Дело № 2-2264/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 27 апреля 2011 года Волжский районный суд г. Саратова в составе: Председательствующего судьи С.Н. Агарковой, При секретаре А.А. Разделкиной, Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Рыбакова ФИО7 о признании незаконным бездействия органа кадастрового учета, У с т а н о в и л: Рыбаков А.Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа кадастрового учета, в обоснование которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в отдел кадастрового учета № Федерального государственного учреждения (ФГУ) «Земельная кадастровая палата» по <адрес> с заявлением о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером № в виде документа, на основании которого в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о координатах характерных точек границ земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ по результатам его заявления была выдана копия Государственного акта на право постоянного (бессрочного) пользования. Вместе с копией государственного акта выдана копия плана земель лесопарка <адрес>. Однако, в указанных документах сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № отсутствуют. Однако, в кадастровой выписке от ДД.ММ.ГГГГ о земельном участке с кадастровым номером № в кадастре имеются сведения о координатах границ данного земельного участка. Таким образом, в установленный законом срок документ, на основании которого внесены сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, ему не выдан, также не выданы ни решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений, ни уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений. Считает, что имеет место бездействие органа кадастрового учета, нарушающее его право на получение информации. В судебном заседании Рыбаков А.Ю. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в заявлении. Представитель ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> Шатохина А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ Рыбаков А.Ю. обратился в отдел кадастрового учета № Федерального государственного учреждения (ФГУ) «Земельная кадастровая палата» по <адрес> с заявлением о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером № в виде документа, на основании которого в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о координатах характерных точек границ земельного участка. По результатам рассмотрения заявления ДД.ММ.ГГГГ Рыбакову А.Ю. выданы копия Государственного акта на право постоянного (бессрочного) пользования, копия плана земель лесопарка <адрес>. Таким образом, отсутствует бездействие органа кадастрового учета. Просила в удовлетворении заявления отказать. Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Куценко Е.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что Рыбаков А.Ю. с запрашиваемыми сведениями в управление Росресстра по <адрес> не обращался. С запрос на указанные сведения орган кадастрового учета также не обращался. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу ч.3,4 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе. Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (далее - кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы). Согласно ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра. Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений. ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> наделена полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости на основании Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ № П/93 (л.д.27). Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. п.5, 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, рассматриваются также дела об оспаривании решений, действий (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий. К таким лицам, в частности, относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации, государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (статьи 2, 21, 26, 32 Федерального закона "О техническом регулировании"), государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (статья 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости"). Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Таким образом, действия (бездействие) ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Судом установлено, не оспаривается участниками процесса, ДД.ММ.ГГГГ Рыбаков А.Ю. обратился в отдел кадастрового учета № ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> с заявлением о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером № виде документа, на основании которого в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о координатах характерных точек границ указанного земельного участка (л.д.28-29). По результатам рассмотрения заявления ДД.ММ.ГГГГ Рыбакову А.Ю. выданы копия Государственного акта на право постоянного (бессрочного) пользования, копия плана земель лесопарка Кумысная поляна, в которых отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером №, что также не оспаривается участниками процесса. Вместе с тем, в кадастровой выписке от ДД.ММ.ГГГГ о земельном участке с кадастровым номером №, представленной ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> Рыбакову А.Ю., в кадастре имеются сведения о координатах границ данного земельного участка (л.д.8-23). Как следует из строки 16 кадастровой выписке (л.д.8), решения об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений в виде кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7), кадастровый паспорт Рыбакову А.Ю. на вышеуказанный земельный участок предоставлен быть не может, поскольку границы данного земельного участка пересекают границы смежных земельных участков. В соответствии с ч.12 ст. 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый паспорт ранее учтенного и не указанного в части 11 настоящей статьи земельного участка не выдается (не направляется) и орган кадастрового учета принимает решение об отказе в выдаче (направлении) такого паспорта в случае, если: 1) отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка; 2) одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем. Таким образом, решение об отказе в запрашиваемой информации в виде кадастрового паспорта на земельный участок принято не в связи с отсутствием кадастровых сведений о координатах характерных точек границ такого земельного участка, а по причине пересечения границ земельных участков. Вместе с тем, согласно ст. 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам (далее также в настоящей статье - запросы о предоставлении сведений) любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости. Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде, в том числе копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости. Орган кадастрового учета имеет право по запросу любого лица предоставлять полученную на основе общедоступных кадастровых сведений обобщенную информацию, в том числе аналитическую информацию. Такая информация может размещаться в сети "Интернет" на официальном сайте органа кадастрового учета и официальном сайте органа нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Состав, виды такой информации, сроки ее предоставления, порядок ее размещения в сети "Интернет" на указанных официальных сайтах устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, за исключением сведений, предоставляемых в виде кадастровых планов территорий, предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса (максимальный срок), если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок предоставления запрашиваемых сведений в виде кадастровых планов территорий не может превышать пятнадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса. Если предоставление запрашиваемых сведений не допускается в соответствии с федеральным законом или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют запрашиваемые сведения, орган кадастрового учета в срок, предусмотренный частью 8 настоящей статьи, выдает (направляет) обоснованное решение об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений либо уведомление об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений. Таким образом, судом установлено, что по заявлению Рыбакова А.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении сведений государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером № в виде документа, на основании которого в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, запрашиваемые сведения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> заявителю не представлены, также не принято решение об отказе в предоставлении данных сведений, если их предоставление не допускается законом, и не направлено уведомлении об отсутствии данных сведений, что противоречит требованиям ст. 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», нарушает права заявителя на получение общедоступной информации. То есть имеет место бездействие органа кадастрового учета, нарушающее права Рыбакова А.Ю., в том числе предусмотренные ст. 29 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Таким образом, требования заявления о признании бездействия незаконным подлежат удовлетворению. Таким образом, признав бездействие ФГУ «Земельная кадастровая палата» по <адрес> незаконным, суд считает необходимым обязать рассмотреть заявление Рыбакова А.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении документа, на основании которого в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № и принять по нему решение в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Суд считает, что следует установить срок для рассмотрения заявления 5 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу, что соответствует ч.8 ст. 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л: Признать незаконным бездействие Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по <адрес>, выразившееся в непредставлении Рыбакову ФИО8 по запросу от ДД.ММ.ГГГГ № документа, на основании которого в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером № Обязать Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по <адрес> рассмотреть запрос Рыбакова ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ № о предоставлении документа, на основании которого в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером ФИО10, в течение 5 рабочих дней со дня вступления решения в законную силу. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья С.Н. Агаркова