Дело № 2-1411/11 Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Волжский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Юдиной С.В., с участием прокурора Литвишко Е.Н., при секретаре Шишлянниковой М.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гришанцова Александра Ивановича об оспаривании решения Избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении члена окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва с правом решающего голоса», заинтересованные лица - Избирательная комиссия муниципального образования «Город Саратов», Бриленок Н.Б., У С Т А Н О В И Л: Гришанцов А.И. обратился в суд с заявлением об отмене решения Избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении члена окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва с правом решающего голоса», мотивируя свои требования тем, что протокол собрания избирателей по месту жительства, представленный в избирательную комиссию, является недействительным, документы - сфальсифицированными, т.к. ФИО5 в работе собрания участия не принимала, т.к. ее подпись не соответствует подписи, поставленной в списке избирателей; ФИО6 не проживает по указанному адресу, подпись ее сфальсифицирована; ФИО14 не указан номер квартиры, поэтому ее участие в собрании вызывает сомнение; ФИО15 указан номер дома, который фактически отсутствует; Бриленок Н.Б. проживает вне округа №, не является жительницей избирательного округа №. Поскольку он является зарегистрированным кандидатом по одномандатному избирательному округу №, считает, что окружная избирательная комиссия будет определять итоги голосования по данному округу, находясь в неправомочном составе. Просил указанное решение отменить. Заинтересованные лица представитель Избирательной комиссии и Бриленок Н.Б. в судебное заседание не явились, Избирком просил рассмотреть дело в его отсутствие. Заявитель Гришанцов А.И. в судебном заседании свои требования поддержал, дал показания, аналогичные обстоятельствам, изложенным в заявлении. Пояснил, что протокол собрания избирателей по месту жительства является недействительным, т.к. протокол оформлен с нарушением. Считает, что собрание не проводилось, поскольку в протоколе отсутствует указание номера квартиры у ФИО7, Бриленок Н.Б. - не является жителем 19 округа <адрес>, в связи с чем, не может быть участником собрания и быть избранной. При проведении народного референдума было установлено, что ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 входят в группу агитаторов ФИО12, подпись ФИО5 вызывает сомнения, ФИО6 не проживает по адресу, указанному в списке, указанный ФИО15 дом, фактически отсутствует. Полагает, что итоги выборов будет подводить человек по сфальсифицированным документам, которому он не доверяет. Кроме того, возражений от Избирательной комиссии МО «Город Саратов» по его заявлению не имеется. Просил заявление удовлетворить. Представитель заявителя Гришанцов И.А. подержал доводы заявителя, показал, что Бриленок Н.Б. не имеет права быть членом Окружной избирательной комиссии, т.к. собрание нелегитимно: из 9 участников собрания 5 человек участия не принимали или не имели право принимать: Бриленок Н.Б. - по основанию не проживания в 19 округе; ФИО14, проставляя подпись, не имела волеизъявление на выдвижение Бриленок Н.Б.; ФИО15, ФИО6 - не проживают по адресам, указанным в списке; ФИО5 - подпись в списке собрания избирателей не ставила, т.к. она отлична от подписи в списке участников народного референдума. Выслушав участников процесса, свидетелей, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, суд приходит к следующему: Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. В соответствии с требованиями ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В соответствии со ст. 3 Протокола № к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, стороны Конвенции обязуются проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе органов законодательной власти. На основании ч.ч. 2, 3 ст. 3 Конституции РФ, народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32 Конституции РФ). Согласно ч. 1 ст. 259 ГК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. В соответствии с п. 28 ст. 2 Федерального закона № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», избирательными правами граждан является конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации. В порядке ст. 22 указанного Закона избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии со статьей 82.1 Федерального закона от 18 мая 2005 года N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"), политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона, предложений других политических партий и иных общественных объединений. Избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования. В силу ст. 5 ФЗ № 138-ФЗ от 26.11.1996 г. «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», ст. 14 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, окружная избирательная комиссия образуется в каждом одномандатном округе по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления, если число избирателей в округе превышает 10 тысяч человек ( ч. 1). Окружные избирательные комиссии формируются избирательной комиссией муниципального образования из числа лиц, предложенных органами местного самоуправления, общественными объединениями, собраниями избирателей по месту работы, службы, учебы или жительства, не позднее чем за 50 дней до дня выборов в составе не менее семи членов комиссии и утверждаются представительным органом местного самоуправления, а при его отсутствии главой муниципального образования или органом (должностным лицом) местного самоуправления, уполномоченным уставом муниципального образования либо решением суда. В случае отсутствия правомочных органов местного самоуправления указанные действия осуществляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложено исполнение решения суда в части обеспечения проведения выборов (ч. 3). Порядок формирования избирательных комиссий в Саратовской области установлен Законом Саратовской области от 31.10.2005 г. № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления Саратовской области», в частности, ст. 12 Закона. Как установлено судом, решением Избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» № 01/8-8-75 от 29.12.2010 г. сформирована окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 19 по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва в составе согласно приложению (л.д. 28-30). Решением Избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» № 01/8-11-90 от 13.01.2011 г. освобожден от обязанностей члена окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 19 по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва с правом решающего голоса ФИО16, определен период сбора предложений по замещению образовавшейся вакансии в составе окружной избирательной комиссии от субъектов, обладающих правом выдвижения кандидатур в составы окружных избирательных комиссий, указанных в п. 6 ст. 25 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» - с 13 по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31-32). Решением Избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» № от ДД.ММ.ГГГГ членом окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва с правом решающего голоса назначена Бриленок Наиля Булатовна, 1961 г. рождения, с высшим образованием, работающая директором ГУ «Саратовский областной спортивный центр развития студенческого спорта», внесены изменения в решение избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в части включения Бриленок Н.Б. в состав окружной избирательной комиссии (л.д. 33-34). Основанием принятия указанного решения послужили поступившие в Избирательную комиссию МО «Город Саратов» протокол собрания избирателей по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ с приложением списка избирателей, принявших участие в собрании, а также заявление Бриленок Н.Б. о ее согласии на назначение членом окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № с правом решающего голоса (л.д. 35-39). В силу ст. 123 Конституции РФ, ст. ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по-своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательства. Оценив в совокупности, исследованные в судебном заседании доказательства, суд находит, что заявителем не представлены доказательства фальсификации протокола собрания избирателей по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ, в частности, списка избирателей, принявших участие в работе собрания. Заявителем в обоснование своих требований указано на наличие у него сомнений в участии, указанных в списке лиц, в проведении собрания, т.к. им был организован обход и опрос лиц, указанных в списке. При опросе было установлено, что ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 входят в группу агитаторов ФИО12, подпись ФИО5 вызывает сомнения, т.к. не соответствует подписи, поставленной ею при проведении опроса; ФИО6 не проживает по адресу, указанному в списке, указанный ФИО15 дом, фактически отсутствует. Однако суд находит, что заявителем принадлежность участников собрания к какой-либо группе агитаторов не доказана. Помимо этого данные обстоятельства не являются препятствием к выдвижению члена окружной избирательной комиссии. Не проживание по месту регистрации избирателей также не может свидетельствовать о том, что указанные лица не принимали участие в собрании. Кроме того, согласно сведениям ОАСР УФМС России от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ рождения, действительно зарегистрирована по адресу: <адрес>, 1-ый <адрес>; ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, имеет кроме постоянной регистрации, временную по адресу: <адрес>, где фактически проживает, что подтверждается вручением судебных повесток как лично участникам собрания, так и их родственникам, соседям. Факт отсутствия на собрании ФИО5 также не подтвержден заявителем, не доказана непринадлежность ей подписи в списке избирателей. Кроме того, суду не представлены доказательства проставления подписи ФИО5 в списке регистрации участников народного референдума от ДД.ММ.ГГГГ самой ФИО5 Однако проставленная ФИО5 подпись в судебной повестке, врученной судом в ходе рассмотрения дела, имеет сходство с подписью в списке избирателей от ДД.ММ.ГГГГ В связи с чем, у суда отсутствуют основания, не доверять представленным документам. Допрошенная судом по ходатайству заявителя в качестве свидетеля ФИО17 показала, что она пыталась вручить ФИО5 повестку в суд, ФИО5 пояснила ей, что повестку в суд ей уже вручил молодой человек из суда, но она в суд не явится, в связи с отсутствием возможности. От подписи в повестке она отказалась. Список избирателей она ей не предъявляла для обозрения. Таким образом, суд считает, что решение собрания избирателей по месту жительства о выдвижении Бриленок Н.Б. в качестве члена окружной избирательной комиссии принято большинством голосов, т.к. судом установлено в ходе допроса свидетеля ФИО14, что она участия в собрании не принимала. Ставя свою подпись в списке избирателей от ДД.ММ.ГГГГ, не выражала свою волю по данному вопросу, поскольку не знала о цели сбора подписей. В связи с чем, собрание избирателей по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ является состоявшимся, решение, принятое на нем, соответствующим требованиям закона. Также суд находит несостоятельными доводы заявителя о том, что Бриленок Н.Б. не могла принимать участие в собрании избирателей по месту жительства, а также быть выдвинутой в члены окружной избирательной комиссии, т.к. не является жителем избирательного округа №, в связи с тем, что зарегистрирована в <адрес>. Ни Федеральным законом № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ни <адрес> от 31.10.2005 г. № 107-ЗСО «О выборах в органы местного самоуправления <адрес>», ни Методическими рекомендациями о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных Постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17.02.2010 года N 192/13371-5 не установлены указанные ограничения. Применение заявителем к данным правоотношениям ст. 2 ФЗ № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», согласно которой, адресом места жительства является адрес, по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, основано не неправильном толковании им нормы закона, т.к. проведение собрания избирателями по месту жительства не ограничено законом адресом их места проживания. На основании исследованных в судебном заседании доказательств, суд приходит к выводу, что решение Избирательной комиссии МО «Город Саратов» № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении члена окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва с правом решающего голоса» не противоречит требованиям закона, не нарушает прав заявителя, как зарегистрированного кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу №. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199, 259-261 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Гришанцова Александра Ивановича об оспаривании решения Избирательной комиссии муниципального образования «Город Саратов» № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении члена окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Саратовской городской Думы четвертого созыва с правом решающего голоса», заинтересованные лица - Избирательная комиссия муниципального образования «Город Саратов», Бриленок Н.Б., - отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 5 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через суд, вынесший решение. Текст решения изготовлен компьютерным способом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ Судья С.В. ЮДИНА