о признании права собственности в силу приобретательной давности



Дело № 2-1230/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

6 апреля 2011 года

Волжский районный суд г. Саратова                                           в составе:

Председательствующего судьи                              С.Н. Агарковой,

При секретаре                                                           А.А. Разделкиной,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубаревой ФИО14 к администрации муниципального образования «Город Саратов», 3- е лицо Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании права собственности в силу приобретательной давности,

У с т а н о в и л:

Зубарева О.В. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», 3- е лицо Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании права собственности в силу приобретательной давности, в обоснование которого указала, что в сентябре 1989 года она приобрела земельный участок площадью 509 кв.м. по адресу: <адрес>. Договор купли-продажи был оформлен письменно при свидетелях, но без соответствующего нотариального заверения. Договор никем не оспаривался. В январе 1990 года был изготовлен план земельного участка. Она является добросовестным владельцем участка общей площадью 509 кв.м., который был поставлен ею на кадастровый учет и ему присвоен номер 64:46:010156:167. Она никаких мер, направленных на то, чтобы скрыть обстоятельство завладения указанным земельным участком, не принимает, не укрывает имущество от третьих лиц, выполняет все обязательства, вытекающие из факта владения, в том числе оплачивает все налоговые платежи. На протяжении более 15 лет она добросовестно, открыто и непрерывно владеет как своим собственным недвижимым имуществом - земельным участком по адресу: <адрес>, не являясь при этом его собственником. Просит признать за ней право собственности на спорный земельный участок в силу приобретательной давности.

В судебном заседании истец, представители истца Ли Д.А., Ронжина И.А., действующие на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» Степанов А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, пояснив, что земельный участок не был выделен истцу в установленном законом порядке. Право собственности на земельный участок в данном случае не может быть признано в силу приобретательной давности.

Представитель 3-го лица Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

В соответствии со ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица.

В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В силу ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.

До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.

Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Зубарева О.В. по договору с Токаревой М.П. приобрела дачу с земельным участком по адресу: <адрес> (земельный участок: два рядом, третий- через дорогу), оплатив 5000 руб. Договор купли-продажи был оформлен письменно при свидетелях, без нотариального заверения и без регистрации в установленном на тот период порядке в органах технической инвентаризации (л.д.10).

Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 509 кв.м. по адресу: <адрес>, , был поставлен Зубаревой О.В. на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый 64:48:010156:221 (л.д.6-9).

Как следует из пояснений истца, показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей Созиновой Е.В., Лопатниковой Л.Г., Поляковой В.Н., Зубарева А.И., Стрельцовой В.П., Устимовой Н.Д., действительно Зубарева О.В. с 1989 года использует земельный участок, ухаживает за участком, обрабатывает его, выращивает овощи и фрукты, содержит участок в чистоте и порядке. Из представленных квитанций следует, что Зубарева О.В. оплачивала налог на землю.

Вместе с тем, доказательств того, что право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано в установленном порядке как на недвижимое имущество за каким-либо физическим лицом, в суд не представлено.

Как следует из инвентарного дела, представленного муниципальным унитарным предприятием «Городское бюро технической инвентаризации» домовладение, расположенное на земельном участке по адресу: <адрес>,, является самовольным. Кроме того, при инвентаризации домовладения, соответственно обмера земельного участка, площадь земельного участка по данному адресу увеличивалась, изначально составляла 290,3 кв.м. в 1979 году, затем в 2005 году площадь составила- 446 кв.м., в 2009 году- на кадастровый учет поставлен участок 509 кв.м. Какие-либо землеотводные документы отсутствуют.

Согласно ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.

В силу ст.19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;

право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

Таким образом, согласно п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 16,19 Земельного кодекса Российской Федерации земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, являются государственной собственностью или собственностью муниципального образования.

В силу ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан являются земельные участки, приобретенные гражданами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Как следует из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применение приобретательной давности в отношении земельных участков имеет свои особенности, которые заключаются в том, что приобретательная давность может быть применима в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении предусмотренных п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации условий, а также на бесхозяйное имущество. Давностное владение является добросовестным, если лицо, получая владение, не знало и не должно было знать об отсутствии основания возникновения у него права собственности.

Признание права собственности в силу положений ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации возможно при наличии ряда условий (добросовестное, открытое и непрерывное владение в течение 15 лет), при этом все они являются обязательными и равнозначными, а отсутствие (несоблюдение) хотя бы одного из условий исключает возможность перехода права собственности в порядке приобретательной давности.

По действующим нормам гражданского и земельного законодательства при разрешении споров в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следует учитывать, что они приобретаются в собственность в порядке, установленном земельным законодательством.

Применение приобретательной давности в отношении земельных участков имеет свои особенности, которые заключаются в первую очередь в том, что приобретательная давность может быть применима только в отношении тех земельных участков, которые находятся в частной собственности и которыми лицо владеет при соблюдении предусмотренных п. 1 ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации условий.

Что же касается всех иных земельных участков, то они не являются бесхозным имуществом, ибо все иные земли в Российской Федерации являются либо государственной, либо муниципальной собственностью.

Из материалов дела следует, что испрашиваемый истицей земельный участок ранее не находился в частной собственности, которым истица владеет при соблюдении предусмотренных ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации условий.

При таких обстоятельствах к спорным правоотношениям не могут быть применена ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На момент заключения договора о приобретении дачи- 1989 год- действовал Земельный кодекс РСФСР (1970 г.), регулирующий земельные правоотношения. Согласно статьям 12, 13 названного Кодекса предоставление земельных участков в пользование осуществлялось в порядке отвода, который производился на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, установленном законодательством Союза ССР и РСФСР. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей.

Таких документов истцом не представлено, отсутствуют они и в материалах инвентарного дела.

Уплата истцом земельного налога не является основанием для признания права собственности на земельный участок, поскольку истец фактически без соответствующего отвода пользовалась земельным участком, и соответственно, уплачивала налог за пользование участком.

Кроме того, согласно ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, регулирующим восстановление положения, существовавшего до нарушения права, самовольно занятые земельные участки возвращаются по их принадлежности.

Проект территориального землеустройства восстановления границ земельного участка, представленный истцом, не может являться доказательством непрерывного, добросовестного и открытого пользования земельным участком в соответствии со ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку свидетельствует о возможном приобретении права на земельный участок в установленном законом порядке.

Также не является доказательством по смыслу ст. 234 Гражданского кодекса Российской Федерации кадастровый учет земельного учета, поскольку в силу ч. 2 ст. 20 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица.

Оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Зубаревой ФИО15 к администрации муниципального образования «Город Саратов», 3- е лицо Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании права собственности в силу приобретательной давности- отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                  подпись                                                           С.Н. Агаркова