании каких - либо доказательств в опровержение представленных истцом, на разъяснения суда представитель ответчика отказался.

Совершение истцом каких-либо действий по намеренному ухудшению жилищных условий, а именно совершение гражданско-правовых сделок с принадлежащим жильем, повлекшим уменьшение или отчуждение жилого помещения, в судебном заседании не установлено, доказательств этого в суд не представлено (ст. 53 ЖК РФ).            

В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» участковым уполномоченным милиции жилая площадь предоставляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность.

Установлено, что с момента вступления истца в должность участкового уполномоченного (март 2010 года) на день обращения с заявлением в администрацию муниципального образования прошло более 6-ти месяцев, но жилое помещение ему представлено не было.

На основании ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействиям) органов государственной власти, должность оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные действия (бездействия) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В соответствии с п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод.

Из содержания изложенных выше норм права следует, что на органы местного самоуправления возложена обязанность по предоставлению Удалову В.Ю. благоустроенного жилого помещения в черте <адрес>.

Решая вопрос о площади предоставляемого жилого помещения, суд исходит из п. 7 ст. 57 ЖК РФ, в соответствии с которой при определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности. Поскольку жилое помещение судом будет предоставляться на одиноко проживающего человека, то исходя из смысла указанной выше нормы права, а также факта отсутствия у истца прав проживания в каком - либо жилом помещении, при определении площади необходимо исходить из площади 30 кв. м. Таким образом, на ФИО29 должна быть возложена обязанность по предоставлению Удалову В.Ю. благоустроенного жилого помещения на одиноко проживающего человека общей площадью не менее 30 кв. м, отвечающее санитарным и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Обязанным органом в данном случае является ответчик.

В судебном заседании установлено, что условия для постановки на учет в качестве нуждающегося, предусмотренные Жилищным Кодексом Российской Федерации истцом были выполнены, все документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающегося, Удаловым В.Ю. были предоставлены к заявлению. Кроме того, данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании и представителем ответчика.

Довод ФИО30 на наличие у истца права на получение безвозмездной финансовой помощи, как основание непринятия на учет нуждающимся в улучшении жилищных условий, является необоснованным, так как не предусмотрен ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно ответу на запрос суда ФИО31, Удалову В.Ю. социальная выплата (субсидия) на строительство (приобретение) жилого помещения не предоставлялась (л.д. ).

В связи с чем суд приходит к выводу о признании действий ФИО32 выразившихся в отказе в постановке Удалова Виктора Юрьевича на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, незаконными.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком не представлено ни одного доказательства в опровержение, исследованных судом.

Требование о признании за истцом права на получение жилого помещения, при возложении обязанности на ответчика по предоставлению жилого помещения на основании решения суда, является излишним.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 254-258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Признать действия ФИО33 выразившиеся в отказе в постановке Удалова Виктора Юрьевича на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения незаконными.

Обязать ФИО34 предоставить Удалову Виктору Юрьевичу на одиноко проживающего благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 (тридцати) квадратных метров в черте <адрес>.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд.
Судья                                                                                              И.В. Бжезовская