И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Волжский районный суд <адрес> В составе: Председательствующего судьи Юдиной С.В. при секретаре Шишлянниковой М.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мунтян Анны Михайловны, Мунтян Анатолия Анатольевича, Троян Ростислава Викторовича к администрации муниципального образования «Город Саратов», Комитету по управлению имуществом г. Саратова администрации муниципального образования «Город Саратов» о предоставлении жилых помещений, У С Т А Н О В И Л: Истцы обратились в суд с иском к ответчикам, в обосновании которого указали, что истцы, а также Мунтян К.А., 2005 г. рождения, зарегистрированы по адресу: <адрес> двухкомнатной коммунальной квартире, общей площадью 13,6 кв.м. В соответствии с техническим заключением о состоянии основных строительных конструкций здания по адресу: <адрес>, литер «Г» от ноября 2008 года данное здание признано непригодным для проживания, учитывая сверхнормативный срок эксплуатации. Письмом Правительства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ сообщено о производстве подготовки проекта распоряжения администрации муниципального образования «Город Саратов» об отселении физических лиц из аварийного дома. Мунтян А.М. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, и семья Мунтян А.А. состоит на учете в министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства области как многодетная семья. Администрация муниципального образования «Город Саратов» ДД.ММ.ГГГГ вынесла распоряжение № «О мероприятиях по отселению физических лиц из аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, литер «Г». В данном распоряжении на Комитет по управлению имуществом г. Саратова возложена обязанность осуществить мероприятия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма гражданам, проживающим по вышеуказанному адресу на условиях социального найма, в соответствии со ст. 89 ЖК РФ. Считают, что применение нормы данной статьи ущемляет их законные интересы в части площади предоставления жилого помещения, а именно, равнозначной ранее занимаемому помещению. Просили суд при отселении из аварийного жилья обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» и Комитет по управлению имуществом г. Саратова учесть законные интересы их семьи, и предоставить жилые помещения не менее 16 кв.м. на каждого члена семьи, а также предоставить Мунтян А.А. жилое помещение не менее 16 кв.м. на каждого члена семьи, с учетом того факта, что семья Мунтян А.А., состоящая из жены и троих несовершеннолетних детей, параллельно находится на очереди на улучшение жилищных условий как многодетная. Представители 3 лиц комитета по управлению имуществом г. Саратова и Министерства строительства и ЖКХ Саратовской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса. Истица Мунтян А.М. в судебном заседании исковые требования поддержала, дала пояснения, аналогичные обстоятельствам, изложенным в иске. Показала, что ни у одного из членов ее семьи нет в собственности жилого помещения. Жилое помещение, принадлежащее по договору социального найма, является непригодным для проживания. Один сын снимает квартиру, а она со вторым сыном и внучкой проживает в одной комнате. Просила иск удовлетворить в полном объеме. Истец Мунтян А.А. исковые требования поддержал. Показал, что федеральный закон не исключает переселение граждан из аварийного жилья по норме предоставления жилья на одного человека. Просил суд принять во внимание то, что его семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий, стоит на учете, имеет троих детей. Его брат с дочерью, а также его мама, живут обособленно и не являются его семей. Просил иск удовлетворить Истец Троян Р.В. в судебном заседании поддержал пояснения истцов, просил исковые требования удовлетворить. Представитель администрации МО «Город Саратов» в судебном заседании возражала против иска, поддержала доводы, изложенные в письменных возражениях, из содержания которых следует, что Распоряжением администрации МО «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ были установлены мероприятия по отселению физических лиц из жилых помещений по указанному адресу. Права истцов ничем не нарушены, т.к. отсутствует со стороны ответчика незаконное бездействие. Предоставление жилья в данном случае должно осуществляться в соответствии с положениями статьи 89 ЖК РФ, т.е. должно быть равнозначным ранее занимаемому, поскольку отселение из аварийного жилья не связано с улучшением жилищных условий. Просила в иске отказать. Представитель 3 лица администрации Октябрьского района МО «Город Саратов» поддержала доводы представителя администрации МО «Город Саратов», а также письменные возражения на иск, просила в иске отказать. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд находит требования истцов подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям: Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № Определение от ДД.ММ.ГГГГ №). В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции). Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. Как установлено судом, Троян Р.В. является нанимателем 2 комнат в коммунальной квартире <адрес>, расположенной в <адрес> в <адрес>, зарегистрирован по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> с Трояном Р.В. заключен договор социального найма указанного жилого помещения, жилой площадью 13,6 кв.м. Совместно с нанимателем в жилом помещении проживают: его мать - Мунтян А.М. с 1997 г., его брат - Мунтян А.А. с 1997 г., а также несовершеннолетняя племянница - ФИО7. с 2006 г. (л.д. 10, 11, 61-66). Согласно данным технического паспорта жилого <адрес> в <адрес>, выданного МУП «ГБТИ» в 2009 г., указанное домовладение значится объектом собственности муниципального образования на уровне учетной записи со следующими характеристиками: год постройки - 1917, количество этажей - 2. Коммунальная квартира <адрес> в экспликации и плане отсутствует. Как следует из сообщения МУ «ГБТИ», сведения об изменении нумерации квартир в инвентарном деле отсутствуют (л.д. 91-92). Из представленного истцами технического и кадастрового паспорта от 2011 г. видно, что квартира <адрес>, расположенная на 1 этаже, является коммунальной, общей площадью 50,8 кв.м., состоит из 4 жилых комнат, площадью 32,2 кв.м., площадью подсобных помещений 18,6 кв.м. В соответствии с протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 127-133). Распоряжением администрации МО «Город Саратов» № от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию <адрес> МО «Город Саратов» и Комитет по управлению имуществом <адрес> возложена обязанность по осуществлению мероприятий по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма гражданам, проживающим в доме на условиях социального найма, в соответствии со ст. 89 ЖК РФ (л.д. 124). Факт несоответствия состояния дома нормам СНиП подтверждается также техническим заключением о состоянии основных строительных конструкций ООО Институт «иные данные» от 2008 г. ( л.д. 13-31). Следовательно, наличие объективной необходимости по отселению истцов из <адрес> в <адрес>, признанного непригодным для постоянного проживания, установлено в 2009 году. Однако с 2009 года отселение истцов из данного дома не произведено, несмотря на невозможность проживания в жилом помещении. В силу ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции. В порядке ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в, частности, в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Согласно статье 87 Жилищного кодекса РФ, устанавливающей порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием его непригодным для проживания, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. В соответствии с Постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О вопросах предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда, учета, контроля и сохранности освобождаемого муниципального жилищного фонда» решение о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда принимает глава администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в администрации города в качестве нуждающихся в жилых помещениях и гражданам, жилые помещения которым предоставляются администрацией города по решению суда, осуществляет отдел по учету и распределению жилой площади администрации города. Подготовку проектов постановлений о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрациях районов города, гражданам, определенным ст. 59 ЖК РФ, при распределении освободившихся жилых помещений в коммунальных квартирах и гражданам, жилые помещения которым предоставляются в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, осуществляют администрации районов города и предоставляют в установленном порядке их в администрацию города. Согласно Положению о Комитете по управлению имуществом <адрес>, Комитет осуществляет учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда и отдельных категорий граждан (граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и реабилитированных), нуждающихся в жилых помещения или улучшении жилищных условий; участвует в реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного муниципального жилищного фонда; разрабатывает и участвует в реализации долгосрочных и ведомственных целевых программ в рамках полномочий, определенных муниципальными правовыми актами. Таким образом, надлежащим ответчиком по данному делу является администрация МО «Город Саратов», и на Комитет по управлению имуществом МО «Город Саратов» не может быть возложена обязанность по предоставлению жилья истцам. На основании п.п. 1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Из анализа приведенных выше норм следует, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению. Поскольку требование истцами заявлено в период действия норм ЖК РФ, к обязательствам ответчика по предоставлению истцам жилого помещения взамен утраченного, следует применять нормы действующего законодательства, а именно, предусмотренные ст.ст. 87 - 89 ЖК РФ. В соответствии со ст. ст. 86-88 ЖК РФ и толкованием данных норм в Постановлении Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, предусмотренным ст.ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ). Истцы и члены их семьи не имеют в пользовании и в собственности никакого другого жилого помещения, нуждаются в получении жилого помещения (л.д. 94-120). Непригодность для проживания указанного дома ответчиками не оспаривается. Кроме того, судом установлено, что вопрос о предоставлении жилого помещения истцам не решен до настоящего времени, что подтверждено участниками процесса, представленными материалами дела, исследованными в ходе судебного разбирательства - перепиской о невозможности расселения и предоставления благоустроенного жилья (л.д. 35-60). Из материалов гражданского дела, в частности, договора социального найма, справки с места жительства следует, что у истцов в пользовании находятся две комнаты в коммунальной квартире, общей площадью 13,6 кв.м. Поскольку <адрес> по техническому паспорту от 2009 г. идентична <адрес> по техническому паспорту от 2011 г., что не оспаривается истцами, суд находит, что во внимание должны быть приняты площади <адрес>, поскольку истцами не представлены доказательства получения разрешения на перепланировку квартиры, в результате которой увеличилась общая площадь квартиры с 47,5 кв.м. до 50,8 кв.м., площадь жилых помещений уменьшилась с 34,1 кв.м. до 32,2 кв.м., увеличилась площадь вспомогательных помещений с 13,6 кв.м. до 18,6 кв.м., а также изменилось место положение кухни: по плану 2009 г. - помещение №, площадью 5,7 кв.м., а по плану 2011 г., сделанному по заказу истцов - помещение №, площадью 7,3 кв.м. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцам должно быть предоставлено равноценное ранее занимаемому благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 19,4 кв.м. (13,6 кв.м. - площадь жилых комнат + 3,8 кв.м. - доля площади мест общего пользования коммунальной квартиры, приходящаяся на жилые помещения, занимаемые истцами и членами их семьи (13,6 кв.м. х 13,4 кв.м./ 47,5 кв.м.), состоящее из двух жилых комнат. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Трояну Ростиславу Викторовичу по договору социального найма на состав семьи из четырех человек (Троян Р.В., Мунтян А.М, Мунтян А.А., Мунтян К.А.) благоустроенное жилое помещение в черте <адрес>, общей площадью не менее 19,4 кв.м., состоящее из двух жилых комнат. В остальной части иска - отказать. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд. Текст решения изготовлен компьютерным способом в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ Судья С.В. ЮДИНА