Дело № 2-8/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 13 января 2011 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Ефимкиной Ю.В., при секретаре Беловой Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесовой Лидии Федоровны к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Соколовогорская ЖЭК», администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации <адрес> муниципального образования «Город Саратов», комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании действий по управлению многоквартирным домом и повышению тарифов на жилищно-коммунальные услуги незаконными, перерасчете платежей, признании незаконным постановлений мэра <адрес>, У С Т А Н О В И Л : Колесова Л.Ф. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «иные данные» (далее по тексту ООО «УК «иные данные»), в обоснование которого указала, что она является собственником <адрес> по 1-ому <адрес>у в <адрес>. На протяжении двух лет домом № по 1-ому <адрес>у в <адрес> управляет ООО «УК «иные данные Однако недавно истцу стало известно, что ответчик незаконно управляет общим имуществом дома, незаконно поднимает тарифы, выставляет дополнительные графы, поскольку все это делается на основании решений общего собраний собственников, однако в <адрес> таких собраний не проводилось. Договор на управление многоквартирным домом между истцом с ответчиком заключен не был. Просит признать управление многоквартирным домом № по 1-ому <адрес>у в <адрес> ответчиком ООО «УК «иные данные» незаконным, а также признать повышение тарифов с мая 2008 года по настоящее время незаконным, так как общего собрания собственников многоквартирного дома по повышению тарифов не проводилось. В ходе рассмотрения дела истец и его представитель дополнили исковые требования, просили обязать ООО «УК «иные данные» произвести перерасчет платежей по тарифам, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, а также признать недействительными постановлений мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации на территории <адрес> положений Жилищного кодекса Российской Федерации и порядке участия муниципального образования «Город Саратов» в управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности» и от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении администраций районов <адрес> полномочиями наймодателя жилых помещений, представляемых по договорам социального найма и найма жилых помещений» в части права выступать инициаторами проведения общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, расположенных на территории района, так как данные муниципальные акты противоречат ст. 45 ЖК РФ, признать противоправными действия муниципальных служащих по инициированию проведения общих собраний собственников многоквартирного дома. В судебном заседании истец и ее представитель исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске и дополнении к нему. Представитель ответчика ООО «УК «иные данные» ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что в феврале 2008 года собственниками жилых помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, 1-й Соколовогорский пр-д, <адрес> было проведено общее собрание в форме заочного по выбору способа управления. Результаты собрания были оформлены сводным протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором в качестве способа управления данным домом было управление специализированной организацией - управляющей компанией ООО «иные данные». Протокол был также согласован с администрацией <адрес>. Участие в общем собрании принимала и сама истец, что подтверждается бюллетенем для голосования, подписанным ею собственноручно и в котором она голосовала «ЗА» по всем вопросам повестки дня. Более того, во исполнении решения общего собрания и на основании ч. 1 ст. 162 ЖК РФ между ФИО1 и ООО «иные данные» был заключен договор управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 1.1. указанного договора истец как собственник жилого помещения поручила, а управляющая компания за плату обязалась оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: 1-й <адрес>, 13, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в данном доме и пользующимся в этом доме помещениями лицами, осуществлять деятельность, направленную на Представитель ответчика - комитета по управлению имуществом администрации МО «Город Саратов» возражал против удовлетворения исковых требований в части оспаривания постановлений мэра <адрес>, а также действий муниципальных служащих по инициированию проведения общих собраний собственников многоквартирного дома, поскольку прав истца указанными актами не нарушено. Ответчики - представители администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации <адрес> муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна. Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению. В соответствии со ст. 44, 45 ч. 3 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Собственник, по инициативе которого созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязан сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме. В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть указаны сведения определенные в п. 5 ст. 45 ЖК РФ, а именно: 1) сведения о лице, по инициативе которого созывается данное собрание; 2) форма проведения данного собрания (собрание или заочное голосование); 3) дата, место, время проведения данного собрания или в случае проведения данного собрания в форме заочного голосования дата окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, и место или адрес, куда должны передаваться такие решения; 4) повестка дня данного собрания; 5) порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, и место или адрес, где с ними можно ознакомиться. Согласно ст. 46 ЖК РФ решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1-3 части 2 ст. 44 ЖК РФ решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме. Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными, и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику. Согласно ст. 47 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме может быть принято без проведения собрания путем проведения заочного голосования - передачи в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в письменной форме решений собственников по вопросам, поставленным на голосование. В решении собственника по вопросам, поставленным на голосование, должны быть указаны сведения, перечисленные в п.3 ст.47 ЖК РФ: 1) сведения о лице, участвующем в голосовании; 2) сведения о документе, подтверждающем право собственности лица, участвующего в голосовании, на помещение в соответствующем многоквартирном доме; 3) решения по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался". Истцом оспаривается решение общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома в форме заочного голосования, которое оформлено сводным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, повестка дня: - избрание и утверждение состава счетной комиссии по подсчету голосов по вопросам повестки дня общего собрания; - выбор способа управления многоквартирным домом - управление домом управляющей компанией ООО «иные данные»; - избрание способа уведомления собственников обо всех принимаемых ООО «Управляющая компания иные данные» решениях, в том числе о проведении собраний; - о заключении договора на управление многоквартирным жилым домом с ООО «Управляющая компания иные данные» (т. 1 л.д. 91-92). В материалы дела представлен бюллетень заочного голосования общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> по 1-ому <адрес>у в <адрес> собственником <адрес> - Колесовой Л.Ф., из которого следует, что по всем вопросам повестки дня Колесова Л.Ф. голосовала «ЗА». ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ООО «иные данные» заключен договор управления многоквартирным домом, в соответствии с которым ФИО1 поручила, а управляющая компания за плату обязалась оказать услуги и выполнить работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, 1-ый <адрес>, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в данном доме и пользующимся в этом доме помещениями лицам (нанимателям), осуществлять деятельность, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом в соответствии со ст. 162 ЖК РФ (т. 1 л.д. 93-102). ФИО1 в судебном заседании заявлено о подложности указанных доказательств, представленных ответчиком ООО «УК иные данные», мотивируя указанное заявление тем, что ни бюллетень заочного голосования, ни договор управления многоквартирным домом, истцом не подписывались. В соответствии со ст. 186 ГПК РФ в случае заявления о том, что имеющееся в деле доказательство является подложным, суд может для проверки этого заявления назначить экспертизу или предложить сторонам представить иные доказательства. От назначения почерковедческой экспертизы Колесова Л.Ф. отказалась, иных доказательств подложности указанных документов суду не представила. В связи с чем суд не может исключить указанные доказательства из числа допустимых. Кроме того, истцом не представлено доказательств причинения каких-либо убытков указанным решением. Колесова Л.Ф. может защитить свои права иным способом, инициировав общее собрание по вопросу выбора управления многоквартирным домом, поскольку в силу п. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Ответчиком заявлено о пропуске истцом срока для обращения в суд с требованиями об оспаривании решения общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из материалов дела и пояснений истца, она с 2008 года знала и ею оплачивались коммунальные услуги в ООО «иные данные Таким образом, суд считает, что истцом пропущен срок для обращения в суд с требованием об оспаривании решения общего собрания от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем в данной части суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. Истцом также оспаривается решение общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, которое оформлено сводным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, повестка дня: - выбор председателя и секретаря собрания; - выбор членов счетной комиссии в количестве 3-х человек; - установление платы за жилое помещение в части услуг по содержанию жилья, комплексному обслуживанию лифта, вывозу твердых бытовых отходов, утилизации твердых бытовых отходов, электроэнергии мест общего пользования (МОП); - установление для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах плату за помещение в части капитального ремонта; - оснащение многоквартирных жилых домов общедомовыми приборами учета (т. 1 л.д. 158-164). С учетом положений ч. 6 ст. 46 ЖК РФ предмета и оснований заявленных исковых требований суду следует установить факты проведения общих собраний, а также дать оценку влияния истца на результаты голосования на общем собрании; нарушение оспариваемыми решениями его прав и законных интересов; наличия убытков для указанного истца, вследствие принятия общими собраниями оспариваемых решений. Ответчиками не представлено доказательств извещения о проведении общего собрания в соответствии с ЖК РФ, участия собственников помещений в данном собрании. Из пояснения представителя ответчика ООО «УК «иные данные» следует, что при смене руководства им не были переданы данные документы. Таким образом, ответчиками не представлено доказательств наличия кворума при принятии решений, поставленных на голосование, не представлены сведения об участниках голосования. Как следует из искового заявления, а также пояснений истца, допрошенных свидетелей никакого общего собрания ДД.ММ.ГГГГ с вышеуказанной повесткой дня не проводилось, отсутствовали какие-либо извещения о собрании. Таким образом, установить достоверность итогов голосования не представляется возможным в связи с непредставлением доказательств наличия кворума для проведения общего собрания. При этом, истец не пропустил срок на обжалование данного протокола, поскольку как следует из её пояснений, она узнала о нем в связи с рассмотрением данного гражданского дела, доказательств обратного ответчиками не представлено. Факт получения квитанций с указанием управляющей организации тарифов за коммунальные и жилищные услуги не является доказательством проведения собрания и уведомления о нем. В связи с чем, требования истца о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> по <адрес> <адрес>у <адрес>, признания несостоявшимся данного собрания подлежат удовлетворению. Согласно ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Статьей 290 ГК РФ установлено, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры. В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. В соответствии со ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Частью второй статьи установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Статьей 37 ЖК РФ регламентирован порядок определения долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а именно доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения. В силу 153 настоящего кодекса граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: 1) нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора; 2) арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды; 3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; 4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; 5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Установлено, что истец является собственником жилого помещения в <адрес> по 1-ому <адрес>у <адрес>, что не оспаривалось сторонами. Таким образом, истец как собственник жилого помещения обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. На основании ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). В силу ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке. Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год. Согласно статье 153 ЖК РФ обязанность по оплате за коммунальные услуги несут собственники жилых помещений, а также лица, использующие жилые помещения по договору найма, аренды или на других законных основаниях. Обязанность по оплате коммунальных услуг возникает с момента подписания акта приема-передачи квартиры. Исходя из вышеуказанной нормы жилищного кодекса обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги у граждан и организаций возникает из договоров социального найма, договоров найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и договоров аренды жилого помещения с момента заключения таких договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему, к которым можно отнести акт приема-передачи нежилого помещения, то есть с момента, когда возникает возможность использовать данное помещение на законных основаниях. Согласно статьям 153 - 157 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства; размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем) платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения; размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации). Граждане, признанные в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущими гражданами и занимающие жилые помещения по договорам социального найма, освобождаются от внесения платы за пользование жилым помещением платы за наем). Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер платы за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт - Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации). В соответствии со статьей 6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и некоторые законодательные акты Российской Федерации» размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано (далее - размер платы граждан за жилое помещение), и размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьями 156 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей. Предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг. Что подтверждается правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-Г08-97. Таким образом, истец обязана вносить плату за коммунальные услуги, а также ремонт и содержание жилья, установленные либо в соответствии с решением общего собрания собственников жилых помещений либо в соответствии со стандартами оплаты жилого помещения, если размер оплаты за содержание и ремонт жилья не принят общим собранием собственников жилых помещений. В судебном заседании установлено, что постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ № с баланса МУ «ДЕЗ по <адрес>» списан жилой <адрес> по 1-ому <адрес>у <адрес>, и с ДД.ММ.ГГГГ ООО «УК «иные данные» приступила к эксплуатации жилого фонда, предоставлению коммунальных услуг на основании заключенных договоров управления, договоров с организациями-поставщиками коммунальных услуг. Как следует из представленных в судебное заседание квитанций на оплату услуг и содержание жилья, до ДД.ММ.ГГГГ расходы на содержание жилья взимались по 4,74 руб. за 1 кв. м, ремонт жилья - 1,52 руб. за 1 кв. м. Расходы по капитальному ремонту не взимались. С ДД.ММ.ГГГГ согласно представленным квитанциям расходы на содержание жилья взимались по 8,64 руб. за 1 кв. м, ремонт жилья - 1,57 руб. за 1 кв. м, капитальный ремонт - 4 руб. за 1 кв. м. Расходы по содержанию жилья взимаются после ДД.ММ.ГГГГ по тарифу 6,81 руб. за 1 кв. м. Однако отдельной строкой в квитанциях выделены вывоз твердых бытовых отходов (0,56 руб.) электроэнергия мест общего пользования (тариф - 1,01 руб.) (т. 1 л.д. 5-21). Тариф за ремонт установлен решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № и составляет 1,52 руб./кв. м для жилых домов со всеми удобствами, без лифта и мусоропровода, горячего водоснабжения. Тариф не изменялся. Согласно представленным квитанциям истцов, тариф по ремонту жилья указан в размере 1,52 руб./кв. м. Установление платы за капитальный ремонт в размере 4 руб./кв. м, а впоследствии 4,5 руб./за 1 кв. м регулировалось Федеральными стандартами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, а в 2009-2010 годах - Федеральными стандартами, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Как следует из квитанций по оплате, представленных истцом, превышения тарифа, установленного Федеральными стандартами, не имеется. Тариф за содержание жилья установлен решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № и составляет 4,74 руб./кв. м для жилых домов со всеми удобствами, без лифта и мусоропровода, горячего водоснабжения. Тариф органом местного самоуправления не изменялся. Решение общего собрания по данному вопросу признано недействительным. В связи с чем, суд приходит к выводу, что начисление оплаты за ремонт и капитальный ремонт жилья производится управляющей компанией правомерно. Вместе с тем, управляющей организацией необоснованно повышен тариф с ДД.ММ.ГГГГ на содержание жилья, поскольку решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> по 1-ому <адрес>у <адрес> по вопросу увеличения тарифа на содержание жилья не принималось. Таким образом, суд считает, что требования истца о перерасчете оплаты за содержание жилья являются обоснованными в части. Плата за услуги по вывозу и утилизации твердых бытовых отходов также управляющей компанией применяется в соответствии с установленными органами местного самоуправления тарифами, в том числе за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ на основании договора с муниципальным унитарным предприятием «СпецАТХ» и по согласно выставленным счетам по оплате оказанной услуги и на основании постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О тарифах на услуги МУП БКО «Спецавтохозяйство по уборке города», постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ № «О тарифах на услуги МУП БКО «Спецавтохозяйство по уборке города» (т. 2 л.д. 10-21, 49) Оснований для изменения тарифа на тариф до ДД.ММ.ГГГГ не имеется. В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Для регулирования отношений по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном дома Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены «Привила содержания общего имущества в многоквартирном доме». Согласно п. 2 приведенных Правил, в состав общего имущества включаются: а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры); пунктом 7 Правил установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях. Согласно п. 28 Правил, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений. Содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений - за счет собственных средств (пункт 30). Солгано статье 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом. Утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам урегулированы отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг. Так согласно п. 15 данных Правил, размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. Пунктом 19 установлено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения № к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения № к настоящим Правилам; б) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения № к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги. Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за потребленную холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ и тепловую энергию, а также водоотведение определяется исходя из нормативов потребления. Согласно п. 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. Постановлением комитета государственного регулирования тарифов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О присвоении статуса гарантирующего поставщика ООО «Саратовское предприятие городских электрических сетей» статус гарантирующего поставщика присвоен ООО «СПГЭС». ДД.ММ.ГГГГ между ООО «СПГЭС» и ООО «УК иные данные» заключен договор энергоснабжения №, в соответствии с которым ООО «СПГЭС» (поставщик) обязалось осуществлять поставку электроэнергии на объекты ООО «УК Соколовогорская ЖЭК» (потребитель), а потребитель в свою очередь обязалось принимать и оплачивать приобретаемую электроэнергию по ценам (тарифам), установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (т. 1 л.д. 42-47). Как установлено в судебном заседании в местах общего пользования в <адрес> по 1-ому <адрес>у в <адрес> приборы учета, позволяющие определить расход электроэнергии по фактическому потреблению отсутствовали. Согласно п. 20 приведенных Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются для газа и электрической энергии - расчетным путем, согласованным ресурсоснабжающей организацией с лицом, заключившим с ней договор, исходя из мощности и режима работы установленных в этих помещениях потребляющих устройств. Постановлением комитета государственного регулирования тарифов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения <адрес> 2008 год» установлен тариф - 155,0 коп./кВт.ч. А постановлением комитета государственного регулирования тарифов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения <адрес> на 2009 год» установлен тариф - 191,0 коп./кВт.ч. В п. 3.15 договора № от ДД.ММ.ГГГГ стороны согласовали, что при отсутствии приборов учета, потребитель оплачивает стоимость электроэнергии, рассчитанной по присоединенной мощности, указанной в приложении №, при режиме работы 24 часа в сутки за календарные дни месяца от даты предыдущей проверки (в случае ее отсутствия - даты заключения договора). В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, ст. ст. 154, 157 ЖК РФ, а также ст. 36 ЖК РФ, по смыслу которой к общему имуществу в многоквартирном доме относится оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, электроэнергия мест общего пользования отнесена к жилищной услуге. По дому 13 по 1-ому <адрес>у <адрес> применялся тариф 1,22 р/м2, с 2009 года - 1,50 р/м2 (для домов без лифта и мусоропровода), что не противоречит вышеприведенным нормам законодательства. Что также подтверждается правовой позицией Верховного Суда РФ, содержащейся в решении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ГКПИ07-985, определении Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № КАС07-764. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади жилого помещения (ст. ст. 37, 39 ЖК РФ). Что касается предоставления коммунальных услуг: холодного, горячего водоснабжения, отопления, канализации, то, исходя из представленных квитанций на оплату, управляющей организацией применялись тарифы, установленные органами местного самоуправления, при этом для квартир, где установлены индивидуальные приборы учета, ежемесячный расчет производится по показаниям приборов учета, где приборы отсутствуют - по социальной норме. Кроме того, независимо от того, установлены или нет в многоквартирном доме коллективные, общие и индивидуальные приборы учета, потребители должны оплачивать коммунальные услуги, в том числе технологические потери коммунальных ресурсов и коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме (ст. ст. 154, 157 ЖК РФ, п.п. 7, 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №). Вышеуказанные нормативно-правовые акты вступили в силу, обжалованы не были, обязаны для исполнения и применения. Иск рассмотрен только по основаниям, заявленным истцом, а именно о перерасчете в связи с применением необоснованных, по мнению истца, тарифам. Требований о ненадлежащем предоставлении услуг не заявлялось. Кроме того, суд считает обоснованным взимание данной управляющей организацией платежей, поскольку суд пришел к выводу, что в удовлетворении требования о признании незаконным решения общего собрания собственников жилых помещений в <адрес> по 1-ому <адрес>у <адрес> по вопросу выбора способа управления и управляющей организации ООО «УК «иные данные» следует отказать. Более того, фактически управление домом за период с 2008 года по настоящее время осуществлялось ответчиком, которым происходила оплата представленных услуг ресурсоснабжающим организациям, а также производилось содержание и ремонт жилья. Отсутствуют также основания для признания недействительными постановлений мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации на территории <адрес> положений Жилищного кодекса Российской Федерации и порядке участия муниципального образования «Город Саратов» в управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности» и от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении администраций районов <адрес> полномочиями наймодателя жилых помещений, представляемых по договорам социального найма и найма жилых помещений» в части права выступать инициаторами проведения общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, расположенных на территории района, так как данные муниципальные акты противоречат ст. 45 ЖК РФ, признания противоправными действия муниципальных служащих по инициированию проведения общих собраний собственников многоквартирного дома, поскольку указанные нормативные акты, а, соответственно и действия должностных лиц, соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы ФИО1 Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Судья Ю.В. Ефимкина
достижение целей управления многоквартирным домом в соответствии со ст. 162 ЖК РФ. Срок действияданного договора составлял один год, с последующей пролонгацией, если стороны не заявят о его расторжении за 1 месяц до его окончания. Поскольку соответствующих заявлений от истца не поступало, то его условия сохраняют для сторон обязательную силу. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № о списании с МУ «Дирекция единого заказчика по <адрес>» многоквартирных жилых домов, дом по адресу: <адрес>, 1-й Соколовогорский пр-д, <адрес> был передан в управление ООО «иные данные». Одновременно по акту приема-передачи была передана техническая и иная документация, необходимая для эксплуатации и обслуживания объектов жилищного фонда. В свою очередь, управляющей компанией были заключены договоры с энергоснабжающими организациями на оказание коммунальных услуг, в частности: энергоснабжение (договор энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ); водоснабжение и водоотведение (договор № на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от ДД.ММ.ГГГГ); отопление (договор №т на снабжение тепловой энергией в горячей воде от ДД.ММ.ГГГГ). Подтверждением управления вышеуказанным многоквартирным домом ответчиком является также тот факт, что ООО «иные данные» выступала заказчиком по проведению ремонтных работ в рамках действия Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», а все результаты работ были также согласованы с администрацией <адрес> МО «Город Саратов». Данное обстоятельство подтверждается актом о приемке выполненных работ (ремонт внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения, в том числе с установкой прибора учета) от ДД.ММ.ГГГГ №; справкой о стоимости выполненных работ и затрат от ДД.ММ.ГГГГ; актом о приемке выполненных работ (ремонт крыши) от ДД.ММ.ГГГГ; справкой о стоимости выполненных работ и затрат от ДД.ММ.ГГГГ; актом о приемке выполненных работ (установка приборов учета тепловой энергии) от ДД.ММ.ГГГГ; справкой о стоимости выполненных работ и затрат от ДД.ММ.ГГГГ; актом о приемке выполненных работ (ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, в том числе с установкой прибора учета) от ДД.ММ.ГГГГ; справкой о стоимости выполненных работ и затрат от ДД.ММ.ГГГГ; актом о приемке выполненных работ (ремонт внутридомовых инженерных систем
электроснабжения) от ДД.ММ.ГГГГ; справкой о стоимости выполненных работ и затрат от ДД.ММ.ГГГГ Указание на ООО «УК иные данные» как исполнителя коммунальных услуг имеется также в квитанциях на их оплату, предъявлены самим истцом, и ранее не возражавшей против их выставления. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, способ управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>-д, <адрес> был выбран собственниками в установленном законом порядке и с соблюдением необходимых требований. Непосредственное участие в общем собрании принимала и сама Колесова Л.Ф. Учитывая, что с момента проведения общего собрания прошло уже более 2,5 лет, то считает, что срок на оспаривание решения общего собрания о выборе способа управления у истца истек. А на основании абз. 2 п. 2 ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием для отказа истцу в иске. Более того, поскольку Колесова Л.Ф. голосовала «ЗА» по всем вопросам повестки дня, в том числе по выбору управляющей компании, то у нее отсутствует право на такое оспаривание. Признать недействительным решение общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном <адрес> по 1-ому <адрес>у в <адрес> в форме очного голосования от ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «иные данные» произвести Колесовой Лидии Федоровне перерасчет платежей по тарифам за содержание жилья с ДД.ММ.ГГГГ по тарифам, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении остальной части исковых требований Колесовой Лидии Федоровны отказать.