Дело № 2-1075/2011 Р Е Ш Е Н И Е 15 февраля 2011 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Чванова О.А., с участием прокурора Литвишко Е.В., при секретаре Бочаровой Е.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Саратовского областного отделения политической партии «иные данные», Сорокина Д.В. о признании незаконным решения избирательной комиссии, у с т а н о в и л: Саратовское областное отделение политической партии «иные данные», Сорокин Д.В. обратились в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства: Решением Избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» № от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1) Сорокин Д.В. был исключен из заверенного муниципального списка кандидатов в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва, выдвинутых Саратовским областным отделением политической партии «иные данные» по муниципальной части, соответствующей одномандатному избирательному округу №, порядковый номер в муниципальном списке - 11. В решении указывалось, что Сорокиным Д.В. представлены в избирательную комиссию не все страницы его паспорта. В заявлении кандидата его образование указано как «среднее», что не соответствует положениям п. 5 ст. 27 Закона РФ «Об образовании», определяющим следующие образовательные уровни: основное общее образование; среднее (полное) общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование - бакалавриат; высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура; послевузовское профессиональное образование. Данные обстоятельства, как указывается избирательной комиссии, в соответствии с п. «ж» ч. 22 ст. 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», являются основанием для исключения кандидата из заверенного муниципального списка. Решение избирательной комиссии, по мнению заявителей, является незаконным по следующим основаниям: Отсутствие в представленной ксерокопии паспорта некоторых страниц может свидетельствовать лишь о неполноте представленного документа, а не о его отсутствии. В своем заявлении Сорокин Д.В. указал, что имеет среднее образование и приложил к заявлению копию диплома об окончании полного курса училища на базе полного среднего образования, а не начального или высшего. Указывая на отсутствие конкретизации об имеющемся у Сорокина Д.В. среднем образовании, избирательная комиссия пришла к выводу, что Саратовское областное отделение политической партии «иные данные» вообще не представило копию документа об образовании Сорокина Д.В. Данный вывод также является неверным, поскольку избирательное законодательство не предусматривает обязанности кандидата конкретизировать в заявлении информацию об образовательной программе, ее уровне и направленности. Как полагали заявители, избирательная комиссия, в соответствии с требованиями п. 1.1. ч. 1 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», была обязана не позднее чем за три дня до принятия оспариваемого решения известить политическую партию о выявленных недостатках в документах на кандидата Сорокина Д.В., политическая партия имела право на замену представленной копии паспорта, оформленной с нарушением закона, на уточнение сведений о кандидате. В связи с чем, заявители просили суд признать незаконным и отменить пункт 1 решения Избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва Сорокина Д.В. из заверенного муниципального списка кандидатов в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением Саратовское областное отделение политической партии «иные данные» по муниципальной части, соответствующей одномандатному избирательному округу №, порядковый номер в муниципальном списке - 11; обязать Избирательную комиссию муниципального образования «Город Саратов» включить Сорокина Д.В. в зарегистрированный муниципальный список кандидатов (л.д. 3-6) В судебном заседании представитель Саратовского областного отделения политической партии «иные данные» Кузнецов А.О., действующий на основании доверенности (л.д. 80-81), Сорокин Д.В., его представитель Кузнецов А.О., действующий на основании доверенности (л.д. 82), поддержали заявленные требования в полном объеме. Представитель Избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» Гордиенко Т.Н., действующая на основании доверенности (л.д. 76), в судебном заседании высказалась за правомерность решения избирательной комиссии, необоснованность поданного заявления, в связи с наличием следующих обстоятельств: Кандидат Сорокин Д.В. в своем заявлении указал весь объем требуемых сведений о себе, но не предоставил копию паспорта. Копии нескольких страниц паспорта нельзя принять за копию данного документа, так как в соответствии с пунктом 2 Описания бланка паспорта гражданина Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828 (в редакции от 20 декабря 2006 года) бланк паспорта имеет размер 88 x 125 мм, состоит из обложки, приклеенных к обложке форзацев и содержит 20 страниц, из них 14 страниц имеют нумерацию в орнаментальном оформлении, продублированную в центре страницы в фоновой сетке. Поэтому избирательная комиссия пришла к выводу об отсутствии копии необходимого документа. В документах кандидата Сорокина Д.В. имелись; заявление о согласии баллотироваться, с указанием сведений о наличии «среднего» образования, копия диплома об окончании Профессионально технического училища № <адрес>. Исходя из положений п. 5 ст. 27 Закона РФ «Об образовании» можно сделать о наличии у заявителя среднего (полного) общего образования (окончание 11 классов школы) либо среднего профессионального образования (окончание техникума). Документы, подтверждающие указанные образовательные уровни Сорокина Д.В. в избирательную комиссию представлены не были. Таким образом, в представленных в избирательную комиссию муниципального образования «Город Саратов» документах кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвёртого созыва Сорокина Д.В. отсутствует копия документа, подтверждающего сведения о заявленном Сорокиным Д.В. среднем образовании, что является основанием для исключения кандидата из заверенного муниципального списка кандидатов в соответствии с пунктом «ж» части 22 статьи 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области». В рассматриваемом случае ч. 1.1 ст. 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» неприменима, так как у Сорокина Д.В. избирательной комиссией не были выявлены неполнота сведений о кандидате или несоблюдение требований закона к оформлению документов, а отсутствовали сами документы, которые должны подтвердить сведения указанные Сорокиным Д.В. в заявлении о согласии баллотироваться. Выслушав объяснения сторон, исследовав собранные по делу доказательства, заслушав заключение прокурора полагавшего заявление удовлетворить, суд приходит к следующим выводам: В соответствии со ст. 3 Протокола № к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, стороны Конвенции обязуются проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти. На основании ч.ч. 2, 3 ст. 3 Конституции РФ, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ). Как устанавливается ч. 1 ст. 259 ГК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. Судом установлено, что решением Избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» № от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1) Сорокин Д.В. был исключен из заверенного муниципального списка кандидатов в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва, выдвинутых Саратовским областным отделением политической партии «иные данные» по муниципальной части, соответствующей одномандатному избирательному округу №, порядковый номер в муниципальном списке - 11 (л.д. 17-20). В решении указывалось, что в избирательную комиссию были представлены не все страницы паспорта Сорокина Д.В.. В заявлении кандидата его образование указано как «среднее», что не соответствует положениям п. 5 ст. 27 Закона РФ «Об образовании», определяющим следующие образовательные уровни: основное общее образование; среднее (полное) общее образование; начальное профессиональное образование; среднее профессиональное образование; высшее профессиональное образование - бакалавриат; высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура; послевузовское профессиональное образование. Данные обстоятельства, свидетельствующие о непредставлении необходимых документов, по мнению избирательной комиссии, в соответствии с п. «ж» ч. 22 ст. 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области, являются основанием для исключения кандидата Сорокина Д.В. из заверенного муниципального списка (л.д. 17-20). В соответствии со ст. 3 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. На основании ч.ч. 1, 2 ст. 1 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» от 31 октября 2005 года N 107-ЗСО (с последующими изменениями и дополнениями), выборы в органы местного самоуправления в Саратовской области осуществляются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Судом установлено и участниками судебного разбирательства не оспаривалось то обстоятельство, что кандидат Сорокин Д.В. вышеуказанным решением избирательной комиссии был исключен из заверенного муниципального списка кандидатов в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением Саратовское областное отделение политической партии «иные данные» (л.д. 17-20). В соответствии с ч. 26 ст. 38 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), основаниями исключения кандидата из заверенного списка кандидатов являются: а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; б) сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 данного Федерального закона; в) установленный решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 данного Федерального закона; г) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения; д) регистрация кандидата в другом списке кандидатов на данных выборах; е) наличие в заверенном списке кандидатов, выдвинутом политической партией, а также в заверенном списке кандидатов, выдвинутом региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), кандидата, являющегося членом иной политической партии; ж) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, включенного в список кандидатов; з) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона; и) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений в отношении кандидата, Перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению комиссии, отказа в проведении референдума, установленные пунктами 24 - 26 статьи 38 Федерального Закона, являются исчерпывающими (ч. 27 ст. 38 Федерального Закона). Аналогичные положения закреплены в ч.ч. 22, 23 ст. 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области» от 31 октября 2005 года № 107-ЗСО (с последующими изменениями и дополнениями). Судом установлено, отсутствие вышеприведенных, предусмотренных законом оснований для исключения кандидата в депутаты Сорокина Д.В. из списка вышеназванного избирательного объединения. Отсутствие недостающих страниц паспорта Сорокина Д.В., на которых не имелось какой-либо информации, неоднозначность вывода о среднем образовании данного кандидата, представившего копию диплома об окончании ДД.ММ.ГГГГ Профессионально технического училища № <адрес> на базе полного среднего образования (л.д. 21), по мнению суда, свидетельствует о неполноте сведений о кандидате для избирательной комиссии. Соответственно, избирательная комиссия обязана была предложить заявителю устранить недостатки по правилам п. 1.1 ст. 38 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ч. 1.1. ст. 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области». В соответствии с ч. 1.1. ст. 38 Федерального Закона, при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. Анализ вышеуказанных положений ч. 1.1. ст. 38 Федерального Закона позволяет суду сделать вывод, что федеральный законодатель в качестве особых правовых гарантий избирательного процесса предусмотрел право кандидатов устранить неполноту сведений при представлении документов. При этом избирательная комиссия для реализации данного права в силу п. 1.1 ст. 38 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" обязана уведомить их об этом. Аналогичные положения содержаться в ч. 1.1. ст. 31 Закона Саратовской области «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области». Данные требования закона, как следует из объяснений участников судебного разбирательства избирательной комиссией, выполнены не были, что повлекло за собой нарушение избирательных прав заявителей. При таких обстоятельствах пункт 1 оспариваемого решения избирательной комиссии нельзя признать законным и обоснованным. Согласно п. 3 Разъяснений порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии РФ, избирательная комиссия при выявлении в результате проверки представленных кандидатом, избирательным объединением документов неполноты сведений о кандидате (кандидатах) или несоблюдения требований закона к оформлению документов не позднее чем за три дня до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов на своем заседании принимает решение об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, которым утверждается документ, извещающий кандидата, избирательное объединение об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, и (или) о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов. В извещении должно быть указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, в чем состоит данное нарушение и в какие сроки необходимо устранить выявленные недостатки. На заседание избирательной комиссии, на котором рассматривается вопрос об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, приглашается кандидат либо его представитель, уполномоченный представитель избирательного объединения. На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии нарушений процедуры принятия избирательной комиссией оспариваемого решения. Учитывая вышеприведенные положения закона, оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд находит поданное заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению. В соответствии с ч. 1 ст. 261 ГК РФ, суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права или право на участие в референдуме. В связи с чем, признав незаконным в части обжалуемое решение избирательной комиссии, суд обязывает ее включить Сорокина Д.В. в зарегистрированный муниципальный список кандидатов в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением Саратовское областное отделение политической партии «иные данные» по муниципальной части, соответствующей одномандатному избирательному округу №, порядковый номер в муниципальном списке - 11. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 67, 194-199, 259-261 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным и отменить пункт 1 решения Избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении кандидата в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва Сорокина Д.В. из заверенного муниципального списка кандидатов в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением Саратовское областное отделение политической партии «иные данные» по муниципальной части, соответствующей одномандатному избирательному округу №, порядковый номер в муниципальном списке - 11. Обязать Избирательную комиссию муниципального образования «Город Саратов» включить Сорокина Д.В. в зарегистрированный муниципальный список кандидатов в депутаты Саратовской городской Думы четвертого созыва, выдвинутых избирательным объединением Саратовское областное отделение политической партии «иные данные» по муниципальной части, соответствующей одномандатному избирательному округу №, порядковый номер в муниципальном списке - 11. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение 5 дней со дня принятия судом решения. Судья