о признани членами семьи



.                                                                Р Е Ш Е Н И Е                     № 2-637/11

                                              Именем Российской Федерации

04 апреля 2011 года                                                                      г.Саратов

         Волжский районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Набенюка А.П.

при секретаре                              Анищенко А.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Саратове гражданское дело по иску Акимова Владимира Николаевича к Администрации муниципального образования «Город Саратов», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, 3-лицо Комитет по управлению имуществом г.Саратова     о признании членами семьи, о понуждении к включению в программу обеспечения жильем военнослужащих, о понуждении к выдаче ордера на жилое помещение

                                                       У С Т А Н О В И Л :

           Акимов В.Н. обратился с исковым заявлением. Указал, что в 1991 года он был уволен с военной службы по возрасту на основании приказа от 25.07.1991 года. В указанное время в состав его семьи входили жена ФИО3, сыновья ФИО4 и ФИО5       После увольнения с военной службы данная семья переехала на постоянное место жительства в г.Саратов, не была обеспечена жильем и проживала в офицерском общежитии. Истец обратился 01.11.1991 года с заявлением к председателю Исполкома совета народных депутатов Волжского района г. Саратова о постановке на очередь для предоставления жилого помещения на основании п.2 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров от 17.02.1981 года . Согласно протокола Комиссии по распределению жилой площади от 05.11.1991 года, было принято решение о принятии истца на учет и постановке в очередь на улучшение жилищных условий. В соответствии с актом от 01.11.1991 года была подтверждена нуждаемость данной семьи в улучшении жилищных условий. Истцу было указано на возможность получения квартиры не ранее чем через 10-15 лет, что нарушает положения Закона РФ «О статусе военнослужащих» от 22.01.1993 года, постановления ЦК КПСС и Совета Министров от 17.02.1981 года , п.14 Федерального Закона « О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27.05.1998 года. В 1993 году семья истца увеличилась до 6 человек, в связи с вселением снохи и ребенка. Вследствие этого, по договору купли-продажи от 20.08.1994 года истцом была куплена 2-комнатная квартира по адресу <адрес>. Истец указывает, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года, Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года , Постановлением Правительства РФ от 16.09.1998 года, он имеет право на вступление в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 годы, 2011-2015 годы. Истец не написал и не подал заявления о вступлении в программу не обращался в Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области, но полагает, что Администрация муниципального образования «Город Саратов» обязана была известить его о наличии Подпрограммы и о возможности вступления в нее. Истец 12.11.2010 года обратился в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о включении его в состав участников указанной Подпрограммы, ответ на заявление к нему не поступал. Истец указал, что вместе с ним зарегистрированы и проживают сноха ФИО6 и внук. Указывает, что постановлением Администрации г.Саратова от 29.03.2007 года , он был исключен из очереди на получение жилой площади в связи с улучшением жилищных условий. Однако считает, что с учетом норматива общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты в размере по 18 кв.метров на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более, он не мог считаться улучшившим жилищные условия. Указывает, что согласно сведений Комитета по управлению имуществом Саратовской области, в период с 1998 года по 2007 год было выдано 740 жилищных сертификатов. В тот период истец состоял на очереди под №№ 427, 288, 134, 131, 117, 97, 79, но государственного жилищного сертификата не получил. В силу этого, он считает свои жилищные права нарушенными. Просит признать названных лиц членами его семьи и обязать Администрацию г.Саратова и Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области включить их в число участников программы обеспечения жильем военнослужащих на 2005-2010 г., 2010-2015 годы». Просит обязать Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области выдать ему ордер на 1 комнатную квартиру, построенную за счет средств федерального бюджета. При получении ордера на жилое помещение он согласен передать безвозмездно в муниципальную собственность занимаемую квартиру по адресу: <адрес>.

             Администрация муниципального образования «Город Саратов» и Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области исковые требования не признают. Указали, что истец был поставлен на учет для улучшения жилищных условий 13.11.1991 года с семьей в составе 2 человек. Затем в 1994 году истец приобрел в собственность двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес> общей площадью 42 кв.метра, что выше учетной нормы 10 кв.метров на 1 человека для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий. Данная квартира на основании договора дарения от 20.09.2001 года, была передана истцом в собственность его жене ФИО3     Полагают, что с 1994 года истец перестал быть нуждающимся в улучшении жилищных условий, и утратил право на получение жилого помещения в соответствии с п.п. «г» пункта 26 постановления Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства». Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области указывает, что в соответствии с Положением о порядке реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем     категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 годы на территории Саратовской области, утвержденной распоряжением Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области от 04.04.2007 года -р, п.19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы, утв. постановлением Правительства РФ 21.03.2006 года № 153, приложения № 1 к Подпрограмме, постановления Правительства Саратовской области № 15-П от 30.01.2007 года, формируются     списки граждан, заявивших о желании получить государственный жилищный сертификат в планируемом году. Поскольку Администрацией муниципального образования «Город Саратов» истец не был включен в список граждан на 2011 год, у данного ответчика отсутствовали основания для включения заявителя в сводный список и выдачи государственного жилищного сертификата. Кроме того, в соответствии п.2.1 ст.15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 года № 76-ФЗ, ст.4 Федерального Закона № 342-ФЗ от 08.12.2010 года, выдача государственных жилищных сертификатов в настоящее время не предусмотрена. Комитет по управлению имуществом г.Саратова поддерживает данную позицию.

            Представитель Администрации муниципального образования «Город Саратов», Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области в судебное заседание не прибыли. О времени и месте судебного заседания извещены. Причины неявки неизвестны. С учетом мнения явившихся сторон и представителей, суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

             Судом исследованы справки формы , справки с места     прохождения службы, материалы учетного дела истца в Администрации муниципального образования «Город Саратов», переписка сторон. Исследовано заявление от 12.11.2010 года, свидетельство о гос.регистрации права собственности на квартиру, договор дарения квартиры от 20.09.2001 года, справки БТИ, выписки из приказов. Исследован протокол заседания общественной комиссии от 14.03.2007 года, акты проверки жилищных условий, письма Комитета по управлению имуществом г.Саратова, свидетельства о рождении, и о смерти. Исследовано постановление Администрации г.Саратова от 29.03.2007 г. . Обозрены материалы гражданского дела .

           Суд, исследовав доводы сторон, материалы дела, приходит к следующим выводам.

           Истец был уволен с военной службы по возрасту 25.07.1991 года. Согласно материалов учетного дела, имеющегося в Администрации муниципального образования «Город Саратов», по прежнему месту службы занимаемое жилое помещение им было сдано, и он     являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий. В соответствии с пунктом 14 статьи 15 Федерального от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и согласно Закона РФ от 22.01.1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих» граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее, чем в 3 месячный срок со дня подачи заявления о включении в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий.

             В соответствии с п.3, 4, 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программой «Жилище» на 2002 - 2010 годы», право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений): военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

           Согласно материалов учетного дела Администрации г.Саратова, семья истца была поставлена на учет в качестве лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании протокола № 42 Комиссии по распределению жилой площади от 05.11.1991 года. При этом, учитывалось право истца на улучшение жилищных условий в порядке п. 14 статьи 15 Федерального от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Закона РФ от 22.01.1993 г. № 4338-1 «О статусе военнослужащих», как лица не обеспеченного жильем.

           Согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ года истцом была куплена 2-комнатная квартира по адресу <адрес>, общей площадью 42 кв.метра. Данное помещение использовалось истцом для проживания с 1994 года. В 2007 году данное обстоятельство было установлено Администрацией г.Саратова, что явилось основанием для издания постановления     от 29.03.2007 года , и исключения истца из очереди на получение жилой площади в связи с улучшением жилищных условий. Данное постановление было оспорено истцом в судебном порядке. В соответствии с решением Волжского районного суда г.Саратова от 08.04.2010 года по гражданскому делу , вступившим в законную силу, в удовлетворении исковых требований было отказано.

            Из данного решения суда следует, что после приобретения в собственность жилого помещения общей площадью 42 кв.метра, семья истца перестала быть нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку была обеспечена жильем выше учетной нормы, установленной для отнесения граждан к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий.

            Обязательным условием для участия в Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы, согласно п.3, 4, 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153, является признание лица в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).

            Суд критически оценивает довод истца о нуждаемости его в улучшении жилищных условий, в связи с наличием у его семьи права на получение жилого помещения общей площадью по 18 кв.метров на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. Данный норматив используется при определении площади жилого помещения предоставляемого в порядке улучшения жилищных условий, а не при оценке жилищных условий граждан на момент постановки их в очередь на улучшение жилищных условий, и нахождения в данной очереди.

          Решением Саратовской городской Думы от 27.10.2005 года № 63-622 установлена учетная норма площади жилого помещения для постановки на учет граждан, в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма в размере 10 и менее квадратных метров общей площади на одного члена семьи.

            Согласно ст.51, п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, ст.32 ЖК РСФСР, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма. Таким основанием является наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.

           В силу этого, является обоснованным довод      ответчиков об отсутствии у истца права на улучшение жилищных условий с момента приобретения в собственность жилого помещения в 1994 году.

          Согласно договора дарения от 20.09.2001 года, при переходе права собственности на квартиру по адресу: <адрес>, оговорено сохранение права пользования данной квартирой у истца. В настоящее время лица, зарегистрированные в данной квартире, являются членами одной семьи. Таким образом, истца и указанных им лиц следует рассматривать, как лиц, имеющих в пользовании жилое помещение общей площадью     42 кв.метра, и не нуждающихся в улучшении жилищных условий.

           В связи с этим, возможное предоставление в период с 1998 года по 2007 год 740 жилищных сертификатов лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, не имеет существенного значения при рассмотрении исковых требований по данному гражданскому делу.

           Отсутствие у истца на настоящий момент нуждаемости в улучшении жилищных условий       исключает возможность включения его в список граждан для участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы».

             В соответствии с п.2.1 ст.15 Федерального Закона от 27.05.1998 г. № 76 ФЗ «О статусе военнослужащих», обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

            При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 15.1 Федерального закона. При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения размер этой денежной выплаты определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого субъекта Российской Федерации.

          Таким образом, в связи с изменением механизма улучшения жилищных условий гражданам, уволенным с военной службы, вместо предоставления государственных жилищных сертификатов, предусмотрена выплата субвенций из федерального бюджета.

          В связи с отказом в удовлетворении исковых требований о предоставлении государственного жилищного сертификата, истцом заявлены исковые требования о признании членами семьи его снохи и внука, для включения данной семьи в подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 годы, 2011-2015 годы», и предоставления данной семье ордера на квартиру. Истец указал, что не обращался в Министерство строительства и ЖКХ Саратовской области с заявлениями о включении в указанную подпрограмму. Решение об отказе в удовлетворении заявления не принималось.

           Суд полагает, что данные исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку признание членами семьи истца снохи и внука истца правовых последствий не повлечет, так как ответчиками не оспаривается. Кроме того,       ввиду отсутствия у истца нуждаемости в улучшении жилищных условий с 1994 года, подтвержденной постановлением Администрации г.Саратова № 194 от 29.03.2007 года, включение семьи истца как подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральной целевой программой «Жилище» как на 2002-2010 годы, так и на 2011-2015 годы невозможно. Отсутствуют достаточные основания для возложения обязанности по выдаче ордера на 1-комнатную квартиру.

             С учетом изложенного, действия ответчиков не противоречат действующему законодательству, регулирующему обеспечение жильем лиц, уволенных с военной службы, в том числе требованиям Закона РФ «О статусе военнослужащих» № 4338-1 от 22.01.1993 года, постановления ЦК КПСС и Совета Министров № 74 от 17.02.1981 года № 193, п.14 Федерального Закона «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27.05.1998 года, Постановления Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 года, Постановления Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050, Постановления Правительства РФ № 1054 от 16.09.1998 года, Правилам выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программой «Жилище» на 2002 - 2010 годы, на 2011-2015 годы».

            С учетом изложенного, в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать.

                                    Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                           Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Акимова В.Н. к Администрации муниципального образования «город Саратов», Министерству строительства и ЖКХ Саратовской области, 3-лицо Комитет по управлению имуществом г.Саратова, о признании членами семьи, о понуждении к включению в программу обеспечения жильем военнослужащих, о понуждении к выдаче ордера на жилое помещение отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Решение суда в окончательной форме изготовлено 11.04.2011 года.

Судья: _________________ А.П.Набенюк