И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Волжский районный суд <адрес> В составе: Председательствующего судьи Юдиной С.В. при секретаре Шишлянниковой М.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов Нигматулиной Нины Наэльевны к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации <адрес> МО «Город Саратов», Комитету по управлению имуществом <адрес> о признании незаконными бездействий, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, У С Т А Н О В И Л: Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов ФИО3 к администрации муниципального образования «Город Саратов», администрации <адрес> МО «Город Саратов», Комитету по управлению имуществом <адрес> о предоставлении жилого помещения по договорам социального найма, мотивируя свои требования тем, что в ходе проведенной прокуратурой города по обращению Нигматулиной Н.Н. проверки установлено, что Нигматулина Н.Н. является нанимателем <адрес> в <адрес>. Членами ее семьи являются несовершеннолетние дети ФИО4. 2002 г.р. и ФИО5, 1988 г. рождения. Указанная квартира является муниципальной собственностью, состоит из 2 жилых комнат, площадью 28,9 кв.м., общей площадью 52,5 кв.м. Заключением от ДД.ММ.ГГГГ № Межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (не пригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО «Город Саратов» издано распоряжение № № «О мероприятиях по отселению физических лиц из жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (Литер А)». В соответствии с п. 2 распоряжения администрации <адрес> и комитету по управлению имуществом <адрес> предписывалось осуществить мероприятия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма гражданам, проживающим в <адрес> (Литер А) по <адрес>, на условиях социального найма, в соответствии со ст. 89 ЖК РФ или по соглашению с нанимателем жилого помещения муниципального жилищного фонда жилых помещений общей площадью менее ранее занимаемого. Однако с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени ответчики не предпринимают меры по предоставлению по договору социального найма Нигматулиной Н.Н. на семью из 3 человек благоустроенного жилого помещения. Данные бездействия ведут к нарушению жилищных прав Нигматулиной Н.Н. и ее несовершеннолетних детей. Просил суд признать незаконным бездействие ответчиков, выразившиеся в не предоставлении Нигматулиной Н.Н. благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, обязать администрацию МО «Город Саратов» предоставить Нигматулиной Н.Н. благоустроенное жилое помещение - 2-комнатную квартиру общей площадью не менее 52.5 кв.м., отвечающее установленным требованиям и находящееся в черте <адрес>. Прокурор в ходе рассмотрения дела уточнил исковые требования и просил признать незаконным бездействие ответчиков, которые не принимали меры к финансированию расходов по предоставлению Нигматулиной Н.Н. и членам ее семьи благоустроенного жилого фонда, выразившееся в не предоставлении ей благоустроенного жилого помещения по договору социального найма. Представитель прокуратуры в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в исковых заявлениях. Показал, что администрация МО «Город Саратов», администрация <адрес> МО «Город Саратов», комитет по управлению имуществом <адрес> не предпринимали меры к разработке ведомственной целевой программы, направленной на переселение граждан <адрес> из аварийного жилищного фонда. Таким образом, не предоставили Нигматулиной жилье, отвечающее установленным требованиям. Такое бездействие органов государственной и муниципальной власти было направлено на ущемление права Нигматулиной. Просил удовлетворить иск в полном объеме. Истица Нигматулина Н.Н. заявленные требования прокурора поддержала, просила иск удовлетворить. Представитель ответчика администрации МО «Город Саратов» в судебном заседании возражала против иска прокурора, поддержала письменные возражения на иск, из которых следует, что решением межведомственной комиссии жилой <адрес> лит. А по <адрес> был признан непригодным к дальнейшему проживанию. Распоряжением администрации МО «город Саратов» были установлены мероприятия по отселению физических лиц из жилых помещений по указанному адресу. Данным распоряжением, на администрацию <адрес> МО «Город Саратов» и комитет по управлению имуществом <адрес> была возложена обязанность по осуществлению мероприятий по предоставлению жилых помещений. Администрацией МО «Город Саратов» в досудебном порядке уже был рассмотрен вопрос о предоставлении истцу жилого помещения на условиях социального найма, следовательно, какого - либо бездействия в отношении истца, нарушающего его права и свободы, со стороны администрации МО «город Саратов» допущено не было. Действующее законодательство не содержит каких-либо сроков, в рамках которых органы местного самоуправления должны произвести отселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания. Просила в иске отказать. Представитель ответчика администрации <адрес> в судебном заседании возражал против иска прокурора в части признания незаконным бездействия администрации <адрес> по предоставлению жилого помещения Нигматулиной Н.Н., поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на иск. Показал, что администрацией <адрес> в рамках ее компетенции, распоряжение администрации выполнено в полном объеме. Согласно Положению об администрации района предоставление жилья не входит в ее полномочия. Просил в иске отказать. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям: Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О). В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человека места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции). Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. В судебном заседании установлено, что Нигматулина Н.Н. является нанимателем <адрес>, расположенной в <адрес> в <адрес>, зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ Вместе с ней по указанному адресу зарегистрированы ее несовершеннолетние дети - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ рождения, - с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ рождения, - с ДД.ММ.ГГГГ С Нигматулиной Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ заключен договор социального найма (л.д. 14, 15, 16, 17, 19-22, 137). ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в <адрес> произошел пожар, в результате которого, сгорела кровля дома на площади 200 кв.м., повреждены жилые квартиры дома, пролиты водой стены, потолки, полы, мебель, имущество (л.д. 64). Распоряжением администрации МО «Город Саратов» №-р от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с заключением Межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, указанный жилой дом признан непригодным к дальнейшему проживанию, на собственников помещений, расположенных в многоквартирном <адрес> в <адрес>, в течение 3 месяцев со дня принятия распоряжения возложена обязанность по отселению из занимаемых помещений. На администрацию <адрес> МО «Город Саратов», Комитет по управлению имуществом <адрес> возложена обязанность по осуществлению мероприятий по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма гражданам, проживающим в <адрес> (Литер А) по <адрес> в <адрес> на условиях социального найма в соответствии со ст. 89 ЖК РФ или по соглашению с нанимателем жилого помещения муниципального жилищного фонда жилых помещений общей площадью менее ранее занимаемого (л.д. 14-15). Постановлением администрации МО «Город Саратов» № от ДД.ММ.ГГГГ Нигматулина Н.Н. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи 3 человека: Нигматулина Н.Н., ФИО5, 1998 г. рождения, ФИО4, 2002 г. рождения (л.д. 53-54). Иных помещений для проживания Нигматулина Н.Н. и члены ее семьи не имеют, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, справками БТИ (л.д. 60-63). Непригодность для проживания указанного дома ответчиками не оспаривается. Кроме того, судом установлено, что вопрос о предоставлении жилого помещения Нигматулиной Н.Н. и членам ее семьи не решен до настоящего времени, что подтверждено участниками процесса, представленными материалами дела, исследованными в ходе судебного разбирательства - перепиской о невозможности расселения и предоставления благоустроенного жилья (л.д. 9-10). Вышеуказанный дом не входит в программы по переселение граждан <адрес> из аварийного жилищного фонда. В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции. Согласно ч. 3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Материалами дела установлено и не оспаривается ответчиками, что в соответствии с актом Межведомственной комиссии дом, в котором проживают истица и члены ее семьи, признан непригодным для проживания. Обстоятельство, с которым суд связывает обязанность ответчика предоставить истцу вне очереди жилое помещение, возникло в 2010 г., когда жилой дом был признан аварийным, непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции. При решении вопроса о размере предоставляемого Нигматулиной Н.Н. и членам ее семьи жилого помещения суд учитывает, что согласно техническому паспорту, выписки ГУП «Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости», кадастровому паспорту <адрес> в <адрес>, договору социального найма, справки формы №, указанная <адрес>, является отдельной квартирой, состоящей из 2 жилых комнат, площадью 28,9 кв.м., общей площадью 52,5 кв.м. (л.д. 138-145, 17-22). При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцу должно быть предоставлено равноценное ранее занимаемому отдельное благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 52,5 кв.м., состоящее из двух жилых комнат. В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. В порядке ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии со ст. 34 Устава <адрес> под структурой Администрации города понимается перечень структурных подразделений и схема подчиненности (распределение полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами Администрации города). Структура Администрации города утверждается городской Думой по представлению главы Администрации города. В структуру Администрации города могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения Администрации города. <адрес> является территориальным органом местного самоуправления. Согласно Положению об администрации <адрес> МО «Город Саратов», утвержденного решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, администрация района, являясь самостоятельным юридическим лицом и распределителем бюджетных средств, наделена соответствующими полномочиями, в перечень которых не входит предоставление жилых помещений. В соответствии с Постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О вопросах предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда, учета, контроля и сохранности освобождаемого муниципального жилищного фонда» решение о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда принимает глава администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в администрации города в качестве нуждающихся в жилых помещениях и гражданам, жилые помещения которым предоставляются администрацией города по решению суда, осуществляет отдел по учету и распределению жилой площади администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрациях районов города, гражданам, определенным ст. 59 ЖК РФ, при распределении освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах и гражданам, жилые помещения которым предоставляются в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, осуществляют администрации районов города и предоставляют в установленном порядке их в администрацию города. Согласно представленным представителем ответчика администрации <адрес> доказательствам, в исполнение распоряжения администрации МО «Город Саратов» №-р от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией района в рамках предоставленных ей полномочий, в Комитет по управлению имуществом <адрес> направлены ДД.ММ.ГГГГ списки граждан, подлежащих отселению из аварийного дома, проведены мероприятия по отысканию освободившегося муниципального жилья, в результате которого установлено, что свободное жилье отсутствует (л.д. 71-128). Таким образом, со стороны администрации <адрес> МО «Город Саратов» отсутствует бездействие по предоставлению жилого помещения Нигматулиной Н.Н. Также суд находит несостоятельными доводы прокурора о наличии бездействия по предоставлению жилого помещения Нигматулиной Н.Н. со стороны Комитета по управлению имуществом <адрес>, т.к. в полномочия Комитета по управлению имуществом <адрес> не входит право предоставления жилья. Согласно Положению о Комитете по управлению имуществом <адрес>, Комитет осуществляет учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда и отдельных категорий граждан (граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и реабилитированных), нуждающихся в жилых помещения или улучшении жилищных условий; участвует в реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного муниципального жилищного фонда; разрабатывает и участвует в реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ в рамках полномочий, определенных муниципальными правовыми актами (л.д. 49-52). После обращения Нигматулиной Н.Н. с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, она была принята на данный учет. О наличии обязанности, возложенной на администрацию <адрес> МО «Город Саратов» и Комитет по управлению имуществом <адрес>, по разработке и реализации каких-либо программ, связанных с предоставлением жилья жителям аварийного <адрес> в <адрес>, их финансировании главным распорядителем бюджетных средств, прокурором суду не представлено. Однако, суд находит обоснованными требования прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО «Г. Саратов» по предоставлению Нигматулиной Н.Н. жилого помещения, поскольку с мая 2010 г., когда было издано распоряжение об отселении жителей из аварийного дома, до рассмотрения дела по существу, Нигматулина Н.Н. с несовершеннолетними детьми жилым помещением не обеспечены. В связи с чем, бездействие АМО «Город Саратов» по предоставлению жилого помещения Нигматулиной Н.Н. должно быть признано незаконным. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по предоставлению жилого помещения Нигматулиной Нине Наэльевне по договору социального найма. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Нигматулиной Нине Наэльевне по договору социального найма на состав семьи из трех человек (Нигматулина Н.Н., ФИО4, ФИО5) отдельное благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, общей площадью не менее 52,5 кв.м., состоящее из двух жилых комнат. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд. Текст решения изготовлен компьютерным способом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ Судья С.В. ЮДИНА