Дело № 2-953/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 февраля 2011 года Волжский районный суд г. Саратова В составе: Председательствующего судьи С.Н. Агарковой, При секретаре А.А. Разделкиной, Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абузова ФИО11 о признании незаконным приказа Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», У с т а н о в и л: Абузов А.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным приказа Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов», в обоснование которого указал, что председателем комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» ДД.ММ.ГГГГ был издан приказ №П, в соответствии с которым он признан не соблюдающим положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, и ему было вынесено предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Приказ вынесен по материалам проверки муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница №» в сфере размещения муниципального заказа. Считает данный приказ незаконным, поскольку среди оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства отсутствует такое основание как не соблюдение бюджетного процесса. Кроме того, в материалах проверки отсутствуют доказательства, что закупка основных продуктов питания могла быть реально произведена по относительно низким ценам, которые указаны на сайте <адрес>, то есть более эффективно. Просит признать данный приказ незаконным, отменить приказ. В судебное заседание Абузов А.В. не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Представитель заинтересованного лица Булыга Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в заявлении. Представители Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенности, в судебном заседании возражали против удовлетворения требований, пояснив, что заключение получателем бюджетных средств, в данном случае муниципальным учреждением здравоохранения «Городская клиническая больница № имени ФИО6», муниципальных контрактов и договоров относится к стадии исполнения бюджета: процессу принятия бюджетных обязательств получателем. Определение начальной максимальной цены контракта в целях принятия соответствующего бюджетного обязательства должно также производиться с соблюдением принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств. Считают, что получателем бюджетных средств соблюдение принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств осуществлялось не в полной мере и выразилось в завышении цен на продукты питания. Просили в удовлетворении заявления отказать. Представитель Комитета по координации и контролю закупок для государственных нужд <адрес> ФИО7 в судебном заседании пояснил, что в соответствии с законодательством получатели бюджетных средств при заключении муниципальных контрактов должны ориентироваться на средние статистические цены, размещенные как на сайте Госкомстата, так и на сайте <адрес> как на предельно допустимые. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося заявителя. Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» является органом местного самоуправления в соответствии со ст.22,33,34 Устава <адрес>. Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В соответствии с п.1,2 Положения о Комитете финансов администрации муниципального образования «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" - финансовый орган администрации муниципального образования "Город Саратов", организующий составление, исполнение бюджета города и осуществляющий контроль за исполнением бюджета города в соответствии с бюджетным законодательством и решениями городской Думы. В рамках выполнения задач и функций, предусмотренных настоящим Положением, комитет координирует деятельность комитетов и управлений администрации муниципального образования "Город Саратов", а также подведомственных им муниципальных предприятий и учреждений по вопросам бюджетного процесса. В судебном заседании установлено, что на основании материалов внеплановой проверки в сфере размещения муниципального заказа в отношении муниципального учреждения здравоохранения «Городская клиническая больница № им. ФИО6» (далее по тексту МУЗ «ГКБ №») Комитетом по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» в отношении главного врача больницы Абузова А.В. издан ДД.ММ.ГГГГ приказ №П о вынесении предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в соответствии с которым заказчиком не соблюдены положения ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части эффективности использования средств, общая сумма завышения средних потребительских цен на основные продукты питания составила 134392 руб. 00 коп. Главный врач больницы Абузов А.В. признан не соблюдающим положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, и ему было вынесено предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса (л.д.9). В соответствии со ст. 281 Бюджетного кодекса Российской Федерации неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексом порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы Российской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения. Согласно ст. 284.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае, если бюджеты субъектов Российской Федерации или местные бюджеты исполняются не органами Федерального казначейства, руководители органов, исполняющих соответствующие бюджеты, имеют право применять меры принуждения в соответствии с настоящим Кодексом. Руководители органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, и их заместители (в соответствии с их полномочиями) в порядке, установленном настоящим Кодексом, имеют право: выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. В силу ст. 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации к нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры: предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса; блокировка расходов; изъятие бюджетных средств; приостановление операций по счетам в кредитных организациях; наложение штрафа; начисление пени; иные меры в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами. Таким образом, Комитет по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» вправе выносить вышеуказанные предупреждения, в том числе Абузову А.В., как главному врачу МУЗ «ГКБ №», являющегося получателем бюджетных средств в случаях, установленных законом. В соответствии со ст. 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации являются: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях; несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о лимитах бюджетных обязательств; несоответствие бюджетной росписи закону (решению) о бюджете; несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи; несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов, доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации; несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и государственных внебюджетных фондов; несвоевременное представление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов; отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных настоящим Кодексом; несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств, несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись, и утвержденные лимиты бюджетных обязательств; несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных или муниципальных услуг; несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на обслуживание государственного или муниципального долга, установленных настоящим Кодексом; открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории учреждений Банка России, имеющих возможность обслуживать счета бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; несоблюдение главным распорядителем средств федерального бюджета, представлявшим в суде интересы Российской Федерации, срока направления в Министерство финансов Российской Федерации информации о результатах рассмотрения дела в судах, установленного в пункте 2 статьи 242.2 настоящего Кодекса; несвоевременное или неполное исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации; иные основания в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами. Таким образом, довод заявителя о том, что ст. 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен исчерпывающий перечень оснований для применения мер бюджетного принуждения, среди которых отсутствует такое основание как несоблюдение положений бюджетного законодательства, является необоснованным, поскольку как следует из последнего абзаца указанной статьи, данный перечень является открытым. В силу ст. 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением. Таким образом, заключение МУЗ «ГКБ №» муниципальных контрактов и договоров относится к стадии исполнения бюджета, которая должна осуществляться в соответствии с главой 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана, в том числе на принципах результативности и эффективности использования бюджетных средств. В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках предоставленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. Оценивая соблюдение участниками бюджетного процесса указанного принципа, следует учитывать, что участники бюджетного процесса в рамках реализации поставленных перед ними задач и в пределах выделенных на определенные цели бюджетных средств самостоятельно определяют необходимость, целесообразность и экономическую обоснованность совершения конкретной расходной операции. В связи с этим конкретная расходная операция может быть признана неэффективным расходованием бюджетных средств только в случае, если уполномоченный орган докажет, что поставленные перед участником бюджетного процесса задачи могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или что, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата. Указанный принцип бюджетной системы Российской Федерации, являющийся обязательным в силу статей 28, 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации для установления и исполнения расходных обязательств. Статьей 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. Понятие "муниципальные контракты" содержатся в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с последующими изменениями). Под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в целях настоящего Федерального закона понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения (часть 1 статьи 9 Федерального закона). Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения (часть1 статьи 4 Федерального закона). Таким образом, при заключении муниципального контракта МУЗ «ГКБ №» также должен соблюдаться принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств. Согласно акту проверки МУЗ «ГКБ №» от ДД.ММ.ГГГГ, при формировании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком проанализированы коммерческие предложения общества с ограниченной ответственностью (ООО) иные данные», ИП ФИО8, общества с ограниченной ответственностью «Милком» на поставку продуктов питания (извещение от ДД.ММ.ГГГГ). По итогам проведения аукциона заключен муниципальный контракт от14 августа 2010 года с ООО «Торговый дом «СП Бакалея» на поставку молока и молочных продуктов на сумму 391100 руб., по двум позициям из четырех цены выше средних потребительских цен на основные продукты питания по <адрес>, опубликованные на сайте Правительства Российской Федерации, завышение составило 20080 руб. При формировании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком проанализированы коммерческие предложения ООО «иные данные», ООО «иные данные», ООО «иные данные» на поставку продуктов питания (извещение от ДД.ММ.ГГГГ). По итогам проведения аукциона заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № с ООО «иные данные «СП иные данные» на поставку продуктов питания на сумму 1117329,8 руб., цены выше средних потребительских цен на основные продукты питания по <адрес>, опубликованные на сайте Правительства Российской Федерации, завышение составило 54389,20 руб. При формировании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком проанализированы коммерческие предложения ООО «иные данные», ООО «иные данные», ООО «иные данные» на поставку продуктов питания (извещение от ДД.ММ.ГГГГ). По итогам проведения аукциона заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № с ООО «иные данные дом «иные данные» на поставку продуктов питания на сумму 1508820,00 руб., по 7 позициям из 15 цены выше средних потребительских цен на основные продукты питания по <адрес>, опубликованные на сайте Правительства Российской Федерации, завышение составило 37373,61 руб. При формировании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком проанализированы коммерческие предложения ООО «иные данные», ИП «иные данные.», ЗАО «иные данные» на поставку продуктов питания (извещение от ДД.ММ.ГГГГ). По итогам проведения аукциона заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № с ООО «иные данные» на поставку молока и молочных продуктов на сумму 393000 руб., цены выше средних потребительских цен на основные продукты питания по <адрес>, опубликованные на сайте Правительства Российской Федерации, завышение составило 22550,5 руб. Общая сумма завышения цен составила 134392 руб. (л.д.10-15). Сумма завышения по сравнению со средними ценами на продукты, опубликованные на сайте <адрес> не оспаривается, подтверждается распечаткой с сайта <адрес> (л.д.44-57, 82-87). Согласно п.2.1 Постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении «основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен» индекс потребительских цен является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и используются в целях осуществления государственной финансовой и денежно-кредитной политики, анализа и прогноза ценовых процессов в экономике, пересмотра минимальных социальных гарантий населению, решения отдельных правовых вопросов. Средние цены на потребительские товары и услуги также применяются для формирования стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг в целях экономического анализа и прогноза. Средние цены публикуются на сайте в информационной системе Интернет, и исходя из информации о средних ценах на отдельные товары и услуги и нормах их потребления определяется стоимость различных товаров и услуг (л.д.40-41) Принципом эффективности и экономности использования бюджетных средств должны руководствоваться уполномоченные органы и получатели бюджетных средств при составлении и исполнении бюджетов. Суть принципа экономности состоит в том, что уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств. Эффективность предполагает достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. В связи с чем, обоснованное определение начальной (максимальной) цены контракта, по признанию специалистов, имеет существенное значение Определению начальной (максимальной) цены контракта предшествует изучение заказчиком соответствующего рынка. Поскольку средние цены на продукты, опубликованные как на сайте <адрес>, так и сайте Федеральной службы государственной статистики, свидетельствуют о реальных ценах, сложившихся в регионе на тот или иной период, то заказчиком, в данном случае МУЗ «ГКБ №», при формировании не были учтены средние цены по региону, что привело к необоснованному увеличению начальной (максимальной) цены заявки на размещение муниципального заказа, соответственно, привело не эффективному использованию бюджетных средств, а задачи, поставленные перед муниципальным учреждением могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств. Данные обстоятельства также подтверждаются представленными представителями Комитета сведениями о ценах на продукты в настоящее время, которые ниже по сравнению по сравнению с ценами контракта (л.д.88). При этом, допрошенный в качестве свидетеля ФИО9, заместитель главного врача МУЗ «ГКБ №» по экономическим вопросам, пояснил, что при подготовке конкурсной документации он действовал в рамках законодательства, с организациями, с которыми заключены контракты, они сотрудничают на протяжении нескольких лет. При подготовке конкурсной документации средние цены на продукты питания по области во внимание не принимались. Таким образом, учреждением при подготовке конкурсной документации не принимались меры по приобретению продуктов питания с использованием меньшего объема средств, а основным критерием являлось длительное сотрудничество по поставке продуктов. Довод представителя заявителя, что ставятся жесткие условия, а именно ограниченный срок поставки товара, отсрочка платежа, а поэтому организации не идут на сотрудничество, суд во внимание не принимает, поскольку исходя из представленных платежных поручений, оплата контрактов произведена в полном объеме в 2010 году. При определении эффективности использование бюджетных средств суд также не принимает довод представителя заявителя о том, что нарушений законодательства в действиях ФИО1 не имеется. Поскольку само по себе отсутствие нарушения законодательства о государственных (муниципальных) контрактах не свидетельствует об эффективности использования бюджетных средств. Цены на продукты питания, представленные представителем заявителя в письме Министерства экономического развития и торговли <адрес> (л.д.140-142) не является официальным документом, а поэтому при вынесения решения суда во внимание не принимается,. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л: В удовлетворении заявления Абузова ФИО12 о признании незаконным приказа Комитета по финансам администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ №П- отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья С.Н. Агаркова