Дело № 2-1784/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Саратов 19 апреля 2011 года Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Бжезовской И.В. при секретаре Беловой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Юдина Олега Геннадьевича к прокуратуре <адрес> о признании незаконными действий прокуратуры <адрес>, заинтересованные лица иные данные, У С Т А Н О В И Л : Юдин О.Г. обратился в суд с указанным заявлением, в обосновании которого указал, что ДД.ММ.ГГГГ им в прокуратуру <адрес> была направлена жалоба на бездействие прокурора <адрес> (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ). Заявитель указывает, что игнорируя запрет п. 6 ст. 8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и п. 5 ст. 10 ФЗ «О прокуратуре РФ», младший советник юстиции ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ (№ ) направил данную жалобу на рассмотрение прокурору <адрес>. На основании изложенного Юдин О.Г. просит признать незаконным действия младшего советника юстиции ФИО3, выразившиеся в направлении его обращения от ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес>. В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены иные данные. Заявитель содержится в местах лишения свободы, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом (л.д. №). Оснований для обеспечения обязательного участия истца в судебном заседании не установлено. Представитель прокуратуры <адрес> в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, представила письменный отзыв. Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили заявления о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также возражения на заявление Юдина О.Г. Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд находит не подлежащими удовлетворению заявленные требования по следующим основаниям. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной п.п. 1,7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Статьей 33 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Статьей 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г. № 59 - ФЗ регламентирован порядок рассмотрения обращений, в соответствии с которым государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Часть 2 статьи гласит, что ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. В соответствии с ч. 1, 2 ст. 1 Федерального Закона № 2202-1 от 17.01.1992 года «О прокуратуре Российской Федерации», прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В соответствии с ч. 1, 2 ст. 10 Федерального Закона № 2202-1 от 17.01.1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством (часть 2 статьи). Частью 3 статьи установлено, что ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Согласно п. п. 1.1., 2.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007 года N 200 - инструкция устанавливает единый порядок рассмотрения и разрешения в системе прокуратуры Российской Федерации обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращений и запросов должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории Российской Федерации, а также порядок приема граждан, должностных и иных лиц в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации. Ее положения распространяются на обращения, содержащие сведения о нарушениях законодательства, охраняемых законом прав, свобод и интересов человека и гражданина, интересов общества и государства, полученные в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования. В пп. 4 п. 1.11 Инструкции раскрыто понятие «жалобы» - просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц. Согласно п. 2.3 Инструкции письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение 3 дней с момента поступления в органы прокуратуры. Пунктом 3.1 Инструкции установлено, что по обращению, поступившему в органы прокуратуры Российской Федерации, должно быть принято одно из следующих решений: о принятии к рассмотрению; о прекращении проверки; о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры; о направлении в другие органы; о приобщении к ранее поступившей жалобе. В судебном заседании установлено, что поступившая ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> жалоба Юдина О.Г. о незаконности бездействия прокурора <адрес>, была зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ(л.д. №). В силу статьи 8 закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г. № 59 - ФЗ гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (часть 2 статьи). В соответствии с ч. 3 статьи, письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона. Пунктом 3.2 Инструкции установлено, что обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя. Согласно п. 4.12 Инструкции по итогам разрешения обращений может быть принято одно из следующих решений: "удовлетворено" - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя; "удовлетворено повторное обращение" - обращение, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения. При этом первичное решение отменяется; "отклонено" - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными; "разъяснено" - по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера; "принято иное решение" - обращение оставлено без разрешения, приобщено к материалам уголовного дела (надзорного производства), прекращена переписка; "направлено" - обращение в 7-дневный срок направлено для разрешения в другую прокуратуру или другое ведомство по принадлежности. Заявителем в жалобе от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ были изложены доводы, по которым он не был согласен с бездействием прокурора города, выразившимся в ненадлежащем контроле за процессуальной деятельностью СО по <адрес> при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, поскольку работники СО по <адрес> только на основании решения иные данные от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировали его заявление о преступлении. При этом к поступившему обращению не было приложено ответа нижестоящих прокуратур. В ходе рассмотрения дела установлено, что ранее Юдин О.Г. не обращался в прокуратуру <адрес> с жалобой (обращением) об отказе ему сотрудниками Следственного отдела по <адрес> в регистрации заявления о преступлении. По результатам рассмотрения жалобы Юдина О.Г. прокуратурой <адрес> было принято решение о направлении для рассмотрения его жалобы в прокуратуру <адрес>, заявителю было разъяснено, что его обращение направлено в нижестоящую прокуратуру, поскольку ее руководителем решение по существу приведенных доводов не принималось. Также Юдину О.Г. было разъяснено его право, при несогласии с решением надзирающего прокурора, обжаловать указанное решение в вышестоящую прокуратуру или суд (л.д. №). В адрес заявителя ДД.ММ.ГГГГ за № было направлено сообщение, в котором заявитель уведомлен о направлении его обращения для рассмотрения в нижестоящую прокуратуру. Исходя из сведений, содержащихся в книге учета документов, отправляемых прокуратурой, представленной на обозрение в судебном заседании, материал по обращению Юдина О.Г. был направлен в прокуратуру <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, а уведомление заявителю ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, срок направления обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, установленный пунктами 3.2, 4.12 Инструкции, соблюден. Кроме того, в настоящее время жалоба Юдина О.Г. рассмотрена прокуратурой <адрес>, о чем вынесено постановление об отказе в удовлетворении жалобы и ДД.ММ.ГГГГ дан ответ заявителю (л.д. №), законность которого в рамках рассматриваемого дела не проверялась и Юдиным О.Г. не оспаривалась. Поскольку суд, рассматривает дело по заявленным требованиям, оснований для выхода за пределы заявленных требований у суда не имеется. Таким образом, суд приходит к выводу, что прокуратурой <адрес> не было допущено бездействие по жалобе Юдина О.Г., поскольку в соответствии с требованиями приведенных положений закона и инструкции его жалобы была направлена для рассмотрения в нижестоящую прокуратуру, что свидетельствует совершении органом установленных действий. Обращение Юдина О.Г. было направлено для разрешения в нижестоящую прокуратуру в установленный законом срок и в соответствии с требованиями п. 3.2., 4.12. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ от 17.12.2007 года № 200. Несостоятельны и необоснованны доводы заявителя о нарушении при рассмотрении его обращения прокуратурой области п. 6 ст. 8 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и п. 5 ст. 10 Закона «О прокуратуре Россйской Федерации» поскольку п. 3.2. Инструкции определяет порядок направления обращений граждан руководителям нижестоящих прокуратур для проверки доводов в том, случае, если они ранее не принимали решений по этим обращениям. В связи с чем, прокуратурой <адрес>, после установления того, что Юдин О.Г. ранее не обращался в нижестоящую прокуратуру, обоснованно было направлена жалоба заявителя для рассмотрения по существу. При этом нарушений приведенных норм права в действиях прокуратуры области при рассмотрении настоящего дела судом не установлено. Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации опубликована в журнале "Законность" N 4 за 2008 г., размещена в правовых информационно-справочных системах "Гарант", "Консультант-плюс", в связи с чем Инструкция была доведена официально до всеобщего сведения. В соответствии с главой 25 ГПК РФ обязанность по доказыванию нарушения прав и законных интересов граждан незаконными действиями должностных лиц, лежит на заявителе. Доказательств нарушения прав и законных интересов Юдина О.Г., как того требует положения ст. 56 ГПК РФ, заявителем не представлено. На основании установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что прокуратурой <адрес> не было допущено незаконных действий по обращению Юдина О.Г. При таких обстоятельствах суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения заявления. Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении заявления Юдина Олега Геннадьевича о признании незаконными действий прокуратуры <адрес>, по его обращению ДД.ММ.ГГГГ за исх. № от ДД.ММ.ГГГГ, поступившему в прокуратуру <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Судья И.В. Бжезовская