возложение обязанности признать жилое помещение аварийным, предоставление жилого помещения



Дело № 2-92

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 января 2011 г.                                                                          г. Саратов.

Волжский районный суд г. Саратова

в составе председательствующего судьи Егоровой И.А.,

при секретаре Мясушкиной Ю.С.,                                 

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарашовой Т.М. к Администрации Волжского района муниципального образования « Город Саратов », третьи лица Администрация муниципального образования « Город Саратов », Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования « Город Саратов » о возложении обязанности признать жилое помещение аварийным и предоставить жилое помещение,

                                                 У С Т А Н О В И Л :

         Истец обратилась в суд с настоящим иском, мотивируя свои требования следующим : на основании ордера выданного Волжским районным Советом народных депутатов исполнительного комитета №343 серия 4 от 26 декабря 1984 г., истец проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>., общей площадью 31,6 кв. м. Квартира состоит из двух смежных комнат и кухни, а так же пристройки. Кроме истца, в указанном жилом помещении проживает ее сын - Ш., 27.09.1974 года рождения, являющийся инвалидом 3 группы. Дом, в котором истец проживает построен до 1917 г., условия для проживания не отвечают установленным требованиям. Фундамент дома проседает, в результате чего на стенах образовались трещины. Окна и двери в квартире перекошены, полы гниют, в зимний период холодно, вода в трубах замерзает. В связи с указанным фактом истец на протяжении многих лет требует от Администрации Волжского района г. Саратова признать квартиру аварийной. Решением исполнительного комитета совета народных депутатов Волжского района г. Саратова от 26.07.89 г. данная квартира включена в перечень аварийных. В 1993 г., 1996 г., 2003 г. истец подавала заявления на приватизацию указанной квартиры, но Администрация Волжского района г. Саратова все это время отказывает истцу в приватизации, ссылаясь на аварийность квартиры, тем самым подтверждается факт того, что квартира является аварийной. В декабре 1993 г. истец вызвала комиссию в составе инженера ПТО МП ЖКХ Волжского района, врача ЦСЭН Волжского района, инспектора пожарной части с целью исключения квартиры истца из числа аварийных, и дальнейшей приватизации, но комиссия согласно Акта от 21.12.1993 г. жилое помещение признала аварийным, мотивируя отсутствием капитального ремонта. Капитальный ремонт в доме не проводился уже несколько десятилетий. Согласно решения Волжской Администрации г. Саратова Комиссией при проверке представляемых на приватизацию документов № 1926 от 12.10.1993 г. комиссия решила: возвратить Шарашовой Т.М. документы на приватизацию, т.к. решением Волжского РИК №198 от 26.06.1989 г. дом признан аварийным. В 2009 г. истец обратилась в Администрацию Волжского района г. Саратова с заявлением включить квартиру, в которой истец проживает в Федеральную программу по переселению из аварийного и ветхого жилья. При подаче документов выяснилось, что Волжской администрацией     утерян     акт проверки     жилищных     условий межведомственной комиссией от 17.07.89 г. о включении квартиры истца в перечень аварийных и теперь она не отвечает установленным санитарным и техническим требованиям, и поэтому не может быть включена в федеральную программу. Истцу было заявлено, что в 2010 г. бюджетом не предусмотрены средства на проведение обследований и получение заключений по аварийным домам. Истец обратилась в «Государственную жилищную инспекцию» Саратовской области и составленный 27 сентября 2010 г. Акт о результатах, проведенных в отношении квартиры истца мероприятий по государственному контролю соблюдения положения жилищного законодательства об использовании, сохранности жилищного фонда передала в Волжскую Администрацию. Истец обращалась с заявлением в Прокуратуру Волжского района г. Саратова. 26 мая 2010 г. получила ответ, в котором указанно о необходимости обратиться в суд общей юрисдикции с исковым заявлением о понуждении администрации района провести мероприятия по восстановлению вышеназванного акта, а также о предоставлении жилого помещения. Истец просит обязать Администрацию Волжского района муниципального образования « Город Саратов» признать жилое помещение (квартиру), расположенную по адресу <адрес>. аварийной и предоставить истцу двухкомнатную квартиру общей площадью не менее 36 кв.м. на двух членов семьи (Шарашову Т.М. Ш.) в Волжском районе г. Саратова, соответствующую «Санитарно - эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», поскольку имеет место нарушение прав, свобод и законных интересов истца, заключающиеся в том, что истец проживает в квартире, не отвечающей установленным для жилых помещений требованиям. Отсутствие элементарных, необходимых для каждого условий проживания, многолетнее равнодушное отношение со стороны ответчика причиняет истцу нравственные страдания.

         Истец, в судебном заседании поддержала исковые требования, дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении, настаивала на том, что надлежащим ответчиком по делу является Администрация Волжского района муниципального образования « Город Саратов».

Представитель ответчика - администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» Иванов О.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, указав, что постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» утвержден порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. 28 декабря 2010г., после подачи искового заявления, истец обратилась в администрацию района с заявлением о признании аварийным жилого помещения расположенного по адресу: <адрес>. Пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлено, что письменное обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. 28.12.2010 г. секретарю Межведомственной комиссии Администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» поступило заявление от Шарашовой Т.М. В настоящее время данное обращение находится на рассмотрении. Просил в иске Шарашовой Т.М. отказать, в том числе и по основанию, что Администрация Волжского района муниципального образования « Город Саратов» не является надлежащим ответчиком по делу.

        Представители третьих лиц : Администрации муниципального образования «Город Саратов» и Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования « Город Саратов», привлеченные к участию в деле определением суда от 24.11.2010г., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

        Представителем Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования « Город Саратов» представлен письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования « Город Саратов» просит в иске Шарашовой Т.М. отказать, поскольку истцом не представлены доказательства признания <адрес> в <адрес>, в установленном законом порядке, не пригодной для проживания.

       Суд рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

      Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

       В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

       В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

       В соответствии со ст. ст. 39, 196 ГПК РФ, предмет и основания иска, ответчик по делу определяются истцом, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

        В судебном заседании установлено, что <адрес> общей площадью 31.6 кв.м. является муниципальной, в которой зарегистрированы истец и ее сын Ш. ( л.д. 27,29,40,41 ).

       Решением исполнительного комитета Волжского районного Совета народных депутатов № 198/26 от 26.07.1989 г., <адрес> в <адрес> признана не отвечающей установленным санитарным и техническим требованиям; Саратовскому государственному проектному институту предложено предоставить Шарашовой Т.М. жилое помещение во внеочередном порядке; Волжскому районному производственному объединению жилищно-коммунального хозяйства предписано включить <адрес> в <адрес> в перечень аварийных.

        Согласно акту Государственной жилищной инспекции от 27.09.2010г. <адрес> в <адрес> обеспечена электроснабжением от городских сетей, печным газовым отоплением, газоснабжением и холодным водоснабжением от городских сетей, водоотведением не обеспечена. Здание одноэтажное, стены - деревянный сруб, обложенный кирпичом, крыша чердачного типа, кровля шиферная, перекрытия - деревянные. Постройка имеет отклонения от вертикали, имеются трещины в кладке пристройки. Имеются повреждения и загнивания деревянной обрешетки кровли здания, перекос дверных и оконных проемов в помещении квартиры. Местами имеется провисание заделки ( штукатурка по дранке) перекрытия в помещениях. Полы деревянные, имеют уклон ( л.д. 15)

Согласно ст. 85 ЖК РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если:

1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;

2) жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение;

3) жилое помещение признано непригодным для проживания;

4) в результате проведения капитального ремонта или реконструкции дома жилое помещение не может быть сохранено или его общая площадь уменьшится, в результате чего проживающие в нем наниматель и члены его семьи могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо увеличится, в результате чего общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления.

В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Правительством Российской Федерации Постановлением от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее по тексту Положение).

В соответствии с пунктом 7 указанного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Следовательно, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу носит заявительный характер, в соответствии с которым заявление о признании многоквартирного дома аварийным с приложенными к нему документами подает собственник или наниматель жилого помещения.

Названным Положением установлен минимальный перечень документов, необходимых для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным. К таким документам относятся: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом; заключение специализированной организации, проводящей обследование дома. Рассмотрев представленное заявление с приложенными к нему документами, межведомственная комиссия принимает решение о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с п.47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

По окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания (п.48 Положения).

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п.49 Положения).

Постановлением администрации города Саратова от 8 августа 2006 года № 212А на территории муниципального образования «Город Саратов» создана межведомственная комиссия по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу и утвержден ее состав.

Межведомственная комиссия осуществляет свою деятельность на основании Положения о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, утвержденного постановлением главы администрации города Саратова от 29 января 2007 года № 36. В соответствии с Положением о межведомственной комиссии, созданной на территории муниципального образования «Город Саратов», прием заявлений и приложенных к ним обосновывающих документов осуществляет секретарь межведомственной комиссии, которым является представитель администрации соответствующего района города, уполномоченный главой администрации района.

Как следует из толкования, данного в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ, общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47.

Как установлено в судебном заседании и не отрицалось истцом, Шарашова Т.М. обратилась в Межведомственную комиссию по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу с заявлением о признании <адрес> в <адрес> непригодной для проживания только 28.12.2010г.

На день рассмотрения дела по существу решение о признании жилого помещения - <адрес> в <адрес> не пригодным для проживания, компетентным органом не принято и установленный законом срок для принятия решения о судьбе жилого помещения, не истек.

Поскольку в настоящее время отсутствует факт признания дома аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение, в котором проживает истец не признано в установленном законом порядке непригодным или пригодным для проживания, подлежащим реконструкции, то отсутствуют какие-либо правовые основания для возложения обязанности по предоставлению Шарашовой Т.М. жилого помещения на состав семьи из двух человек, в связи с чем, в иске Шарашовой Т.М. о возложении обязанности на Администрацию Волжского района муниципального образования « Город Саратов» принять решение по внеочередному предоставлению жилого помещения, следует отказать.

Кроме того, согласно п.3.1.5 Положения об администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов», утвержденным решением Саратовской городской Думы от 29 января 2009 года № 36-398 администрация района обладает следующими полномочиями в сфере обеспечения малоимущих граждан, проживающих в районе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства:

- ведет учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

- на основании постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения заключает с гражданами договоры социального найма жилого помещения и заключает договоры найма специализированных жилых помещений;

- выступает от имени муниципального образования наймодателем муниципального жилищного фонда;

- осуществляет прием граждан по вопросам приватизации, регистрации по месту пребывания и по месту жительства в жилых помещениях муниципального жилищного фонда в соответствии с действующим законодательством;

- осуществляет контроль за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам;

- осуществляет оперативный учет муниципального жилищного фонда, расположенного на территории района;

- осуществляет подготовку документов для рассмотрения на заседании межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу.

Таким образом, администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов» не наделена полномочиями по предоставлению гражданам на основании договора социального найма жилых помещений из муниципального жилого фонда, поскольку данными полномочиями наделена администрация муниципального образования «Город Саратов», как собственник жилищного фонда.

Таким образом, Администрация Волжского района муниципального образования « Город Саратов » является ненадлежащим ответчиком в отношении требований истца о предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма, в связи с чем, иск Шарашовой Т.М. к Администрации Волжского района муниципального образования « Город Саратов» о предоставлении истцу двухкомнатной квартиры общей площадью не менее 36 кв.м. на двух членов семьи (Шарашову Т.М. Ш.) в Волжском районе г. Саратова, соответствующей «Санитарно - эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», удовлетворению не подлежит.

В силу ст. 98 ГПК РФ, не подлежат взысканию с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины при подаче искового заявления.

       На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                              Р Е Ш И Л :

       Шарашовой Т.М. в иске к Администрации Волжского района муниципального образования « Город Саратов », третьи лица Администрация муниципального образования « Город Саратов », Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования « Город Саратов» о возложении обязанности признать жилое помещение аварийным и предоставлении жилого помещения - отказать.

       Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение десяти дней, со дня принятия судом решения в окончательной форме.

        Судья:

        Мотивированное решение изготовлено 31 января 2011 г.

        Судья: