Дело № Дело № 2-406/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 24 января 2011 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Ефимкиной Ю.В., при секретаре Беловой Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пискунова Дмитрия Олеговича к администрации муниципального образования «Город Саратов», третье лицо - Управление внутренних дел по г. Саратову о признании действий администрации муниципального образования «Город Саратов» незаконными, предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : ФИО1 обратился в суд с указанными требованиями, в обоснование которых указал, что с ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в органах внутренних дел в должности участкового уполномоченного милиции отдела УУМ и ПДН отдела милиции № в составе УВД по <адрес>. С момента вступления в должность прошло более 6 месяцев. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий, приложив необходимые для этого документы. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было сообщено, что согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ органы местного самоуправления жилые помещения по договорам социального найма предоставляют только малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, принятие на учет граждан качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления по месту их рекомендовано обратиться в администрацию <адрес> муниципального образования «Город Саратов». Кроме того, мне было рекомендовано использовать свое право на жилище «как участковый уполномоченный милиции» в соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗСО «О предоставлении жилых помещений в <адрес>» путем получения безвозмездной финансовой помощи (субсидии) для приобретения жилья через уполномоченный орган области - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>. Истец считает действие органа местного самоуправления неправомерным по следующим основаниям. В соответствии с п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений поданных в указанный орган по месту своего жительства, что и было сделано ДД.ММ.ГГГГ. К заявлению были приложены документы, подтверждающие право заявителя состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, как это предусмотрено п. 4 ст. 52 ЖК РФ. Органом местного самоуправления в данном случае является администрация муниципального образования «Город Саратов». Следовательно, именно администрация муниципального образования «Город Саратов», являясь органом местного самоуправления, должна принять истца на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Согласно п. 6 ст. 52 ЖК РФ орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. Ответ администрация муниципального образования «Город Саратов» представила истцу в срок, однако его заявление, в котором он обращался с просьбой о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, удовлетворено не было. По результатам рассмотрения сданных документов в указанный орган, администрация муниципального образования «Город Саратов» в соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ должна была либо поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, либо отказать в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в постановке на учет содержится в статье 54 ЖК РФ, где указано, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Ни одно из вышеперечисленных случаев не является основанием к препятствию в постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как все условия для постановки на учет в качестве нуждающегося, предусмотренные Жилищным Кодексом РФ им были выполнены, все документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающегося были сданы. Ссылка администрации муниципального образования «Город Саратов» на наличие у истца права на получение безвозмездной финансовой помощи, как основание непринятия на учет нуждающимся в улучшении жилищных условий, не предусмотрена ст. 54 ЖК РФ. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 54 ЖК РФ решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину и может быть обжаловано им в судебном порядке. В соответствии с п. 2 ст. 52 ЖК РФ - состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право стоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Жилья на праве собственности и по договору социального найма истец не имеет. Проживает и зарегистрирован в квартире, принадлежащей на праве собственности его бабушке - ФИО4 по вышеуказанному адресу. Истец считает, что отказом в предоставлении ему жилого помещения нарушено его право, предусмотренное ст. 30 Закона РФ «О милиции», в соответствии с которым сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Отказ в постановке на учёт в качестве нуждающегося, а следовательно, в предоставлении жилого помещения нарушает права истца, предусмотренные ч. З ст. 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации. Истец полагает, что он вправе претендовать на жилую площадь не менее 30 кв. м, в связи с чем просит суд признать действие администрации муниципального образования «Город Саратов» выразившееся в непринятии решения о постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения незаконным, обязав поставить на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения и обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить благоустроенное жилое помещение в черте <адрес> общей площадью не менее 30 кв. м. Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме. Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что в соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» милиция вправе иметь и имеет служебный фонд, формируемый в порядке, установленном Правительством РФ. Финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных поступлений в соответствии с законодательством РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Так, в приложении № к федеральному закону «О федеральном бюджете на 2005 год» в ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2005 год Министерству внутренних дел РФ были предусмотрены денежные средства на реализацию Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы в размере 294261,0 тыс. руб. Закон предусматривает финансирование деятельности милиции не только и не столько за счет средств местных бюджетов, но и за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Исходя из норм законодательства, регулирующих правовой статус участковых уполномоченных милиции, следует, что обеспечение данных работников милиции жильем относится к компетенции и полномочиям органов государственной власти, то есть являются государственными полномочиями и не является расходным обязательством бюджета <адрес>. Таким образом, по мнению представителя ответчика, требование к органам местного самоуправления исполнить государственные полномочия, не обеспеченные средствами федерального бюджета, бюджета субъекта РФ является нарушением гарантий местного самоуправления, определенных Конституцией РФ и федеральными законами. У истца возникло право на получение жилья или соответствующей субсидии на основании ст. 30 Закона «О милиции» от органов исполнительной власти <адрес>, т.е. надлежащим ответчиком по данному делу, по мнению представителя администрации <адрес>, является министерство строительства и ЖКХ <адрес>. Представитель Управления внутренних дел по <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна. Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд полагает возможным частично удовлетворить иск по следующим основаниям. Согласно п. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. В силу ч. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу. В соответствии с ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. В силу требований п. 3 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в том числе относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Таким образом, федеральным законодательством установлено, что определение порядка предоставления жилых помещений должно регулироваться федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Согласно ч. 3, 4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Органом местного самоуправления является администрация муниципального образования «город Саратов» (ст. 22 Устава <адрес>). В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Согласно п. 6 ст. 52 ЖК РФ орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. По результатам рассмотрения сданных документов в указанный орган, администрация муниципального образования «Город Саратов» в соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ должна была либо поставить истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, либо отказать в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в постановке на учет содержится в статье 54 ЖК РФ, согласно которой отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. На основании ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № «О милиции» (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ и от ДД.ММ.ГГГГ № 163-ФЗ) сотрудникам милиции, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отельной квартиры или дома, по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Статьей <адрес> «О предоставлении жилых помещений в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗСО (в ред. ЗСО от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗСО и от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗСО) предусмотрено, что жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях гражданам, перечисленных в данной статье. В п. 5 указанной статьи так же указано, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признанным органом местного самоуправления малоимущими гражданами в установленном ст. 5 настоящего Закона порядке. Согласно Определению Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ № по жалобе администрации <адрес>, связанной с проверкой конституционности части первой статьи 30 Закона Российской Федерации «О милиции», обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников, расположенных на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение; содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления; возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета. В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что законоположение, обязывающее органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции, в том числе участковых уполномоченных милиции, жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащее Конституции Российской Федерации. В дальнейшем, в Определении Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-O «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации <адрес> республики на нарушение конституционных прав и свобод ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации «О милиции» было указано, что сама по себе ч. 1 ст. 30 Закона РФ «О милиции» непосредственно не решает вопросы разграничения полномочий по обеспечению жильем сотрудников милиции между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями и не определяет условия, на которых должно осуществляться указанными лицами право на жилище. В ней ясно и однозначно установлено предписание об обеспечении сотрудников милиции жильем в первоочередном порядке (участковым уполномоченным милиции оно должно быть предоставлено в течение шести месяцев), которое должно обеспечиваться с учетом положений жилищного законодательства, в том числе Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно п. «г» ч. 1 ст. <адрес> «О предоставлении жилых помещений в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗСО (в ред. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) нормы предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда устанавливаются для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма на одиноко проживающих граждан - 30 кв. метров общей площади; Согласно справке Управления внутренних дел по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходит службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ, в должности участкового уполномоченного милиции с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 10). Установлено, что ФИО1 обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий, приложив все необходимые документы. Письмом истцу было отказано в постановке на учет и улучшении жилищных условий, при этом было указано, что согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 57 ЖК РФ органы местного самоуправления жилые помещения по договорам социального найма предоставляют только малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органом местного самоуправления по месту их жительства. Место жительства гражданина определяется его регистрацией. Так как ФИО1 зарегистрирован в <адрес>, с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении необходимо обратиться в администрацию данного района <адрес>. Кроме того, истцу было рекомендовано реализовать свое право на жилище как участкового уполномоченного милиции путем получения безвозмездной финансовой помощи для приобретения жилья через уполномоченный орган области - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (л.д. 9). ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>. В указанной квартире кроме ФИО1 зарегистрированы его дед ФИО3, 1940 года рождения, и бабушка ФИО4, 1941 года рождения (л.д. 13). Собственником указанной квартиры является ФИО4 на основании договора на приватизацию жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 14). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 27, 39-40). Воспользовавшись своим правом, ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ от участия в приватизации <адрес> в <адрес> отказался (л.д. 24). Собственником указанной квартиры являлся ФИО5 на основании договора на приватизацию жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 22). ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 вышеуказанная квартира продана по договору купли-продажи (с ипотекой в силу закона) ФИО6 (л.д. 36-38). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был зарегистрирован по адресу: <адрес> (л.д. 28). В судебном заседании также установлено, что жилья на праве собственности и по договору социального найма ФИО1 не имеет, что подтверждается справками муниципального унитарного предприятия «Городское бюро технической инвентаризации», сообщениями управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> (л.д. 11, 12, 32). Поскольку в судебном заседании установлено, что ФИО1 не является членом семьи собственника жилого помещения - <адрес> в <адрес>, так как не признан членом семьи собственника квартиры, не имеет жилья ни в собственности, ни по договору социального найма, ФИО1 является нуждающимся в улучшении жилищных условий. При этом факт регистрации в квартире, собственником которой является ФИО4, не порождает для истца каких-либо прав и обязанностей в отношении данного жилого помещения в силу ст. 3 Закона «О праве гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации», ст. 1 ЖК РФ, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими законодательными актами, в том числе право на жилое помещение. Совершение истцом каких-либо действий по намеренному ухудшению жилищных условий, а именно совершение гражданско-правовых сделок с принадлежащим жильем, повлекшим уменьшение или отчуждение жилого помещения, в судебном заседании не установлено, доказательств этого в суд не представлено (ст. 53 ЖК РФ). В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» участковым уполномоченным милиции жилая площадь предоставляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность. В судебном заседании также установлено, что с момента вступления истца в должность участкового уполномоченного (с марта 2009 года) на день рассмотрения дела прошло более 6-ти месяцев, однако жилое помещение ему не представлено до настоящего времени. При предоставлении жилья норма должна учитываться исходя из положений п.п. «б» п. 1 ст. <адрес> «О предоставлении жилых помещений в <адрес>», ч. 3, 4 ст. 49, ч. 6 ст. 50, ст. 58 ЖК РФ. В соответствии со ст. 2 п. 1 п.п. «а» <адрес> «О предоставлении жилых помещений в <адрес>» норма предоставления жилой площади на одиноко проживающего гражданина - 30 кв. метра общей площади. Таким образом, на администрацию муниципального образования «Город Саратов» должна быть возложена обязанность по предоставлению ФИО1 благоустроенного жилого помещения на одиноко проживающего гражданина общей площадью не менее 30 кв. м, отвечающее санитарным и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Обязанным органом в данном случае является ответчик. В судебном заседании установлено, что условия для постановки на учет в качестве нуждающегося, предусмотренные Жилищным Кодексом РФ истцом были выполнены, все документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающегося, ФИО1 были предоставлены к заявлению. Кроме того, данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании и представителем ответчика. Довод администрации муниципального образования «Город Саратов» о наличии у истца права на получение безвозмездной финансовой помощи, как основание непринятия на учет нуждающимся в улучшении жилищных условий, является необоснованным, так как не предусмотрен ст. 54 ЖКРФ. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ответчиком не представлено ни одного доказательства в опровержение исследованных судом обстоятельств. Вместе с тем, при вынесении решения о возложении обязанности предоставить жилое помещение, требование об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения является излишним. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать действия администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившиеся в отказе в постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения незаконными.Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение на одиноко проживающего гражданина общей площадью не менее 30 квадратных метров в черте <адрес>.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд.
Судья Ю.В. Ефимкина