И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И <адрес> ДД.ММ.ГГГГ В составе: Председательствующего судьи Юдиной С.В., при секретаре Занозиной Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березина Бориса Николаевича к администрации муниципального образования «Город Саратов» об оспаривании действий органа местного самоуправления, о предоставлении благоустроенного жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Березин Б.Н. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» об оспаривании действий органа местного самоуправления, о предоставлении благоустроенного жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что он проходит службу в должности участкового уполномоченного милиции группы участковых милиции пункта милиции № отдела милиции № в составе УВД по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. С момента вступления в должность прошло более 6 месяцев, в связи с чем, он обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения и предоставлении ему благоустроенного жилого помещения на состав семьи 1 человек в Администрацию муниципального образования «Город Саратов». Письмом ему было сообщено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности. Принятие на учет осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства, в связи с чем, по указанному вопросу ему следует обращаться в администрацию <адрес>. Кроме того, ему было рекомендовано использовать свое право на жилище путем получения безвозмездной финансовой помощи (субсидии) для приобретения жилья через уполномоченный орган области - министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>. Считает действия ответчика неправомерным, так как в соответствии с законодательством решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений, поданных в указанный орган по месту своего жительства, что им было сделано. Просил суд признать действие ответчика незаконным, обязать предоставить благоустроенное жилое помещение площадью 30 квадратных метров в черте <адрес>. В судебное заседание истец, представитель 3 лица ГУВД <адрес> в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, истец просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие не явившихся участников процесса. Представитель истца в судебном заседании исковые требования своего доверителя поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске. Просила признать незаконным действие Администрации муниципального образования «город Саратов», и обязать предоставить благоустроенное жилое помещение не менее 30 кв.м. общей площадью в черте <адрес>, т.к. у истца не имеется жилья на праве собственности и по договору социального найма. Просила суд иск удовлетворить. Представитель ответчика администрации муниципального образования «город Саратов» в судебном заседании возражала против иска Березина Б.Н., поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, из которых следует, что закон предусматривает финансирование деятельности милиции не только за счет средств местных бюджетов, а, в первую очередь, за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Администрация <адрес> неоднократно обращалась в органы государственной власти <адрес> с вопросом выделения бюджету <адрес> ассигнований на погашение убытков от выполнения государственных полномочий по предоставлению жилья отдельным категориям граждан, в том числе и участковым уполномоченным милиции, однако бюджетные ассигнования на вышеуказанные цели бюджету <адрес> из бюджета <адрес> выделены не были. Обеспечение работников милиции жильем относится к компетенции и полномочиям органов государственной власти, т.е. - является государственными полномочиями и не является расходным обязательством бюджета <адрес>. Истец имеет право на получение благоустроенного жилого помещения из государственного жилищного фонда области. Вышеуказанный закон издан в соответствии с пунктом «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, которым установлено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Следовательно, на территории <адрес> применяются и нормы ЖК РФ, и нормы Закона Саратовской области № 39-ЗСО от 28.04.05 года. У истца возникло право на получение жилья или соответствующей субсидии на основании ст. 30 Закона Саратовской области «О милиции» от органов исполнительной власти <адрес>. Надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу является Министерство финансов РФ и Министерство строительства и ЖКХ <адрес>. Такжеорган местного самоуправления не обладает полномочиями по постановке на учет участковых уполномоченных милиции, поскольку истец не признан малоимущим и нуждающимся в улучшении жилищных условий.Просила в иске отказать. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дел, суд находит исковое заявление Березина Б.Н. подлежащим удовлетворению последующим основаниям: В судебном заседании установлено, что Березин Б.Н. проходит службу в органах внутренних дел в должности участкового уполномоченного милиции группы участковых уполномоченных милиции пункта милиции № отдела милиции № в составе УВД по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д. 10). Березин Б.Н. с 1995 г. зарегистрирован по адресу: <адрес>. Кроме него по данному адресу зарегистрированы и проживают: его бабушка ФИО3, дедушка ФИО4, и сестра ФИО5 (л.д. 13). Согласно справки БТИ указанное домовладение является самовольным строением, право собственности на него не оформлено, зарегистрировано на уровне учетной записи (л.д. 14, 19). Березин Б.Н. жилого помещения в собственности и по договору социального найма не имеет, сделок по отчуждению имущества в течение 5 лет не совершал (л.д. 11-12). С ДД.ММ.ГГГГ Березин Б.Н. по договору аренды снимает квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 15). ДД.ММ.ГГГГ Березин Б.Н. обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ ему дан ответ, из которого следует, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются только малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в порядке очередности. Принятие на учет осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства, в связи с чем, по указанному вопросу ему следует обращаться в администрацию <адрес> муниципального образования «Город Саратов». Кроме того, ему было рекомендовано использовать свое право на жилище путем получения безвозмездной финансовой помощи (субсидии) для приобретения жилья через уполномоченный орган области - министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (л.д. 8-9). В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» участковым уполномоченным милиции жилая площадь предоставляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность. Установлено, что с момента вступления истца в должность участкового уполномоченного (с ДД.ММ.ГГГГ) прошло более 6-ти месяцев, но жилое помещение ему представлено не было. При этом, Березин Б.Н. является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку не имеет жилого помещения ни по договору социального найма, ни в собственности. Кроме того, членом семьи бабушки и дедушки, в доме которых проживает, в соответствии со ст. 31 ЖК РФ не является, поскольку не проживает в помещении, где зарегистрирован. В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Пунктом 3 ст. 49 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным ЖК РФ и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. Таким образом, федеральным законодательством установлено, что определение порядка предоставления жилых помещений должно регулироваться федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации. На основании ст. 30 ФЗ от 18.04.1991 г. № 21026-1 «О милиции» (в ред. ФЗ от 31.03.1999 г. № 68-ФЗ и от 29.12.2000 I. № 163-ФЗ) сотрудникам милиции, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отельной квартиры или дома, по установленным законодательством нормам, предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Статьей 1 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» от 28 апреля 2005 года № 39-ЗСО) (в ред. ЗСО от 26.06.2006 г. № 62-ЗСО и от 31.10.2006 г. № 119-ЗСО) предусмотрено, что жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях гражданам, перечисленных в данной статье. В п.5 указанной статьи так же указано, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признанным органом местного самоуправления малоимущими гражданами в установленном ст. 5 настоящего Закона порядке. Согласно Определению Конституционного суда от 15 февраля 2005 года N 58-0 по жалобе администрации города Коряжма Архангельской области, связанной с проверкой конституционности части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников расположенных на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение; содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления; возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета. В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что законоположение, обязывающее органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции, в том числе участковых уполномоченных милиции, жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащее Конституции Российской Федерации. В дальнейшем, в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года № 485-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации г. Новочебоксарска Чувашской республики на нарушение конституционных прав и свобод ч. 1 ст. 30 Закона Российской Федерации «О милиции» было указано, что сама по себе ч.1 ст. 30 Закона РФ «О милиции» непосредственно не решает вопросы разграничения полномочий по обеспечению жильем сотрудников милиции между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями и не определяет условия, на которых должно осуществляться указанными лицами право на жилище. В ней ясно и однозначно установлено предписание об обеспечении сотрудников милиции жильем в первоочередном порядке (участковым уполномоченным милиции оно должно быть предоставлено в течение шести месяцев), которое должно обеспечиваться с учетом положений жилищного законодательства, в том числе Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». В связи с чем, надлежащим ответчиком по делу является орган местного самоуправления, исполняющий государственные полномочия. В соответствии с п. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п. 9). Согласно п. «г» ч. 1 ст. 2 Закона Саратовской области «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» от 25 апреля 2005 года № 39-ЗСО (в ред. ЗСО от 26.06.2006 г. № 62-ЗСО и от 31.10.2006 г. № 119-ЗСО) нормы предоставления площади жилого помещения из государственного жилищного фонда устанавливаются для жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, в размере на одиноко проживающих граждан - 30 кв. метров общей площади. С учетом совокупности представленных истцом доказательств по делу, указанных выше норм законодательства, исковые требования Березина Б.Н. к Администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 30 кв.м. в черте <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Согласно ч. 3, 4 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет. Органом местного самоуправления является администрация муниципального образования «город Саратов» (ст. 22 Устава <адрес>). В соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Согласно п. 6 ст. 52 ЖК РФ орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. По результатам рассмотрения сданных документов в указанный орган, администрация муниципального образования «Город Саратов» в соответствии с ч. 5 ст. 52 ЖК РФ должна была либо поставить истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, либо отказать в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в постановке на учет содержится в статье 54 ЖК РФ, согласно которой отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы; 2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; 3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок. Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, условия для постановки на учет в качестве нуждающегося, предусмотренные Жилищным Кодексом РФ истцом были выполнены, все документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающегося, им были представлены. Таким образом, администрация муниципального образования «Город Саратов» обязана предоставить Березину Б.Н. благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, общей площадью не менее 30 кв.м. на семью из 1 человека Однако, при вынесении решения о возложении обязанности предоставить жилое помещение, требования о признании незаконным действий администрации муниципального образования «Город Саратов» являются излишними. Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Березину Борису Николаевичу благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, общей площадью не менее 30 кв.м. на состав семьи из одного человека. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд через суд, вынесший решение. Текст решения изготовлен компьютерным способом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ Судья С.В. Юдина