Дело № 2-2032/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 мая 2011 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Ефимкиной Ю.В., при секретаре Беловой Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Храмовой Ольги Викторовны, Храмова Богдана Владимировича к администрации муниципального образования «Город Саратов», третьи лица - администрация <адрес> муниципального образования «Город Саратов», комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов» о признании бездействия незаконным, предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : Храмова О.В., Храмов Б.В. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Саратов», мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ они приобрели собственность жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>ёвская, 17 <адрес>, общей площадью 25,8 кв. м. По данному адресу истцы зарегистрированы с апреля 2001 года. ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес>ёвской сгорел. В данный момент истцы проживают по месту регистрации (в сгоревшем доме). На основании акта от ДД.ММ.ГГГГ № межведомственная комиссия по признанию жилых помещений непригодными к проживанию и подлежащими сносу ДД.ММ.ГГГГ вынесла распоряжение №-р «О мероприятиях по отселению физических лиц из жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>ёвская, <адрес> (лит. А)». Иного жилого помещения Храмова О.В. и Храмов Б.В. не имеют согласно выписке УФРС области. Истцы обращались с заявлениями в администрацию муниципального образования «Город Саратов», администрацию <адрес> муниципального образования «Город Саратов» по вопросу предоставления им жилого помещения. Однако по результатам его рассмотрения администрациями было сообщено, что в настоящее время предоставить жилое помещение не имеется возможности, ввиду отсутствия свободного жилого фонда, предложено встать на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и ожидать предоставления жилья в порядке очерёдности. Аналогичный ответ по данному вопросу был также предоставлен администрацией района и в прокуратуру района. В связи с чем до настоящего времени органом местного самоуправления не исполнены обязательства по обеспечению жилым помещением вне очереди жилым благоустроенным помещением. Вместе с тем в силу статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жильё должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жильё указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Иное толкование приведённых выше положений статьи 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очерёдности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и неподлежащими ремонту или реконструкции. Таким образом, в результате бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов» Храмовой О.В. и Храмову Б.В. до настоящего времени не предоставлено для постоянного проживания благоустроенное жилое помещение, перспективы по его предоставлению неизвестны, что является нарушением прав истцов на жилище, гарантированное Конституцией РФ. Просят суд признать бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов» по не предоставлению Храмовой О.В. и Храмову Б.В. внеочередного благоустроенного жилого помещения незаконным; обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Храмовой О.В. и Храмову Б.В. вне очереди благоустроенное жилое помещение и черте г. Саратова площадью не менее 25,8 кв. м. В судебном заседании истец Храмова О.В. поддержала исковые требования в полном объеме. Храмов Б.В. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие. Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что действующим жилищным законодательством не предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по обеспечению жилыми помещениями граждан, жилые помещения которых принадлежат им на праве собственности.Учитывая, что <адрес> находится в собственности истцов, у истцов отсутствует право на получение нового жилого помещения взамен указанной квартиры, и, следовательно, отсутствует правовое основание для понуждения администрации муниципального образования «Город Саратов», как органа местного самоуправления, предоставить им жилое помещение. Как следует из материалов дела, решением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № жилой <адрес> был признан непригодным к дальнейшему проживанию. Вопросы признания помещения, находящегося в собственности граждан, в многоквартирном доме, непригодным для проживания, а дома аварийным, регулируются Жилищным кодексом РФ (глава 5), постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и пунктами 20-23 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ». ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации МО «Город Саратов» №-р были установлены мероприятия по отселению физических лиц из жилых помещений по указанному адресу. Данным распоряжением (п. 1) на собственников помещений, расположенных в указанном доме возложена обязанность по отселению из занимаемых помещений в течение трех месяцев и производстве сноса указанного дома до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, действия администрации муниципального образования «Город Саратов» полностью соответствовали и соответствуют нормам законодательства. Обстоятельства, подтверждающие незаконность бездействия администрации <адрес> муниципального образования «Город Саратов», администрации муниципального образования «Город Саратов» истцами не представлены. Также истцам для решения вопроса предоставления жилого помещения маневренного жилищного фонда в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, утвержденного решением Саратовской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, было предложено обратиться в комитет по управлению имуществом <адрес> с целью принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Однако в материалах дела отсутствуют сведения об обращении с целью постановки истцов на учет как нуждающихся в жилом помещении. Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. Только в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. Только в случае не выполнения собственниками жилых помещений указанных мероприятии в установленные распоряжением сроки, вступает в действие механизм изъятия земельного участка в соответствии со ст. 32 ЖК РФ со всеми предусмотренными законом процедурами (принятия уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка, регистрация данного решения, уведомление собственников и т.д.). Аналогичное положение также закреплено и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», а именно: в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленные им сроки не осуществили снос дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен данный дом, для муниципальных нужд, и соответственно об изъятии жилых помещений путем выкупа, за исключением муниципальных жилых помещений.При этом законодательством не предусмотрены какие-либо сроки по принятию уполномоченным органом решения об изъятии земельного участка в порядке ст. 32 ЖК РФ. Суд не вправе обязать органы государственной власти или органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ, а также п. 20 указанного Постановления следует, что предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения взамен изымаемого, суд не может обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение. Таким образом, в соответствии с действующим жилищным законодательством на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями собственников аварийного дома. Представитель третьего лица администрации <адрес> муниципального образования «Город Саратов» возражал против удовлетворения требований по основаниям, изложенным представителем ответчика. Представитель третьего лица комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Саратов в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О). В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человека места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище. Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции). Из конституционных норм, реализуемых с учетом норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких находящихся вне сферы контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно. Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении. При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения. В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ Храмова О.В. и Храмов Б.В. являются собственниками по 1/2 доле <адрес> в <адрес>, общей площадью 25,8 кв. м, жилой площадью 15,1 кв. м, состоящей из одной жилой комнаты, что подтверждается договором купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-11), свидетельствами о государственной регистрации права (л.д. 8-9). Как следует из паспортов Храмовой О.В. и Храмова Б.В., они зарегистрированы в указанной квартире с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-16). Данное обстоятельство также подтверждается справкой администрацией <адрес> муниципального образования «Город Саратов» (л.д. 17). ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в <адрес> произошел пожар. В результате пожара сгорела кровля дома на площади 200 кв. м, повреждены жилые квартиры дома, пролиты водой стены, потолки, что подтверждается справкой отдела Государственного пожарного надзора по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6), пояснениями истца, и не отрицается представителем ответчика. Согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № о признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, созданной постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №А (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ №) жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным, а квартиры в нем, в том числе <адрес> непригодной для постоянного проживания, поскольку после произошедшего пожара строительные конструкции находятся в аварийном состоянии с общим физическим износом 80%. Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (литер А) установлены мероприятия по отселению жильцов из указанного дома (л.д. 56-60). В соответствии с ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилье по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции. Согласно ч. 3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания. В соответствии с п.п. 1,2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. В соответствии с ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Согласно ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Обстоятельства, с которыми суд связывает обязанность ответчика предоставить истцам вне очереди жилое помещение, возникли в 2009 года - пожар, уничтоживший многоквартирный жилой <адрес> в <адрес>, отсутствие у истцов иного жилья на праве собственности и по договору найма, что подтверждается справками управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии, муниципального унитарного предприятия «Городское бюро технической инвентаризации», в связи с чем, нуждаются в жилом помещении, Храмова О.В. имеет среднемесячный доход в размере 5608 руб., Храмов Б.В. является студентом очной формы обучения Техникума отраслевых технологий и финансов ГОУ ВПО «Саратовский государственный социально-экономический университет», иных доходов не имеют. Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, являющихся собственниками квартир в доме, подлежащем сносу, и факт изъятия земельного участка, являющихся в силу ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации основанием для последующего изъятия жилых помещений в доме, подлежащем сносу, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного истцом требования о внеочередном предоставлении жилого помещения взамен утраченного в результате пожара, поскольку бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилого фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, непригодном для проживания, не лишает граждан права требовать защиты их прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения. По этим основаниям не имеет правового значения для истца по данному делу принятие ДД.ММ.ГГГГ распоряжения №-р «О мероприятиях по отселению физических лиц из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>» (л.д. 56-57), в том числе о сроках сноса дома, поскольку в судебном заседании бесспорно установлено, что дом сгорел полностью, а истцы в силу вышеприведенных норм законодательства имеют право на защиту своего права путем предоставления другого жилого помещения. Таким образом, в судебном заседании установлено, что истцы имеют право на внеочередное предоставление жилья, однако жилое помещение им не представлено до настоящего времени. На основании ст. 255 ГПК РФ к действиям (бездействиям) органов государственной власти, должность оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные действия (бездействия) в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. В соответствии с п. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод. Определяя надлежащего ответчика по делу - администрацию муниципального образования «Город Саратов» суд исходит из положений Жилищного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение о сносе такого дома. При решении вопроса о размере предоставляемого истцам жилого помещения суд учитывает, что согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствам о государственной регистрации права, выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, Храмова О.В. и Храмов Б.В. являются собственниками <адрес> в <адрес> общей площадью 25,8 кв. м, жилой площадью 15,1 кв. м, состоящей из одной комнаты площадью 15,1 кв. м, кухни - 10,7 кв. м. Данные обстоятельства также подтверждаются планом квартиры, составленным муниципальным унитарным предприятием «Городское бюро технической экспертизы» (л.д. 14). При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что истцу должно быть предоставлено равноценное жилое помещение, общей площадью не менее 25,8 кв. м, состоящее из жилой комнаты не менее 15,1 кв. м. Доводы представителей ответчика и 3-го лица о том, что суд не вправе обязать органы местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, суд находит не основанными на вышеуказанных нормах закона и во внимание не принимает. Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о признании <адрес> непригодным для проживания принималось в установленном жилищном законодательством порядке. В распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ №-р (л.д. 56-57) о мероприятиях по отселению физических лиц из вышеуказанного жилого дома, указан литер «А». Вместе с тем, в соответствии с заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № признан непригодным для проживания <адрес>, в том числе <адрес>, принадлежащая истцам, без указания литеров. В связи с чем, суд приходит к выводу, что именно <адрес>, в котором находится квартира истцов, признан непригодным для проживания, в связи с чем, истцы имеет право на получение жилого помещения. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ответчиком не представлено ни одного доказательства в опровержение исследованных судом обстоятельств. На основании вышеизложенного, бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в не предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения, является незаконным. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившиеся в не предоставлении Храмовой Ольге Викторовне, Храмову Богдану Владимировичу внеочередного благоустроенного жилого помещения незаконным. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме. Судья Ю.В. ЕфимкинаОбязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» предоставить Храмовой Ольге Викторовне, Храмову Богдану Владимировичу благоустроенное жилое помещение в черте города Саратова, общей площадью не менее 25,8 квадратных метров, состоящее из одной жилой комнаты.