И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Волжский районный суд <адрес> В составе: Председательствующего судьи Юдиной С.В. при секретаре Музыканкиной Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пихтиной Надежды Николаевны к администрации Муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Пихтина Н.Н. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что она является собственником жилого помещения - двухкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, жилой площадью 28,5 кв.м., общей - 45,3 кв.м. В указанной квартире, кроме нее, зарегистрированы ее сын ФИО3, 1991 г. рождения, и внук ФИО4, 2005 г. рождения. ДД.ММ.ГГГГ из-за неисправности газовой печи в муниципальной квартире, где проживал ФИО5, произошел пожар. В результате пожара сгорела ее квартира и все имущество. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ее дом признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением администрации МО «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ №-р постановлено предоставить жилые помещения по договорам социального найма гражданам, проживающим в <адрес> в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ее семья признана малоимущей, другого жилья она не имеет. Просила суд обязать ответчика предоставить ей на праве собственности жилое помещение, общей площадью, не менее 45,3 кв.м. в черте <адрес>. В ходе судебного разбирательства истица уточнила исковые требования и просила обязать ответчика предоставить ей на состав семьи из 3 человек (Пихтина Н.Н., ФИО3, ФИО4) благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, общей площадью не менее 45,3 кв.м., по договору социального найма или на праве собственности. Представители 3 лиц Комитета по управлению имуществом администрации МО «Город Саратов», администрации <адрес> МО «Город Саратов» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, о чем в деле имеются заявления. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса. Истица в судебном заседании свои исковые требования поддержала, дала показания, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске, просила удовлетворить. Представитель ответчика администрации МО «Город Саратов» в судебном заседании поддержала представленные письменные возражения, из содержания которых следует, что данные правоотношения регламентируются ст. 32 ЖК РФ, т.к. истица является собственником жилого помещения, признанного непригодным для проживания. Органом местного самоуправления предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется исключительно малоимущим гражданам, признанными нуждающимися в жилых помещениях по договорам социального найма. В связи с чем, на ответчика не может быть возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями собственников аварийного дома, в том числе, предоставление жилья в собственность. Просила в иске отказать. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям: Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-О). В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции). Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. Как установлено судом, Пихтина Н.Н. является собственником отдельной 2-комнатной <адрес>, расположенной в <адрес> в <адрес>, зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ Совместно с собственником в жилом помещении зарегистрированы: ее сын - ФИО3 с 2005 г., а также внук - ФИО4 - с 2006 г. (л.д. 7, 8, 9, 36-39, 52). Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ данный дом признан ветхим жилым фондом (л.д. 53-56). ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в <адрес> произошел пожар в связи с неисправностью печи в <адрес>, в результате которого, жилой <адрес>, в том числе, имущество Пихтиной Н.Н., уничтожены полностью (л.д. 11, 50). Заключением Межведомственной комиссии №/О от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом признан непригодным к дальнейшему проживанию, т.к. основные конструкции здания разрушены, не подлежат никакому виду ремонта и восстановления, здание подлежит сносу (л.д. 12-13). Распоряжением администрации МО «Город Саратов» №-р от ДД.ММ.ГГГГ на собственников помещений, расположенных в многоквартирном <адрес> в <адрес>, в течение 6 месяцев со дня принятия распоряжения возложена обязанность по отселению из занимаемых помещений, по сносу указанного дома в течение 9 месяцев (л.д. 14-15). Решением общественной комиссии по жилищным вопросам администрации <адрес> МО «Город Саратов» № от ДД.ММ.ГГГГ Пихтина Н.Н. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 3 человека: Пихтина Н.Н., ФИО3 - сын, ФИО4 - внук (л.д. 51). Иных помещений для проживания Пихтина Н.Н. и члены ее семьи не имеют, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, справками БТИ (л.д. 10, 47-49). В силу ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Правительством Российской Федерации Постановлением от 28 января 2006 г. N 47 утверждено Положение «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". В соответствии с пунктом 7 указанного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №А на территории муниципального образования «Город Саратов» создана межведомственная комиссия по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу и утвержден ее состав. Положение о данной комиссии утверждено постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ №). В силу п. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи. Как следует из п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ, судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат. Как установлено судом, и не оспаривается ответчиком, собственниками жилых помещений <адрес> в <адрес> выполнено распоряжение АМО «Город Саратов» о сносе дома. Однако вопрос об изъятии и выкупе жилого помещения, принадлежащего истцу, не решен до настоящего времени. В силу ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции. В порядке ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в, частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Обстоятельства, с которыми суд связывает обязанность ответчика предоставить истцу вне очереди жилое помещение, возникли в 2006 г. - пожар, уничтоживший многоквартирный жилой <адрес> в <адрес>, принятие истца на учет как малоимущей, нуждающейся в жилом помещении. Положения ст. 32 ЖК РФ не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного истцом требования о внеочередном предоставлении жилого помещения взамен утраченного в результате пожара, поскольку в судебном заседании бесспорно установлено, что дом сгорел полностью, а истец в силу вышеприведенных норм законодательства имеет право на защиту своего права путем предоставления другого жилого помещения. При решении вопроса о размере предоставляемого истцу жилого помещения суд учитывает, что согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Пихтина Н.Н. является собственником <адрес> в <адрес>, площадью 45,3 кв.м., в том числе жилой 28,5 кв.м., состоящей из двух жилых комнат размером 17,2 кв.м. и 11,3 кв.м., коридора размером 4,9 кв.м., кухни размером 10,9 кв.м., шкафов размером 0,5 кв.м. и 0,5 кв.м. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцу должно быть предоставлено по договору социального найма равноценное жилое помещение, общей площадью не менее 45,3 кв.м., состоящее из 2-х комнат, поскольку предоставление жилого помещения по указанным основаниям в собственность не предусмотрено действующим законодательством. Доводы представителя ответчика и 3-го лица Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» о том, что суд не вправе обязать органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, суд находит не основанными на вышеуказанных нормах закона и во внимание не принимает. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о признании <адрес> в <адрес> непригодным для проживания и подлежащим сносу принималось в установленном жилищном законодательством порядке, действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений. Определяя надлежащего ответчика по делу - администрацию муниципального образования « <адрес>» суд исходит из положений Жилищного Кодекса РФ, в соответствии с которыми обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение о сносе такого дома. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Пихтиной Надежде Николаевне по договору социального найма на состав семьи из трех человек (Пихтина Н.Н., ФИО3, ФИО4) благоустроенное жилое помещение в черте <адрес> - изолированную двухкомнатную квартиру, общей площадью не менее 45,3 кв.м. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд. Текст решения изготовлен компьютерным способом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ Судья С.В. ЮДИНА