Дело № 2-2331 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 12 мая 2011 г. г. Саратов. Волжский районный суд г.Саратова в составе председательствующего судьи Егоровой И.А., при секретаре Мясушкиной Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Агафонова А.М., заинтересованные лица администрация муниципального образования «Город Саратов», Комитет по землепользованию и градостроительству администрации МО «Город Саратов», Комитет по архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Саратов», ФГУ « Земельная кадастровая палата» по Саратовской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности утвердить и выдать акт о выборе земельного участка, У С Т А Н О В И Л : Агафонов А.М. обратился в суд с заявлением о возложении на администрацию муниципального образования « Город Саратов» обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка для размещения газозаправочного комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, б/н. В обоснование заявленных требований заявитель указал, что 12.01.2011г. им в Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» было подано заявление о выборе земельного участка для строительства и предварительного согласования места размещения объекта - газозаправочного комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, б/н. 27.01.2011г. Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов» уведомил заявителя о рассмотрении заявления и разъяснил, что орган местного самоуправления в месячный срок со дня подачи заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. После утверждения вышеуказанной схемы комитет вернется к рассмотрению вышеуказанного заявления, о чем заявитель будет уведомлен дополнительно. До настоящего времени администрацией муниципального образования « Город Саратов» не вынесено постановление об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства и предварительного согласования места размещения объекта, заявитель расценивает это как бездействие. Бездействием администрации муниципального образования «Город Саратов» нарушено предоставленное земельным законодательством право заявителя приобретать земельные участки. Заявлением от 05.05.2011г. заявитель увеличил объем требований и просит признать бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» при рассмотрении заявления Агафонова А.М. о выборе земельного участка для строительства и предварительного согласования места размещения объекта; обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» утвердить акт о выборе земельного участка для строительства площадью 1100 кв.м. и предварительно согласовать заявителю место размещения объекта - газозаправочного комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, б/н и приложить утвержденные органом местного самоуправления схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. Агафонов А.М., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Представитель заявителя Бакаенко В.И., действующая на основании доверенности от 04.04.2011г., в судебном заседании поддержала доводы заявителя и просила их удовлетворить в полном объеме. Представители администрации муниципального образования «Город Саратов» Полянский Г.Ю., действующий на основании доверенности от 05.10.2010г. и Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования « Город Саратов » Лужков А.В., действующий на основании доверенности от 15.12.2010г., в судебном заседании возражали против удовлетворения требований, пояснив, что администрация муниципального образования «Город Саратов», получив заявление Агафонова А.М., своевременно направила данное заявление в комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» и к5омитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», где они на сегодняшний день и находятся, в связи с чем у администрации отсутствует возможность принять решение по заявлению. Просили отказать в удовлетворении заявления. Представители заинтересованных лиц - Комитета по архитектуре и градостроительству муниципального образования « Город Саратов», ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Саратовской области, привлеченных судом к участию в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу ч.1 ст. 249 ГПК РФ, обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий ( бездействия ) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на орган и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия ( бездействие). Как следует из п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В силу требований ст. 34 Земельного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: - принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; - уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; - обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения. В соответствии с п. 1 ст. 31 Гражданского кодекса РФ, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты. Согласно п. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Пунктом 5 указанной статьи предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора. В соответствии с пунктом 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Согласно пункту 7 указанной статьи копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения. Таким образом, согласно вышеприведенным нормам результатом рассмотрения органом местного самоуправления заявления гражданина о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта является принятие органом местного самоуправления решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо решения об отказе в размещении объекта. В судебном заседании установлено, что 12.01.2011 г. Агафонов А.М. обратился в Администрацию муниципального образования «Город Саратов» с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании мест размещения газозаправочного комплекса на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, б/н, площадью 1100 кв.м., с приложением утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории. До настоящего времени администрацией муниципального образования «Город Саратов» решение по заявлению Агафонова А.М. от 12.01.2011 г. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения газозаправочного комплекса, не принято, что не отрицалось представителем заинтересованного лица в ходе рассмотрения дела. Уклонение от рассмотрения по существу, в установленный законом срок, обращения Агафонова А.М. от 12.01.2011 г. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения газозаправочного комплекса на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, б/н, площадью 1100 кв.м., по мнению суда является бездействием администрации муниципального образования « Город Саратов», препятствующее реализации права заявителя на выбор земельного участка в порядке, предусмотренном статьей 31 Земельного кодекса РФ. При установленных в судебном заседании обстоятельствах суд находит требования Агафонова А.М.. о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившегося в непринятии в соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ решения по заявлению от 12.01.2011 г. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения газозаправочного комплекса на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, б/н, площадью 1100 кв.м. и возложении на администрацию муниципального образования «Город Саратов» обязанности рассмотреть указанное заявление, подлежащими удовлетворению. Суд считает правильным определить заинтересованному лицу срок для рассмотрения заявления Агафонова А.М. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения газозаправочного комплекса на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, б/н, площадью 1100 кв.м., подлежащими удовлетворению, в течение четырнадцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу. Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя в части возложения на администрацию муниципального образования « Город Саратов» обязанности утвердить акт о выборе земельного участка для строительства площадью 1100 кв.м. и предварительно согласовать заявителю место размещения объекта - газозаправочного комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, б/н и приложить утвержденные органом местного самоуправления схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора, поскольку действующим законодательством правом распоряжения земельными участками, находящимися в муниципальной собственности наделены органы местного самоуправления ( ст. 29 Земельного Кодекса РФ, ст. 4 Закона Саратовской области « О земле », ст. 33 Устава г. Саратова). В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд установив, что письменное обращение поступившее должностному лицу, не рассмотрено в течение предусмотренного законом срока, принимает решение о признании бездействия этого должностного лица незаконным и обязывает рассмотреть обращение заявителя в установленный судом срок, не предрешая сущность решения, которое должно быть принято. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по рассмотрению заявления Агафонова А.М. об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка. Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» рассмотреть заявление Агафонова А.М. от 12 января 2011 года о выборе земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта - газозаправочного комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, б/н, в течение четырнадцати дней со дня вступления решения в законную силу. В остальной части заявления - отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья: