Р Е Ш Е Н И Е № 2-215/11 Именем Российской Федерации 27 января 2011 г. г.Саратов Волжский районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Набенюка А.П. при секретаре Анищенко А.П. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Саратове гражданское дело по иску Донской Надежды Георгиевны к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда в Волжском районе г.Саратова о признании незаконным решения комиссии, о понуждении к досрочному назначению пенсии У С Т А Н О В И Л : Донская Н.Г. обратилась с иском. Указала, что 14.07.2010 г. ею было подано заявление в ГУ УПФР в Волжском районе г.Саратова о назначении досрочной трудовой пенсии как работнику, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно решения ГУ УПФР в Волжском районе г. Саратова от 14.10.2010 года № 112 ей отказано в назначении досрочной данной пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В указанном решении, на основании протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 1099 от 14.10.2010 года не были засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью периоды: - период работы с ДД.ММ.ГГГГ по 03.08.1981 года в качестве медицинской сестры в Болховском детском доме-интернате Орловской области; - периоды прохождения военной службы в Вооруженных Силах СССР с 07.02.1986 года по 06.04.1986 г. в качестве медицинской сестры инфекционного отделения и с 07.04.1986 года по 20.07.1988 года; - период работы с 01.10.1998 года по 15.03.2000 года в должности палатной сестры лор-отделения, с 16.03.2000 года по 13.05.2004 года в должности палатной сестры хирургического отделения в военном госпитале в войсковой части № 68540; - период с 06.08.2008 года по 13.08.2008 года в качестве медицинской сестры медико-санитарной части ФГУП ПО «Корпус» ; - с 14.08.2008 года по 12.09.2008 года в качестве медицинской сестры ФГУЗ медико-санитарной части № 9; - период с 27.10.2009 года по 27.11.2009 года нахождения на курсах повышения квалификации. Истец оспаривает данное решение в части отказа во включении в специальный стаж для досрочного назначения пенсии периодов с 06.03.1980 года по 03.08.1981 года, с 27.10.2009 года по 27.11.2009 года, с 21.07.1988 года по 10.05.1989 года. Считает, что решение Комиссии не соответствует п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, ст. 18, ст. 19 и части 1 статьи 55 Конституции РФ, Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П, постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Закона № 173-ФЗ, утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, ст. 54 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года № 5487-1, приказу Минздрава РФ от 05.06.1998 г. № 186, ст. 187 Трудового Кодекса РФ, Постановлению Совета Министров СССР 18.08.1981 года № 927, приказу 1962 г. № 276 о введении в действие «Положения о прохождении военной службы женщинами, принятыми на добровольных началах на военную службу в Советскую Армию и Военно-Морской Флот на должности солдат, матросов, сержантов и старшин», Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. № 235, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 2 сентября 1981 г. № 865, разъяснению Госкомтруда СССР от 1982 г. № 7/10-30, Положению «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утв. постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 года. Просит включить периоды с 06.03.1980 г. по 03.08.1981 г., с 27.10.2009 г. по 27.11.2009 г., с 21.07.1988 г. по 10.05.1989 г. в специальный пенсионный стаж. Обязать ответчика назначить мне досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения такого права. Государственное учреждение Управление Пенсионного Фонда РФ в Волжском районе г.Саратова возражает против удовлетворения исковых требований. Считает невозможным включение в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии за выслугу лет периодов работы, указанных истцом. Указывает, что истец имеет 27 лет 2 месяца 22 дня стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по ст.27 п.1 п.п.20 ФЗ № 173 от 17.12.2001 года, и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 с учетом постановления Конституционного суда РФ № 2-П от 29.01.2004 года. Поясняет, что указанный стаж не достаточен для досрочного назначения пенсии по старости. Считает невозможным включение периодов с 06.03.1980 г. по 03.08.1981 г., с 27.10.2009 г. по 27.11.2009 г. в стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с несоответствие работы в указанном учреждении требованиям Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, Правилам утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516. Указывает, что решение об отказе во включении в специальный стаж периода с 21.07.1988 г. по 10.05.1989 г. Комиссией не принималось. Однако включение такого периода в стаж невозможно, поскольку истец была уволена в запас в связи с рождением ребенка и не состояла в трудовых отношениях с данной организацией. Также считает невозможным включение периода нахождения на курсах повышения квалификации, ввиду несоответствия данного периода требованиям постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, Правилам утв. постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, от 22.09.1999 г. № 1066, Спискам, утв.постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года. Судом исследованы решение № 112 от 14.10.2010 года Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ РФ в Волжском районе г.Саратова, протокол № 1099 от 14.14.2010 года. Исследовано материалы пенсионного дела истца, трудовая книжка, справки, копии приказов, учредительных документов. Суд, исследовав материалы дела, доводы сторон, приходит к следующим выводам. Согласно ст.27 ч.1 п.20 ФЗ № 173 от 17.12.2001 года, предусмотрено назначение пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах независимо от возраста. В соответствии с п.1, 2 Списка профессий и должностей, работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года (с изм.), в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов. В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). К данной категории относятся врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В соответствии с трудовой книжкой истца в период с 06.03.1980 года по 03.08.1981 года она работала в должности медицинской сестры в Болховском детском доме-интернате Орловской области. В оспариваемом решении Комиссии указано на несоответствие указанного учреждения Списку учреждений, определенному постановлением Правительства РФ № 464 от 06.09.1991 года. Суд учитывает, что в соответствии с Разделом 2 пунктом 3 Перечня учреждений, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, период работы в должности медицинской сестры в домах инвалидов и интернатах инвалидов, домах для престарелых, школах для инвалидов, домах для детей инвалидов включаются в специальный стаж, дающий право для назначения пенсии за выслугу лет. В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 ст.27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 ст.28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал. Принадлежность Болховского детского дома-интерната в рассматриваемый период к такой категории учреждений подтверждается представленными копиями документов из истории болезни ребенка, исторической справкой о переименовании № 186 от 18.06.2009 года, Уставом учреждения, сведениями с официального сайта Администрации Болховского района Орловской области. Данные материалы подтверждают неизменный профиль работы учреждения как в рассматриваемый спорный период и до настоящего времени. Согласно сведений пенсионного дела с 27.10.2009 г. по 27.11.2009 г. истец находился на курсах повышения квалификации. Прохождение таких курсов является одним из обязательных условий осуществления лечебной деятельности медицинских работников. В силу ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, с которой работодатель должен производить отчисления взносов в Пенсионный фонд РФ, поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. В связи с этим данные периоды учитываются в соответствии с требованиями ст.173, 175, 187, 196 Трудового Кодекса РФ при включении в стаж для назначения досрочной пенсии. В соответствии с п.1 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет засчитываются все виды медицинской деятельности в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений, в том числе работа за период до 1 января 1992 года в перечисленных должностях. В соответствии с п.10, 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 года, рассматриваемые периоды деятельности истца в указанном учреждении следует включить в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности. Согласно оспариваемого решения Комиссии, ответчиком не принималось решение об отказе во включении в специальный стаж периода с 21.07.1988 года по 10.05.1989 года для досрочного назначения пенсии. Однако из позиции ответчика следует, что данный период при рассмотрении вопроса о наличии у истца требуемого стажа для досрочного назначения пенсии им не учитывался, ввиду того, что истец не состояла в трудовых отношениях с какой-либо организацией. Согласно трудовой книжки истца, с 07.02.1986 года по 20.07.1986 года она проходила службу в Советской Армии. Уволена, по окончании послеродового отпуска, на основании приказа № 136 от 12.07.1988 года. Согласно архивной справки Центрального архива ракетных и космических войск от 22.10.2010 года № 446/5437, в соответствии с п.5 Постановления Совета Министров СССР от 18.09.1981 года № 927, объявленного приказом МО СССР 1981 года № 270, истец уволена из рядов Советской Армии в связи с рождением ребенка и окончанием послеродового отпуска. С 20.07.1988 года она исключена из списков личного состава воинской части. Для постановки на воинский учет направлена в Ленинский РВК г.Йошкар-Ола Марийской АССР. Истцу был предоставлен отпуск с 06 по 20 июля 1988 года, выплачена компенсация продпайка, выходное пособие. В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с настоящим законом. Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности. В соответствии с п.9 разъяснения Гос.ком.труда СССР и Секретариата ВЦСПС № 7/10-30 от 06.07.1982 г., женщинам из числа военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава, прапорщиков и мичманов, уволенных из Вооруженных Сил СССР в связи с беременностью и использовавших свое право на частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, время пребывания в указанном отпуске, засчитывается в общий непрерывный стаж и в стаж работы по специальности на таких же основаниях, как и военная служба, по справке органа социального обеспечения, выплачивавшего пособие по уходу за ребенком. Из представленных материалов следует, что истец не находилась в рассматриваемый период в трудовых отношениях с воинской частью, либо с иной организацией, работа в которых дает право на включение периода работы льготный стаж. В данный период истец не находилась в отпуске по уходу за ребенком, оформленном в порядке, предусмотренном ст.167 КЗоТ РСФСР. Сведения о нахождении истца в отпуске по уходу за ребенком, в период после 20.07.1988 года в суд не представлены. Указанное истцом Положение «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий» утв. постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 года, предусматривающее уравнивание периода военной службы и работы, предшествующей службе или следующей за ней, не предоставляет права на включение в льготный стаж периода после прекращения трудовых отношений с организацией после рождения ребенка, в том случае если лицо не находилось в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 или 3 лет. На этом основании данный период не подлежит включению в трудовой стаж лечебной деятельности для досрочного назначения пенсии, с учетом с подп.20 п.1 ст.27 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года. В соответствии с п.п.20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», истец с учетом оспариваемых периодов, на настоящий момент не имеет необходимого медицинского стажа для досрочного назначения пенсии. Им заявлены уточненные исковые требования, в которых он просит включить оспариваемые периоды в льготный стаж и назначить ему досрочно трудовую пенсию с момента возникновения такого права. Данные исковые требования возлежат удовлетворению в указанном ранее объеме. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать незаконным решение Комиссии Государственного учреждения Управления Пенсионного Фонда в Волжском районе г.Саратова № 112 от 14.10.2010 года в части отказа во включении в трудовой стаж дающий право на досрочное назначение пенсии Донской Надежде Георгиевне периодов с 06.03.1980 года по 03.08.1981 года, с 27.10.2009 года по 27.11.2009 года. Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Волжском районе г.Саратова включить Донской Надежде Георгиевне в трудовой стаж дающий право на досрочное назначение пенсии периоды работы 06.03.1980 года по 03.08.1981 года, с 27.10.2009 года по 27.11.2009 года в стаж работы по специальности в связи с лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и обязать принять решение о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в порядке ст.27 п.1 п.п.20 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», с момента возникновения права. В удовлетворении остальной части исковых требований Донской Н.Г. отказать Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Решение суда в окончательной форме изготовлено 01.02.2011 года. Судья: _________________ А.П.Набенюк