Р Е Ш Е Н И Е № 2-1993/11 Именем Российской Федерации 12 мая 2011 г. г.Саратов Волжский районный суд г.Саратова в составе: председательствующего судьи Набенюка А.П. при секретаре Анищенко А.П. рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Саратове гражданское дело по заявлению Рыбакова Алексея Юрьевича, заинтересованные лица Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области, Комитет по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов», Администрация муниципального образования «Город Саратов», Чубуков Дмитрий Владимирович, Гадаев Александр Александрович, ГУСО «Природный парк Кумысная поляна», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области о признании незаконными решений, У С Т А Н О В И Л : Рыбаков А.Ю. указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обращался в отдел кадастрового учета № 2 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: г. <адрес>», б\н, с разрешенным использованием - для садоводства с приложением межевого плана данного земельного участка. На данное заявление ДД.ММ.ГГГГ заявителю из отдела кадастрового учета № 2 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области был дан ответ № № об отказе в осуществлении кадастрового учета. В качестве основания отказа было указано, что: - в приложении к межевому плану отсутствует заверенная кадастровым инженером копия документа, на основании которого внесены сведения о принадлежности образуемого земельного участка к категории земель населенных пунктов; - сведения в межевом плане о выбранном виде разрешенного использования не соответствуют сведениям о выбранном виде разрешенного использования, содержащемся в схеме расположения земельного участка; реквизит «точность расположения характерных точек границ земельных участков (столбец 3)» заполнен не в соответствии с п.44 Требований, утв. приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. № 412; - выявлено пересечение границ образуемого земельного участка и границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенным по адресу: г. Саратов, в Волжском и Ленинском районах. Также заявитель 21.12.2010 года обращался в отдел кадастрового учета с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», б\н, с разрешенным использованием - для садоводства, с приложением межевого плана данного земельного участка. На данное заявление 13.01.2011 г. заявителю из отдела кадастрового учета № 2 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области был дан ответ № Ф 48/11-153 об отказе в осуществлении кадастрового учета. В качестве основания отказа было указано, что: - в приложении к межевому плану отсутствует заверенная кадастровым инженером копия документа, на основании которого внесены сведения о принадлежности образуемого земельного участка к категории земель населенных пунктов; - реквизит «точность расположения характерных точек границ земельных участков (столбец 3)», заполнен не в соответствии с п.44 Требований, утв. приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №; - выявлено пересечение границ образуемого земельного участка и границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес> и <адрес>х. Кроме того, заявитель ДД.ММ.ГГГГ обращался в отдел кадастрового учета с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с/х «Комбайн», б\н, с разрешенным использованием - для садоводства, с приложением межевого плана данного земельного участка. На данное заявление 13.01.2011 г. заявителю из отдела кадастрового учета № 2 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области был дан ответ № Ф 48/11-152 об отказе в осуществлении кадастрового учета. В качестве основания отказа было указано, что: - в приложении к межевому плану отсутствует заверенная кадастровым инженером копия документа, на основании которого внесены сведения о принадлежности образуемого земельного участка к категории земель населенных пунктов; - сведения в межевом плане о выбранном виде разрешенного использования не соответствуют сведениям о выбранном виде разрешенного использования, содержащемся в схеме расположения земельного участка; - реквизит «точность расположения характерных точек границ земельных участков (столбец 3)» заполнен не в соответствии с п.44 Требований, утв. приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. № 412. Заявитель считает, что указанные решения не соответствуют ст.27 ч.1, ч.2, ст.38 ч.2 Закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007 года, приказу Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 года № 412, ст.83 Земельного Кодекса РФ, Генеральному плану г.Саратова, утвержденному решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 года № 25-240. Указывает, что пересечение границ образуемого земельного участка и границ земельного участка, поставленного ранее на государственный кадастровый учет, в соответствии с п.2. ч.2 ст.26 Закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 года может являться основанием для принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, а не для отказа в кадастровом учете. Заявитель в судебном заседании уточнил требования, и указал, что оспариваемые решения препятствуют исполнению им обязательств по договорам оказания услуг. Кроме того после постановки на государственный кадастровый учет, он намерен лично участвовать в получении прав на земельные участки в ходе проведения аукциона по продаже прав на указанные участки. ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области просит в удовлетворении заявления отказать. Указывает, что данное учреждение не формирует правоустанавливающих документов, не участвует в правоотношениях лиц, связанных с приобретением ими прав на земельные участки. Деятельность учреждения включает в себя проверку документов, представленных лицами, заинтересованными в постановке на кадастровый учет, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт и формирование кадастровых дел. Считает, что заявителем не представлены доказательства нарушения его прав и законных интересов в связи с отказом от постановки на кадастровый учет земельных участков, поскольку на изготовленных межевых планах указаны сведения о заказчиках Гадаеве А.А. и Чубукове Д.В. Считают, что права заявителя никак не нарушаются, поскольку он не является заказчиком работ по межеванию; ему не выдавались схемы расположения земельных участков и проект границ земельных участков. Полагает, что препятствием в осуществлении кадастрового учета являются не решения об отказе, а ошибки в межевых планах, допущенные кадастровым инженером. Указывает, что заявителем были нарушены п.57, 58 Требований к подготовке межевого плана, утв. приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 года № 412, имело место пересечение границ земельных участков. Указывает, что заявителем не были представлены доказательства отнесения земельных участков к определенной категории. Полагает, что при наличии утвержденного Генерального плана г.Саратова невозможно сделать вывод об отнесении земельных участков к определенной категории. Указывает, что заверенные кадастровым инженером копии правоустанавливающих документов или документов удостоверяющих право на земельный участок, либо нормативно-правовых актов с указанием категорий земельных участков, заявителем представлены не были. Считает необоснованными доводы заявителя об указании вида использования разрешенного и утвержденного органом местного самоуправления на второй и третьей страницах схемы расположения земельных участков. Указывает, что в составе межевых планов имеются схемы расположения земельных участков, в которых графа «вид разрешенного использования» заполнена в виде прочерка, а в графе «ограничения в использовании» имеется запись о недопущении ведения садоводства. Указывает, что органом местного самоуправления не утвержден запрашиваемый вид использования. Считает, что решение об отказе заявителю в осуществлении кадастрового учета земельных участков, было принято в соответствии с требованиями ч. 2 п.2 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 г. № 221 и п. 44, 57 Требований к подготовке межевого плана, утв. Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 года № 412. В судебное заседание не явились представители Комитета по землепользованию и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов», ГУСО «Природный парк Кумысная поляна», Чубуков Д.В., Гадаев А.А., представитель Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области. О времени и месте судебного заседания извещены, причины неявки не известны. Представитель Администрации муниципального образования «Город Саратов» просит рассмотреть дело в его отсутствие. С учетом мнения сторон, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Судом исследованы учетные кадастровые дела, заявления о постановке на государственный кадастровый учет, межевые планы, схемы расположения земельных участков. Суд, исследовав доводы сторон, материалы дела, приходит к следующим выводам. Согласно п.1, 15, 16, 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, ст. 46 Конституции Российской Федерации и главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Заявитель 21.12.2010 года обращался в отдел кадастрового учета № 2 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области с заявлениями о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, с разрешенным использованием - для садоводства. При этом им были приложены межевые планы земельных участков. На данные заявления 13.01.2011 г. заявителю из отдела кадастрового учета № 2 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области были даны ответы №№, №№, №№ об отказе в осуществлении кадастрового учета. В качестве основания отказа было указано, что: - в приложении к межевому плану отсутствует заверенная кадастровым инженером копия документа, на основании которого внесены сведения о принадлежности образуемого земельного участка к категории земель населенных пунктов; - сведения в межевом плане о выбранном виде разрешенного использования не соответствуют сведениям о выбранном виде разрешенного использования, содержащемся в схеме расположения земельного участка; реквизит «точность расположения характерных точек границ земельных участков (столбец 3)», заполнен не в соответствии с п.44 Требований, утв. приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. № 412; - выявлено пересечение границ образуемых земельных участков и границ земельных участков, поставленных ранее на кадастровый учет. В соответствии со ст. 16, 20 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007 г., кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. С заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица. В соответствии со ст. 27, 38 Закона «О государственном кадастре недвижимости», орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета только в случаях и по основаниям, указанным в данной статье. Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона. Форма межевого плана и требования к его подготовке установлены приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков». Пунктом 23 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 года № 412, установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются: 1) документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки); 2) нормативные правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков; 3) документация по планировке территории (проекты межевания территорий); 4) утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий; 5) утвержденные в установленном порядке проекты границ земельных участков, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения; 6) утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства; 7) решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки; 8) вступившие в законную силу судебные акты; 9) иные предусмотренные законодательством документы. Как следует из решений ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области, Рыбакову А.Ю. отказано в осуществлении кадастрового учета на основании п.п. 2 п. 2 ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», ввиду отсутствия в приложении к межевому плану заверенной кадастровым инженером копия документа, на основании которого внесены сведения о принадлежности образуемого земельного участка к категории земель населенных пунктов. Указано, что сведения в межевом плане о выбранном виде разрешенного использования не соответствуют сведениям о выбранном виде разрешенного использования, содержащемся в схеме расположения земельного участка. Также реквизит «точность расположения характерных точек границ земельных участков (столбец 3)», заполнен не в соответствии с п.44 Требований, утв. приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. № 412. Указано на пересечение границ образуемых земельных участков и границ земельных участков, поставленных ранее на кадастровый учет. Согласно ст. 34 Земельного Кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В соответствии с п.п.4 ст.34 Земельного кодекса РФ необходимо, чтобы были осуществлены работы по формированию земельного участка, включающие выполнение кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Законом о кадастре. Перечень документов, которые должны использоваться для подготовки межевого плана и включаться в состав его приложения исключительно в случаях, установленных федеральным законом, указан в пункте 23 Требований к подготовке межевого плана. Указан перечень документов, в числе которых названы утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующих территорий; решения о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки; иные предусмотренные законодательством документы. В соответствии разделом межевого плана «Исходные данные» при подготовке межевого плана использовались кадастровые планы территории, схемы расположения земельных участков. В решениях об отказе в осуществлении кадастрового учета указано на отсутствие в приложении к межевым планам заверенных кадастровым инженером копий документов, на основании которого в реквизите «Общие сведения об образуемых земельных участках» раздела межевого плана «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» внесены сведения о принадлежности образуемого земельного участка к категории земель «земли населенных пунктов». На основании пункта 57 Требований к подготовке межевого плана, сведения о категории земель образуемого земельного участка в реквизите «4» раздела «Сведения об образуемых земельных участках и их частях» должны соответствовать сведениям государственного кадастра недвижимости о категории земель исходного земельного участка, а в случае образования земельного участка из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель - сведениям, содержащимся в документе, подтверждающем в соответствии с федеральным законом принадлежность данного земельного участка к определенной категории земель. Заверенная кадастровым инженером копия такого документа включается в состав приложения. Суд полагает, что отсутствие сведений о категории земель в представленном для государственного кадастрового учета межевом плане образуемого земельного участка допускается, в случае отсутствия указанных характеристик в сведениях государственного кадастра недвижимости в отношении исходного земельного участка и в документах, на основании которых подготовлен межевой план. Сведения о категории земель земельных участков в случаях образования из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть внесены в государственный кадастр недвижимости на основании актов исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, если указанные акты содержат сведения, подтверждающие принадлежность данных земельных участков к определенной категории земель Согласно ст. 83 Земельного кодекса РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселений, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях), ст. 84 Земельного Кодекса РФ. Следовательно, утвержденный в установленном порядке генеральный план может рассматриваться в качестве документа, на основании которого может быть осуществлен государственный кадастровый учет изменений земельного участка. Генеральный план города Саратова утвержден решением Саратовской городской Думы от 28.02.2008 года № 25-240, вступившим в силу 17.03.2008 года, опубликованным в газете «Саратовская панорама - спецвыпуск» № 28 ( 277) от 17.03.2008 года. С учетом положений ст.83, 84 Земельного Кодекса и наличия опубликованного Генерального плана г.Саратова, содержание которого доступно, отсутствие сведений о принадлежности образуемого земельного участка к категории земель «земли населенных пунктов», в документах представляемых заинтересованными лицами для кадастрового учета, а также отсутствие в межевом плане документов, подтверждающих принадлежность земельного участка к определенной категории, не являются достаточными основаниями для отказа в осуществлении кадастрового учета. В суд представлены кадастровые дела в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и 64:48:010116:376. В данных государственного кадастра недвижимости содержатся сведения о земельном участке, расположенном по адресу: г.Саратов, Новосоколовогорский жилой район, участок № 1. Данный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ по решению № № по заявлению Ермоловой Г.В. Данным лицом был представлен межевой план от ДД.ММ.ГГГГ, при этом заказчиком кадастровых работ являлась не Ермолова Г.В., а Пегов А.П., как и в рассматриваемом в настоящее время случае обращения с соответствующими заявлениями Рыбакова А.Ю. Согласно схем расположения данных земельных участков имеются пересечения границ. Однако, пересечение границ образуемого земельного участка и границ земельного участка, заявленного Рыбаковым А.Ю., с поставленным ранее на государственный кадастровый учет земельным участком, согласно п.2 ч.2 ст. 26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», является основанием для принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета, а не для отказа в кадастровом учете. Необходимость указания реквизитов «точность расположения характерных точек границ земельных участков (столбец 3)», соответствии с п.44 Требований, утв. приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. № 412, может являться основанием согласно п.4 ч.2 ст. 26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», может являться основанием для принятия решения о приостановлении осуществления кадастрового учета. Суд полагает, что довод заявителя о нарушении его прав оспариваемыми решениями является обоснован. В оспариваемых решениях нет такого основания к отказу, как отсутствие полномочий у представителя на подачу заявления. Заявитель указал, что при наличии у него договоров возмездного оказания услуг с заказчиками, сам он намерен участвовать в дальнейшем процессе получения прав на данные земельные участки лично в своих интересах. В соответствии со ст.20 ч.2 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», предусмотрено право любого лица на обращение с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости. При этом данное право не обусловлено наличием каких-либо прав заявителя на объект недвижимости либо наличием каких-либо внутренних или внешних обстоятельств, на основании которых гражданин обращается в орган кадастрового учета с заявлением. С учетом представленных доказательств, суд считает, что оспариваемые решения ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области от 13.01.2011 г. № Ф48/11-151, № Ф48/11-153, № Ф 48/11-152 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков препятствует рассмотрению заявлений Рыбакова А.Ю. о постановке на государственный кадастровый учет и осуществлению на его основании кадастрового учета земельного участка в порядке, установленном законодательством. После принятия оспариваемых решений, в распоряжении ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области остались заверенные копии материалов представленных заявителем для кадастрового учета, что позволяет принять решение по представленным ране материалам. Суд приходит к выводу, что восстановление нарушенного права заявителя возможно путем возложения на ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области обязанности по рассмотрению заявления о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет, и принятию решения по существу. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать недействительными решения Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области от 13.01.2011г. № №, № №, № № об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков. Обязать Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области рассмотреть заявления Рыбакова А.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ г. № №, от ДД.ММ.ГГГГ г. № №, от ДД.ММ.ГГГГ.ДД.ММ.ГГГГ г. № № о постановке земельных участков на государственный кадастровый учет в порядке, установленном ст.23-27 Закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007 года. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Решение суда в окончательной форме изготовлено 17.05.2011 года. Судья: __________________ А.П.Набенюк