признание бездействия незаконным, возложении обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка



Дело № 2-2333

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                                                     

              

                12 мая 2011 г.                                                        г. Саратов.

Волжский районный суд г.Саратова                                                 

в составе председательствующего судьи Егоровой И.А.,

при секретаре Мясушкиной Ю.С.,                                                               

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Агафонова А.М., заинтересованные лица администрация муниципального образования «Город Саратов», Комитет по землепользованию и градостроительству администрации МО «Город Саратов», Комитет по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов», ФГУ « Земельная кадастровая палата» по Саратовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка,

                                                       У С Т А Н О В И Л :

Агафонов А.М. обратился в суд с заявлением о возложении на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка для размещения автостоянки, расположенного по адресу: <адрес>, б/н, ориентировочной площадью 3100 кв.м. В обоснование заявленных требований заявитель указал, что 12.01.2011г. им в Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» было подано заявление об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка для размещения автостоянки, расположенного по адресу: <адрес>, б/н, ориентировочной площадью 3100 кв.м. При этом согласно общим положениям Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Таким образом, утверждение и выдача схемы расположения земельного участка должны были быть осуществлены в срок до 14.02.2011г. Однако до настоящего времени схема расположения земельного участка администрацией муниципального образования «Город Саратов» не утверждена и заявителю не выдана. О причинах неутверждения схемы Агафонову А.М. не сообщено. При этом комитетом по земельным ресурсам администрации муниципального образования «Город Саратов» в адрес заявителя было направлено письмо от 18.02.2011г. № 02-05/01-2779 в соответствии с которым, схема расположения земельного участка, отклоняется от согласования комитетом по архитектуре и градостроительству муниципального образования «Город Саратов». При этом подобное согласование действующим законодательством не предусмотрено. В качестве основания для отклонения от согласования изготовленной комитетом схемы, указано на расположение испрашиваемого земельного участка в пределах территориальной зоны Ж-2, в перечне основных разрешенных видов использования земельных участков которой испрашиваемый вид разрешенного использования отсутствует. При этом согласно ст.1 Градостроительного кодекса РФ одним из необходимых условий для территориальных зон является определение границ. Сведения о территориальных и особых зонах, границах представляются в орган кадастрового учета органами власти согласно ч.6 ст.15 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон) в порядке информационного взаимодействия. Однако, в органе кадастрового учета сведения о территориальных зонах муниципального образования «Город Саратов» отсутствуют. Соответственно определить границы территориальных зон не возможно. Таким образом, отказ в согласовании схем расположения земельного участка является незаконным и необоснованным. При этом действия администрации муниципального образования «Город Саратов» согласно ст. 255 ГПК РФ, могут быть квалифицированы как бездействие.       Бездействием администрации муниципального образования «Город Саратов» нарушено предоставленное земельным законодательством право заявителя приобретать земельные участки.

Заявлением от 05.05.2011г. заявитель увеличил объем требований и просит признать бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выраженное в непринятии решения по заявлению об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка для размещения автостоянки, расположенного по адресу: <адрес>, б/н, ориентировочной площадью 3100 кв.м., незаконным; обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» утвердить и выдать схему расположения земельного участка для размещения автостоянки, расположенного по адресу: <адрес>, б/н, ориентировочной площадью 3100 кв.м.

        Агафонов А.М., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

Представитель заявителя Бакаенко В.И., действующая на основании доверенности от 04.04.2011г., в судебном заседании поддержала доводы заявителя и просила их удовлетворить в полном объеме.

Представители администрации муниципального образования «Город Саратов» Полянский Г.Ю., действующий на основании доверенности от 05.10.2010г. и Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов » Лужков А.В., действующий на основании доверенности от 15.12.2010г., в судебном заседании возражали против удовлетворения требований, пояснив, что администрация муниципального образования «Город Саратов», получив заявление Агафонова А.М., своевременно направила данное заявление в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» для принятия решения о согласовании схемы расположения земельного участка, которая в администрацию муниципального образования «Город Саратов» не возвращалась. В связи с чем, у администрации муниципального образования «Город Саратов» отсутствовала возможность принять решение по заявлению Агафонова А.М. от 12.01.2011г. Просили отказать в удовлетворении заявления.

         Представители заинтересованных лиц - Комитета по архитектуре и градостроительству муниципального образования « Город Саратов», ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области, привлеченных судом к участию в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

В соответствии с ч.1-3 ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

В судебном заседании установлено, что 12.01.2011г. Агафонов А.М. обратился в Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением об утверждении и выдачи схемы расположения земельного участка, ориентировочной площадью 3100 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, б/н, для размещения автостоянки.

Заявление Агафонова А.М. соответствует требованиям, предъявляемым ст.34 ЗК РФ: в заявлении указаны цель использования земельного участка (для целей, не связанных со строительством - размещение автостоянки); размер земельного участка, местоположение. К заявлению приложен топографо-геодезический материал, позволяющий однозначно определить место расположение испрашиваемого земельного участка.

Как следует из ч. 4 ст.34 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В силу пункта 4 ст.34 Земельного Кодекса, уполномоченные органы, в данном случае администрация муниципального образования «Город Саратов» рассматривают поступившее заявление с учетом зонирования территории.

         Однако, в установленный законом месячный срок со дня поступления заявления администрацией муниципального образования «Город Саратов» не рассмотрено, схема расположения земельного участка с учетом зонирования территорий не утверждена.

Довод представителя администрации муниципального образования «Город Саратов» о своевременном направлении данного заявления в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» для принятия решения о согласовании схем расположения земельных участков, которое в администрацию муниципального образования «Город Саратов» не возвращалось, в связи с чем, у администрации муниципального образования «Город Саратов» отсутствовала возможность принять решение по заявлению Агафонова А.М. от 12.01.2011г. является необоснованным, поскольку противоречит ч.4 ст. 34 Земельного кодекса РФ о рассмотрении заявления в месячный срок органом местного самоуправления, которым является администрация муниципального образования «Город Саратов», а не структурные подразделения ( ст.22 Устава г. Саратова).

Также установлено, что Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» направил заявителю письмо от 18.02.2011г. за № 02-05/01-2779 в котором сообщается, что схема расположения испрашиваемого Агафоновым А.М. земельного участка не подлежит утверждению, как не соответствующая документам территориального зонирования.

Таким образом, до настоящего времени решения по заявлению Агафонова А.М. по смыслу ст. 34 Земельного кодекса РФ и в порядке, установленном вышеуказанными нормами закона, органом местного самоуправления не принято.

Письмо Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» является внутренним документом органа местного самоуправления. Земельным Кодексом РФ не предусмотрено понятие согласования схемы. Иных правовых актов органов местного самоуправления по данному вопросу не имеется.

Как следует из правовой позиции, изложенной в п. 25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. № 2, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия),

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

          Законом Саратовской области «О внесении изменений в Закон Саратовской области «О земле» от 07.10.2009г. № 144-ЗСО, статья 4 Закона Саратовской области «О земле», предоставлявшая Комитету по управлению имуществом Саратовской области право распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, признана утратившей силу и согласно ст. 10 ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса РФ» от 25.10.2001г. распоряжение земельными участками осуществляется органами местного самоуправления.

В силу ст.33 Устава г. Саратова именно администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Саратовской области.

Установлено, не оспаривается участниками процесса, что схема земельного участка в порядке ч.4 ст.34 ЗК РФ с учетом зонирования территорий утверждена не была. Таким образом, до настоящего времени решение об утверждении схемы либо отказе в утверждении схемы земельного участка по смыслу ст.34 ЗК РФ, органом местного самоуправления не принято, тогда как должно было быть принято не позднее 12.02.2011 г.

Из исследованных в судебном заседании доказательств видно, что администрацией муниципального образования «Город Саратов», не рассмотревшей заявление Агафонова А.М. об утверждении схемы расположения земельного участка, нарушены нормы ст.34 ЗК РФ, в связи с чем, имеет место бездействие органа местного самоуправления, которое является незаконным.

Как следует из п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» установив, что письменное обращение, поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение установленного законом срока, суду следует признать бездействие этого должностного лица незаконным и обязать его рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.

Бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» является незаконным, противоречащим требованиям ст.34 Земельного кодекса РФ, поскольку заявление Агафонова А.М. об утверждении и выдаче схем расположения испрашиваемых земельных участков для размещения автостоянки не рассмотрено в установленный законом срок, схема не утверждена и не выдана заявителю и не принято решение об отказе в утверждении схемы земельных участков, а письмо Комитета по землепользованию градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 18.02.2011 г. при указанных обстоятельствах правового значения для заявителя не имеют, суд находит подлежащим удовлетворению требование заявителя о возложении на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанности по рассмотрению заявления Агафонова А.М., без предрешения существа принятого решения.

С учетом периода нахождения заявления Агафонова А.М. на рассмотрении в администрации муниципального образования «Город Саратов» с 12.01.2011г., суд считает правильным определить срок рассмотрения заявления уполномоченным органом - администрацией муниципального образования « Город Саратов», в течение четырнадцати дней, со дня вступления решения суда в законную силу.

Поскольку заявление Агафонова А.М. от 12.01.2011г. уполномоченным органом - администрацией муниципального образования «Город Саратов» не рассмотрено, действия или решения органа местного самоуправления в отказе удовлетворения заявления Агафонова А.М. не производились, основания отказа в утверждении схемы либо в предоставлении права аренды, указанные в письме Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» от 18.02.2011г. в судебном заседании, предметом рассмотрения настоящего дела не являлись.

        На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по рассмотрению заявления Агафонова А.М. об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление Агафонова А.М. от 12 января 2011 года об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью 3100 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, б/н, для целей не связанных со строительством - размещение автостоянки, в течение четырнадцати дней со дня вступления решения в законную силу.

В остальной части заявления - отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

       Судья: