о предоставлении благоустроенного жилого помещения



Дело № 2-1029/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 марта 2011 года      г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Агарковой С.Н.,

при секретаре Разделкиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Красницкого ФИО10 к администрации муниципального образования «город Саратов», 3-и лица управление внутренних дел <адрес>, администрация <адрес> муниципального образования «город Саратов», Комитет по управлению имуществом муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд к администрации муниципального образования «город Саратов», 3-и лица управление внутренних дел <адрес>, администрация <адрес> муниципального образования «город Саратов», Комитет по управлению имуществом муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении благоустроенного жилого помещения, в обоснование которого указал, что он проходит службу в должности участкового уполномоченного милиции с 19.01. 2009 года по настоящее время и является нуждающимся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в администрацию муниципального образования «город Саратов» (по месту жительства) с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий, приложив все необходимые документы. Письмом ему было отказано в постановке на учет и улучшении жилищных условий, при этом было указано, что участковым уполномоченным милиции могут предоставляться по договору социального найма жилые помещения муниципального жилого фонда органами местного самоуправления в случае наделения их государственными полномочиями. Однако такими полномочиями муниципальное образование «город Саратов» не наделено. Ему было рекомендовано реализовать свое право на жилище как участкового уполномоченного милиции путем получения безвозмездной финансовой помощи для приобретения жилья через уполномоченный орган области- Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>. Считает действие органа местного самоуправления неправомерным, поскольку принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органом местного самоуправления. Жилья на праве собственности или по договору социального найма он не имеет. Проживает в съемной квартире по адресу: <адрес>. Просит обязать администрацию муниципального образования «город Саратов» предоставить ему благоустроенное жилое помещение не менее 30 кв. м. общей площади в черте <адрес>.

Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца Белых Л.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседание исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «город Саратов» Сащенко С.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований на том основании, что закон предусматривает финансирование деятельности милиции не только за счет средств местных бюджетов, а, в первую очередь, за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Администрация муниципального образования «Город Саратов» неоднократно обращалась в органы государственной власти <адрес> с вопросом выделения бюджету <адрес> ассигнований на погашение убытков от выполнения государственных полномочий по предоставлению жилья отдельным категориям граждан, в том числе и участковым уполномоченным милиции, однако бюджетные ассигнования на вышеуказанные цели бюджету <адрес> из бюджета <адрес> выделены не были. Обеспечение работников милиции жильем относится к компетенции и полномочиям органов государственной власти, является государственными полномочиями и не является расходным обязательством бюджета <адрес>. Истец имеет право на получение благоустроенного жилого помещения из государственного жилищного фонда области. Вышеуказанный закон издан в соответствии с пунктом «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ, которым установлено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. Следовательно, на территории <адрес> применяются и нормы ЖК РФ, и нормы <адрес> -ЗСО от ДД.ММ.ГГГГ. Внесенные <адрес> -ЗСО от ДД.ММ.ГГГГ в ст.15 изменения установили, что участковые уполномоченные имеют право безвозмездной финансовой помощи на строительство (приобретение) жилья за счет средств областного бюджета.

Представитель комитета по управлению имуществом муниципального образования «город Саратов» Дмитриева М.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований на том основании, что истцом не представлено доказательств того, что он относится к категории малообеспеченных граждан, имеет право на получение безвозмездной финансовой помощи (субсидии) для строительства или покупки жилья.
Представитель администрации <адрес> муниципального образования «Город Саратов» Стерликова Ю.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения по основаниям, изложенным представителем администрации муниципального образования «город Саратов».
Представитель третьего лица ГУВД <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно справке Управления внутренних дел по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Красницкий Д.В. является сотрудником органов внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ, проходит службу в подразделении участковых уполномоченных милиции с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17).

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию муниципального образования «город Саратов» (по месту жительства) с заявлением о постановке на учет для улучшения жилищных условий, приложив все необходимые документы (л.д.11). Письмом истцу было отказано в постановке на учет и улучшении жилищных условий, при этом было указано, что участковым уполномоченным милиции могут предоставляться по договору социального найма жилые помещения муниципального жилого фонда органами местного самоуправления в случае наделения их государственными полномочиями. Однако, такими полномочиями муниципальное образование «город Саратов» не наделено. Истцу было рекомендовано реализовать свое право на жилище как участкового уполномоченного милиции путем получения безвозмездной финансовой помощи для приобретения жилья через уполномоченный орган области - министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (л.д.10).

Жилья на праве собственности и по договору социального найма не имеет, что подтверждается справкой муниципального унитарного предприятия «Городское бюро технической инвентаризации» (л.д.16), сообщением управления Федеральной регистрационной службы по <адрес> об отказе в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д. 20), справкой Государственного унитарного предприятия технической инвентаризации <адрес>, уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>.

Согласно справке администрации Кавалерского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Красницкий Д.В. зарегистрирован по адресу: в <адрес>. Совместно с ним зарегистрированы мать, отец и брат (л.д.19). Собственником данного дома является Красницкая Л.Н., мать истца, на основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).

Как установлено в судебном заседании, истец проживает на основании договора найма в квартире, принадлежащей на праве собственности Морковкиной А.В. по адресу: <адрес> (л.д.13).

Из сообщения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, Красницкому Д.В. социальная выплата (субсидия) на строительство (приобретение) жилого помещения не предоставлялась (л.д.32).

В соответствии со ст. 30 Закона Российской Федерации «О милиции» участковым уполномоченным милиции жилая площадь предоставляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления не позднее 6 месяцев с момента вступления в должность.

Согласно ч.1, 4 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

Поскольку в судебном заседании установлено, что Красницкий Д.В. не является членом семьи собственника жилого помещения- <адрес> <адрес>, матери Красницкой Л.Н., так как не проживает в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении, что подтверждается представленным в судом договором коммерческого найма жилого помещения, при чем указанные обстоятельства возникли до обращения истца с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, право пользования жилым помещением- <адрес> в силу закона за истцом не сохраняется, соглашений между собственником и истцом как бывшим членом семьи собственника по вопросу пользования жилым помещением не имеется, не имеет жилья ни в собственности, ни по договору социального найма, то является нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Установлено, что с момента вступления истца в должность участкового уполномоченного (январь 2009 года) прошло более 6-ти месяцев, однако жилое помещение Красницкому Д.В. представлено не было.

При этом, факт регистрации в квартире, принадлежащей на праве собственности матери истца, не порождает для истца каких-либо прав и обязанностей в отношении данного жилого помещения в силу ст. 3 Закона «О праве гражданина Российской Федерации на свободу передвижения выбор места жительства в пределах Российской Федерации», ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и другими законодательными актами, в том числе право на жилое помещение.

Совершение истцом каких-либо действий по намеренному ухудшению жилищных условий, а именно совершение гражданско-правовых сделок с принадлежащим жильем, повлекшим уменьшение или отчуждение жилого помещения, в судебном заседании не установлено, доказательств этого в суд не представлено (ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Пунктом 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным Жилищного кодекса Российской Федерации и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Таким образом, федеральным законодательством установлено, что определение порядка предоставления жилых помещений должно регулироваться федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

На основании ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О милиции» (в ред. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ и от ДД.ММ.ГГГГ I. № 163-ФЗ) сотрудникам милиции, признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отельной квартиры или дома, по установленным законодательством нормам, предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.

Статьей <адрес> «О предоставлении жилых помещений в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСС) (в ред. ЗСО от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО и от ДД.ММ.ГГГГ -ЗСО) предусмотрено, что жилые помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области предоставляются признанным нуждающимися в жилых помещениях гражданам, перечисленных в данной статье. В п.5 указанной статьи так же указано, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и признанным органом местного самоуправления малоимущими гражданами в установленном ст. 5 настоящего Закона порядке.

Согласно Определению Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ N 58-0 по жалобе администрации <адрес>, связанной с проверкой конституционности части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жильем работников расположенных на территории муниципального образования органов милиции не может рассматриваться как отдельное государственное полномочие и имеет как общегосударственное, так и местное значение; содержание муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, а вопросы обеспечения жильем указанной категории граждан подлежат совместному разрешению федеральными органами государственной власти и органами местного самоуправления; возникающие при этом расходы подлежат компенсации из федерального бюджета.

В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что законоположение, обязывающее органы местного самоуправления обеспечивать сотрудников милиции, в том числе участковых уполномоченных милиции, жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающее самостоятельность и права местного самоуправления и противоречащее Конституции Российской Федерации.

В дальнейшем, в Определении Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Администрации <адрес> республики на нарушение конституционных прав и свобод ч.1 ст. 30 Закона Российской Федерации «О милиции» было указано, что сама по себе ч.1 ст. 30 Закона РФ «О милиции» непосредственно не решает вопросы разграничения полномочий по обеспечению жильем сотрудников милиции между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями и не определяет условия, на которых должно осуществляться указанными лицами право на жилище. В ней ясно и однозначно установлено предписание об обеспечении сотрудников милиции жильем в первоочередном порядке (участковым уполномоченным милиции оно должно быть предоставлено в течение шести месяцев), которое должно обеспечиваться с учетом положений жилищного законодательства, в том числе Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

В связи с чем, доводы представителя ответчика о том, что требования к органам местного самоуправления исполнить государственные полномочия, не обеспеченные средствами федерального бюджета, бюджета субъекта РФ являются нарушением гарантий и прав местного самоуправления, и противоречат Конституции Российской Федерации, являются не состоятельными, как не основанные на требованиях действующего законодательства. При предоставлении жилья норма учитываться должна, исходя из положений п.п. «в» п.1 ст.2 <адрес> «О предоставлении жилых помещений в <адрес>», ч.3, 4 ст.49, ч.6 ст.50, ст.58 ЖК РФ, а не на основании решения Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ с учетом выше указанных обстоятельств.

В соответствии со ст. 2 п. 1 п.п. «г» <адрес> «О предоставлении жилых помещений в <адрес>» норма предоставления жилой площади на одиноко проживающих граждан 30 кв.м. общей площади.

С учетом совокупности представленных истцом доказательств по делу, выше указанных норм законодательства, исковые требования Красницкого Д.В. к администрации <адрес> о предоставлении благоустроенного жилого помещения подлежат удовлетворению.

Согласно ч.ч. 3, 4 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Органом местного самоуправления является администрация муниципального образования «город Саратов» (ст. 22 Устава <адрес>).

Кроме того, согласно решению Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ администрация района в соответствии с возложенными на нее задачами обладает следующими полномочиями:

В сфере обеспечения малоимущих граждан, проживающих в районе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства:

- ведет учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (3.1.5.).

Поскольку администрация района ведет учет только малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а полномочия по постановке на учет иных категорий граждан на получение жилья на администрацию района не возложены, то полномочия по постановке иных граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий отнесены к компетенции ответчика.

В соответствии с ч. 5 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Согласно п. 6 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

По результатам рассмотрения сданных документов в указанный орган, администрация муниципального образования «Город Саратов» в соответствии с ч. 5 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации должна была либо поставить истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, либо отказать в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в постановке на учет содержится в статье 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, условия для постановки на учет в качестве нуждающегося, предусмотренные Жилищным Кодексом Российской Федерации истцом были выполнены, все документы, необходимые для постановки на учет в качестве нуждающегося, им были сданы.

Довод администрации муниципального образования «Город Саратов» на наличие у истца права на получение безвозмездной финансовой помощи, как основание непринятия на учет нуждающимся в улучшении жилищных условий, является необоснованным, так как не предусмотрен ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Довод представителя ответчика и 3-х лиц относительно того, что в соответствии с Федеральным законом «О полиции» изменился порядок предоставления жилья сотрудникам полиции, в том числе участковым уполномоченным, в связи с чем, истцу следует в иске отказать, суд находит необоснованным.

В соответствии со ст. 44 Федерального закона «О полиции» обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Полиция имеет специализированный жилищный фонд, формируемый федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Сотрудник полиции, замещающий должность участкового уполномоченного полиции, не имеющий жилого помещения на территории соответствующего муниципального образования, не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в должность обеспечивается служебным жилым помещением.

Данная норма закона вступила в действие с ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ч.1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерацииакты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Федеральным законом «О полиции» не предусмотрено распространение на отношения, возникшие до введения его в действие. Поскольку правоотношения возникли между истцом и ответчиком до введения в действия указанного Федерального закона, то на указанные правоотношения распространяется законодательство, действующие во время возникновения спорных правоотношений. А поэтому нормы Федерального закона «О полиции» на отношения между истцом и ответчиком по настоящему делу не распространяются.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Обязать администрацию муниципального образования «город Саратов» предоставить Красницкому ФИО11 благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30 квадратных метров в черте <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                                                                  С.Н. Агаркова