Дело № Дело № 2-2276/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 03 мая 2011 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Ефимкиной Ю.В., при секретаре Беловой Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Калинина Сергея Ивановича о признании недействительным в части ненормативного акта органа местного самоуправления, У С Т А Н О В И Л : Калинин С.И. обратился в суд с указанными требованиями, в обоснование которых указал, что он в 2003 году обратился в администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 2 332 кв. м дополнительно к ранее предоставленному земельному участку, занимаемому домовладением, находящегося в совхозе «иные данные» в <адрес>. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №А-46 ему был предоставлен вышеуказанный участок в аренду сроком на двадцать пять лет. Однако о наличии данного постановления заявитель узнал лишь в апреле 2011 года, когда обратился с письменным заявлением в комитет по землепользованию и градостроительству с просьбой сообщить о результатах рассмотрения обращения о предоставлении ему земельного участка. На данное заявление ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был дан письменный ответ, из которого следовало, что ДД.ММ.ГГГГ ему было предоставлено право аренды сроком на 25 лет на дополнительный земельный участок. А также разъяснено о необходимости получения данного постановления в администрации муниципального образования «Город Саратов». Получив на руки вышеуказанное постановление, заявитель увидел, что согласно п. 3 данного документа он должен был заключить договор аренды земельного участка в течение восьми месяцев с момента принятия настоящего постановления, в противном случае согласно п. 5 этого же документа постановление от ДД.ММ.ГГГГ утрачивает силу. Таким образом, имея на руках в настоящее время постановление о предоставлении земельного участка, ФИО1 не может реализовать свое право на заключение договора аренды земельного участка из-за наличия в постановлении администрации муниципального образования «Город Саратов» пунктов 3 и 5. Считает, что включение данных пунктов в решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка не основано на законе и ограничивает его право на заключение договора аренды испрашиваемого участка. В соответствии со ст. 8, 11, 12, 13 ГК РФ, ст. 255 ГПК РФ, п. 1-5 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Для признания незаконным действий органа государственной власти необходимо установить как несоответствие их закону или иным правовым актам, так и нарушение гражданских прав и законных интересов заявителя. Необходимо установить, что в результате принятого обжалуемого действия или решения имеет место нарушение прав и свобод заявителя, созданы препятствия к осуществлению заявителем его прав и свобод. Таким образом, ФИО1 считает, что постановление администрации <адрес> в части включения в него пунктов 3, 5 является незаконным, так как Земельный кодекс РФ не содержит нормы, предусматривающей ограничение действия во времени решения органа исполнительной власти или местного самоуправления, а включение вышеуказанных пунктов администрацией <адрес> в постановление создает заявителю препятствия в реализации предоставленного ему права на заключение договора аренды земельного участка. В судебном заседании представитель ФИО1 поддержал заявленные требования в полном объеме. Представители администрации муниципального образования «Город Саратов» и комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» возражали против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что по смыслу главы 24 ГПК РФ, ст. 13 ГК РФ в суде могут быть оспорены линь такие правовые акты, которые на время их обжалования являются действующими и порождающими какие-либо права и обязанности у граждан и юридических лиц. Из содержания ст. ст. 251, 253 ГПК РФ следует, что предметом судебного рассмотрения могут быть лишь правовые акты, которые на время их оспаривания являются действующими и влекущими нарушение гражданских прав и свобод, требующие судебного пресечения. Правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не являются и каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод физических и юридических лиц повлечь не могут, следовательно, такие акты не могут быть предметом судебного рассмотрения. В силу пунктов № и № постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №А-46 постановление признано утратившим силу. Таким образом, действие правового акта прекращено и оснований для признания незаконными пунктов № и № указанного постановления не имеется. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым акта и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица могут быть признаны судом недействительными. Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса. В соответствии со ст. <адрес> «О земле» от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗСО в редакции, действовавшей на момент обращения ФИО1 с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, до разграничения государственной собственности на землю распоряжение находящимися в государственной собственности земельными участками свободными от прав третьих лиц, либо из состава земель сельскохозяйственного назначения, либо теми, на которые приобретают права в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, а также граждане и юридические лица совместно, за исключением земельных участков, занятых жилищным фондом, осуществляется органом исполнительной власти области, специально уполномоченным на то <адрес>, если федеральным законодательством не предусмотрено иное. Распоряжение иными земельными участками до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если федеральным законодательством не предусмотрено иное. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к мэру <адрес> с заявлением о предоставлении дополнительно земельного участка к домовладению, расположенного в <адрес> по адресу: совхоз ЦДК, <адрес> (л.д. 25). Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №А-46 ФИО1 предоставлен в аренду сроком на 25 лет дополнительный земельный участок из земель поселений, кадастровый номер отсутствует, к ранее предоставленному земельному участку, занимаемому домовладением, находящимся в совхозе «ЦДК» в <адрес> в границах, указанных в плане земельного участка площадью 2332 кв. м. Пункт 3 указанного постановления возложил на ФИО1 обязанность в восьмимесячный срок заключить с управлением землепользования администрации города договор аренды участка. В соответствии с п. 5 постановления в случае невыполнения ФИО1 пункта 3 настоящее постановление утрачивает силу (л.д. 23). ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о предоставлении сведений о результатах рассмотрения его заявления от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6). ДД.ММ.ГГГГ комитетом по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО1 был дан ответ, в соответствии с которым заявителю было сообщено о принятии постановления №А-46 от ДД.ММ.ГГГГ и рекомендовано оформить право согласно действующего законодательства (л.д. 7). Вместе с тем, как следует из пояснений и возражений представителей администрации муниципального образования «Город Саратов» и комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», постановление администрации <адрес> №А-46 от ДД.ММ.ГГГГ на основании пунктов 3 и 5 признано утратившим силу, и в настоящее время в случае обращения ФИО1 с заявлением о заключении договора аренды на основании вышеуказанного постановления, ему будет в этом отказано на основании пунктов 3 и 5 постановления (л.д. 16-17). Суд полагает, что пункт 3 постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №А-46, обязывающий ФИО1 в восьмимесячный срок заключить с управлением землепользования администрации города договор аренды земельного участка, а также п. 5, указывающий, что в случае невыполнения ФИО1 пункта 3, постановление утрачивает силу, не соответствует требованиям закона. Земельным и гражданским законодательством не установлено каких-либо ограничительных сроков для граждан для заключения договора аренды земельного участка. Как установлено судом, предоставление истцу земельного участка осуществлялось на основании ст. 22 Земельного кодекса РФ, в соответствии с которой земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка в аренду, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления проекта границ земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию решения с приложением проекта границ земельного участка. На основании проекта границ земельного участка за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка. Таким образом, указанная норма закона указывает лишь на обязанности органа местного самоуправления по принятию решения о заключении договора аренды в установленный законом срок - в двухнедельный срок со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. При этом, не определяя каких-либо сроков для граждан по заключению договоров аренды. При этом суд не может ссылка представителей администрации муниципального образования «Город Саратов» и комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» на главу 24 ГПК РФ несостоятельна, поскольку нормы указанной главы регулирует производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части, а в данном случае оспаривается в части ненормативный правовой акт. Поскольку основанием для принятия решения о признании ненормативного акта органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина, обратившегося в суд, суд считает пункты 3, 5 постановления администрации <адрес> от05 июля 2004 года №А-46 вынесенными не в соответствии с законодательством и нарушающими права ФИО1 на приобретение земельного участка, а потому незаконными. Суд считает, что заявителем не пропущен срок для обжалования постановления, поскольку ФИО1 узнал о нарушении своих прав в апреле 2011 году в связи с получением копии постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №А-46, в связи с чем, срок на обжалование не пропущен. Доказательств обратного лицами, участвующими в деле, не представлено. В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, Р Е Ш И Л : Признать незаконными пункты 3, 5 постановления администрации <адрес> №А-46 от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ФИО1 в аренду дополнительного земельного участка к ранее предоставленному, занимаемому домовладением, находящегося в совхозе «ЦДК» в <адрес>, площадью 2332 кв. м. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд.Судья Ю.В. Ефимкина