Дело № Дело № 2-301/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 03 февраля 2011 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Ефимкиной Ю.В., при секретаре Беловой Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Смирнова Александра Александровича к администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица - администрация <адрес> муниципального образования «Город Саратов», комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении благоустроенного жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : ФИО1 обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении благоустроенного жилого помещения, указав, что является собственником коммунальной <адрес>, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке в августе 2004 года. <адрес> жилого помещения составляет 16 кв. м. В результате пожара ДД.ММ.ГГГГ жилой дом был уничтожен, впоследствии снесен, площадка под домом полностью расчищена. С момента пожара прошло четыре года, при обращении к ответчику по поводу предоставления жилья следовал отрицательный ответ с различной мотивировкой, хотя в соответствии с действующим законодательством и принятыми на их основе подзаконными актами истцу должна была быть предоставлена комната общей площадью не менее 16 кв. м. Предложений от администрации муниципального образования «Город Саратов» об изъятии у него жилого помещения в связи с изъятием соответствующего земельного участка, путем выкупа ему не поступало. Решения о предоставлении взамен изымаемого другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену, не принято. Данное обстоятельство подтверждается перепиской с администрацией муниципального образования «Город Саратов», комитетом по управлению имуществом <адрес>. Однако до настоящего времени жилое помещение не представлено, средств на приобретение иного жилья или заключения договора аренды у него не имеется. Доход семьи ФИО1 ниже прожиточного минимума, так как он является инвалидом детства 3 группы, супруга находится в декретном отпуске по уходу за ребенком. В ноябре 2010 года семьи ФИО1 признана малоимущей. ДД.ММ.ГГГГ Межведомственная комиссия по признанию помещений нежилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу заключением № признала, помещения, расположенные по адресу: <адрес> несоответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодным для постоянного проживания, и признала указанный дом аварийным и подлежащим сносу в связи с имеющимися разрушениями конструкции здания и невозможностью проведения ремонта и восстановления. Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ №-р постановлено предоставить жилые Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Представитель комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании также возражал против удовлетворения исковых требований по тем основаниям, что, учитывая, что вышеуказанная квартира (жилое помещение) находится в собственности истца, следовательно, исходя из норм материального права, у последнего отсутствует право на получение нового жилого помещения взамен указанной квартиры, и отсутствует правовое основание для понуждения администрации муниципального образования «Город Саратов», как исполнительного органа местного самоуправления, предоставить жилое помещение. Вопросы признания помещения находящегося в собственности граждан в многоквартирном доме, непригодным для проживания, а дома аварийным, регулируются ЖК РФ (глава 5), постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и пунктами 20-23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ». Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи. Кроме того, по мнению комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» суд также не вправе обязать органы государственной власти или органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ администрацией муниципального образования «Город Саратов» издано распоряжение №-р «О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>. В пункте 1 данного распоряжения указано, что собственникам помещений, расположенных в вышеуказанном многоквартирном доме, необходимо произвести отселение из занимаемых ими помещений в течение шести месяцев со дня принятия настоящего распоряжения. Пунктом 4 распоряжения предусмотрена обязанность собственников жилых помещений произвести снос указанного дома в течение девяти месяцев со дня принятия распоряжения. Следовательно, администрацией муниципального образования «Город Саратов» в настоящее время выполнены все необходимые мероприятия, предусмотренные нормами жилищного законодательства. Представитель администрации <адрес> муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании также возражал против удовлетворения исковых требований по тем основаниям, что в соответствии с действующим жилищным законодательством на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями собственников аварийного дома. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает возможным исковые требования удовлетворить по следующим основаниям. Согласно выписке из единого реестра на недвижимое имущество и сделок с ним, свидетельства о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 является собственником жилого помещения - коммунальной <адрес> в <адрес> помещения составляла 11,3 кв. м, общая 16 кв. м, что подтверждается справкой МУП Городское бюро технической инвентаризации № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7-8, 69). ДД.ММ.ГГГГ в результате пожара огнем уничтожен названный дом, в том числе принадлежащая истцу на праве собственности комната и имущество, находящееся в ней. Реконструировать и отремонтировать жилое помещение не представляется возможным, в связи с разрушением основных конструкций здания. Данное обстоятельство подтверждается справками о пожаре отделом ГПН по <адрес>, а также актом о пожаре от ДД.ММ.ГГГГ. После пожара дом снесен, площадка под домом расчищена полностью. С момента пожара проживавшие в коммунальной квартире вынуждены проживать в разных местах (л.д. 11-12). Истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении жилья, однако от ответчика получал отрицательные ответы с различной мотивировкой. Предложений об изъятии у него жилого помещения в связи с изъятием соответствующего земельного участка, путем выкупа ФИО1 не поступало. Решения о предоставлении взамен изымаемого другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену, не принято. Данное обстоятельство подтверждается перепиской с администрацией муниципального образования «Город Саратов» комитетом по управлению имуществом <адрес>. Однако до настоящего времени жилое помещение не представлено, средств на приобретение иного жилья или заключения договора аренды у него не имеется. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», согласно которому уполномоченным органом для признания жилого помещения непригодным для проживания является межведомственная комиссия, создаваемая органом местного самоуправления. Заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу от ДД.ММ.ГГГГ № указанный жилой дом был признан непригодным для проживания и подлежащим сносу в связи с имеющимися разрушениями конструкций здания и невозможностью проведения ремонта и восстановления (л.д. 14-15). Распоряжением Администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ №-р постановлено предоставить жилые помещения по договорам социального найма гражданам, проживающим в <адрес> (л.д. 13). Таким образом, в установленном законодательством порядке <адрес> признан непригодным для проживания. Решением Комитета по труду и социальному развитию администрации муниципального образования «Город Саратов» семья ФИО1 была признана малоимущей (л.д. 78-79). Согласно Конституции Российской Федерации (ч. 3 ст. 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев. В соответствии с пунктом первым части второй данной правовой нормы вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. При этом действующее законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. Таким образом, поскольку истец признан малоимущим, то есть неспособным приобрести на свои личные средства жилое помещение, является нуждающимся в жилом помещении, у органов местного самоуправления в силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить ему жилое помещение по договору социального найма. При этом не имеет правового значения то, по чьей вине жилье, в котором проживал ФИО1, пришло в непригодное для проживания состояние. По смыслу ст. ст. 85-89 ЖК РФ обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан в случае непригодности к проживанию занимаемого жилья возлагается на орган местного самоуправления. Согласно частям 1 и 2 статьи 89 указанного Кодекса предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. При таких этом суд не может возражения ответчиков со ссылкой на ст. 32 ЖК РФ, поскольку положения указанной статьи регулирует обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд и не исключает требования ст. 57 ЖК РФ предоставить жилые помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. В соответствии с требованиями ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Как усматривается из материалов дела, истцом ФИО1 была оплачена государственная пошлина в доход государства в размере 200 руб. (л.д. 2), которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л :
помещения по договорам социального найма гражданам, проживающим в <адрес>
по <адрес> в соответствии со ст.89 ЖК РФ общей площадью, не менее
ранее занимаемого. Однако ответчик администрация муниципального образования «Город Саратов» добровольно не выполняет свое же действующее распоряжение, что заставляет его (заявителя) разрешать вопрос в судебном порядке, просит суд обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить на праве собственности благоустроенное жилое помещение общей площадью 16 кв. м в черте <адрес>.Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Смирнову Александру Александровичу благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 16 квадратных метров в черте <адрес>.
Взыскать с администрации муниципального образования «Город Саратов» в пользу Смирнова Александра Александровича судебные расходы в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд.
Судья Ю.В. Ефимкина