взыскание задолженности по налогу на имущество



       Дело № 2- 1638/11

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

16 июня 2011 года                      г. Саратов

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Бжезовской И.В.,

с участием адвокат Андроновой Т.А.,

при секретаре Беловой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Саратовской области к Тарасов В.М., третье лицо Саратовский филиал ФГУП «иные данные» Марксовское отделение о взыскании задолженности по налогу на имущество,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель истца обратился в суд с иском, в обоснование которого указала, что Представитель истца, действуя на основании доверенности, обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что налогоплательщик Тарасов В.М. имеет в собственности недвижимое имущество. Межрайонная ИФНС России № 11 по Саратовской области в соответствии с действующим законодательством в срок было направлено налогоплательщику почтой налоговое уведомление № 162363т о необходимости уплаты за 2010 год налога на имущество в сумме 91 355 руб. 67 коп. 20.11.2010 г. Тарасову В.М. произведен перерасчет по налогу за 2010 г. и уменьшено на 9135 руб. 57 коп. В связи с чем 29.11.2010 года инспекцией была выявлена недоимка в размере 91 355 руб. 67 коп., о чем был составлен соответствующий документ за № 74765. Налогоплательщику было направлено почтой требование № 32480 от 29.11.2010 года об уплате налога за 2010 г. по сроку исполнения не позднее 10 дней с момента получения. Указанное требование в добровольном порядке налогоплательщик не исполнил в полном объеме. На основании изложенного, представитель истца просит взыскать с Тарасова В.М. недоимки по налогу на имущество в сумме 82 220 руб. 10 коп., пени по налогу на имущество в сумме 6 517 руб. 45 коп. за каждый день просрочки платежа.

В ходе рассмотрения дела представитель истца в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнила исковые требования, согласно которым указывает, что с учетом того, что Тарасов В.М. с 09.09.2011 г. является пенсионером по возрасту, то ему был уменьшен налог на имущество за 2010 г. в сумме 27 406 руб. 70 коп. В соответствии с указанными требованиями, представитель истца просит взыскать с Тарасова В.М. задолженность по налогу на имущество с физических лиц и пени за 2010 год в общей сумме 60 950 руб. 25 коп., из них налог -54 813 руб. 40 коп., пени в сумме 6 136 руб. 85 коп. (л.д. 24-25).

Также в ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечен Саратовский филиал ФГУП «иные данные» Марксовское отделение.

В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования с учетом уточнения иска, дав пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Ответчик Тарасов В.М. и его представитель в судебном заседании иск не признали, считают, что налоговым органом при исчислении налога неверно применена налоговая база, исходя, из которой рассчитана сумма недоимки. При этом не оспаривали, что налог на имущество не уплачен до настоящего времени.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 1 НК РФ установлено, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные, указанное разделение установлено ст. 12 НК РФ.

Налог на имущество физических лиц, статьей 15 НК РФ отнесен к местным налогам.

Согласно ст. 17 НК РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и сроки уплаты налога.

Статьей 38 настоящего кодекса установлено, что объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи (часть 1).

Из части второй приведенной статьи следует, что под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов и налоговых агентов.

На основании ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Согласно ст. 2 Закона «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 г. № 2003-1 объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: иное строение, помещение и сооружение (пункт 6).

Статей 3 названного Закона установлено, что ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.

В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В судебном заседании установлено, что Тарасов В.М. является плательщиком налога на доходы физических лиц.

В судебном заседании установлено, что Тарасову В.М. на праве собственности принадлежит сооружение причала сыпучих материалов, протяженностью 222 пог.м., назначение: другие сооружения, протяженностью 222 пог.м., инвентарный номер , лит. 1, расположенный по адресу: <адрес>, примерно в 150 м от жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, по направлению к северо - запад (л.д. 55).

Налоговым уведомлением № 162363 от 13.06.2010 г. налогоплательщику Тарасову В.М. указано на обязанность по уплате налога на имущество физических лиц за налоговый период 2010 год, в соответствии с которым объектом налогообложения является сооружение причала сыпучих материалов, протяженностью 222 пог.м., расположенный по адресу: <адрес>, примерно в 150 м от жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, по направлению к северо - запад (л.д. 8-10). Также в указанном уведомлении приведен расчет налоговой базы, из которого следует, что при его расчете стоимость налоговой базы равна 18 271 133 руб., а применяемая налоговая ставка составляла 0,5 %, количество месяцев за которые производился расчет составляет 12. По результатам данного расчета размер налога составил 91 355 руб. 67 коп.

Требованием № 32480 об уплате налога, пени от 29.11.2010 года ответчик был извещен о необходимости оплаты налога в приведенном размере и пени в сумме 6 517 руб. 45 коп., срок оплаты был установлен до 17.12.2010 г. (л.д. 6).

Как следует из уточненного искового заявления, истцом произведен перерасчет размера налога, на основании положений пункта 2 статьи 4 ФЗ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 г. № 2003-1.

Установлено, что с 09.09.2011 г. Тарасов В.М. является пенсионером по возрасту.

Так п. 2 ст. 4 Федерального закона «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 г. № 2003-1 налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации.

В связи с чем, налоговым органом произведен перерасчет, количество месяцев уменьшено до 8, и сумма налога, согласно расчету, представленному истцом составил 54 813 руб. 40 коп., пени 6 136 руб. 85 коп. (л.д. 25).

До настоящего времени ответчиком не производилась уплата налога на указанное имущество за 2010 г., не исполнено требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Саратовской области.

Ответчик возражает против размера инвентарной стоимости объекта на который исчислен налог, считает, что стоимость объекта права равна 3 256 958 руб., в подтверждение чего ссылается на справку Саратовского филиала ФГУП «иные данные» от 12.04.2011 г. (л.д. 46).

Устанавливая размер налога за налоговый период 2010 год на объект налогообложения - сооружение причала сыпучих материалов, протяженностью 222 пог.м., расположенный по адресу: <адрес>, примерно в 150 м от жилого дома, находящегося по адресу: <адрес>, ул<адрес>, по направлению к северо - запад, принадлежащий Тарасову В.М. суд исходит из следующего.

В статье 38 НК РФ, приведено понятие объекта налогообложения - имущества, согласно которого, под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Налоговые обязательства, возникают, обычно, после вступления гражданина в гражданские правоотношения. Исходя из обычаев делового оборота, налоговые обязательства основываются на гражданско-правовых отношениях и находятся в непосредственной взаимосвязи.

В подтверждение указанного суждения, в пункте 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в соответствующей отрасли законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

В ст. 210 ГК РФ делается акцент на те расходы, которые должен нести собственник в отношении, принадлежащего ему имущества. Данная норма акцентирует внимание на том, что помимо наличия у собственника указанных в ст. 209 ГК РФ прав, на него возлагаются и обязанности по содержанию принадлежащего ему имущества.

Таким образом, с конкретным объемом, принадлежащего лицу имущества, законодатель связывает наступление обязанности по его содержанию, в том числе уплате, предусмотренных законом налогов, соразмерно именно тому размеру имущества, которое принадлежит гражданину.

Статей 3 Закона «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.1991 г. № 2003-1 установлено, что ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.

Решением Совета Зоринского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области от 16.11.2010 г. № 36/115 «Об установлении ставок налогов на имущество физических лиц» на строения, помещения и сооружения в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости установлены следующие ставки для имущества, стоимость которого составляет свыше 500 тыс. руб. - 0,45 %. Указанное решение распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2010 г.

Таким образом, налоговая база и ставка налога устанавливаются в зависимости от инвентаризационной стоимости объекта налогообложения.

В ответ на запрос суда, Марксовское отделение Саратовского филиала ФГУП «иные данные» сообщает, что инвентаризационная стоимость объекта, расположенного по адресу: <адрес>, примерно в 150 м. от жилого дома, находящегося по адресу: <адрес> по направлению на северо-запад для размещения причала сыпучих материалов по состоянию на 01.01.2010 г. составила 18 271 133 руб. (л.д. 67).

Статьей 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" установлено, что налог исчисляется на основании данных об инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

Поскольку налоговый период предъявлен налоговым органом за 2010 г. следовательно, стоимость объекта рассчитывается по состоянию на 01.01.2010 г. и составляет 18 271 133 руб. Саратовский филиал ФГУП «иные данные» является полномочной организаций по установлению инвентарной стоимости объекта. Стоимость имущества принадлежащего ответчика, составляет более 500 000 руб., соответственно в силу Решения Совета Зоринского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области от 16.11.2010 г. № 36/115 при расчете размера налога подлежит применению ставка - 0,45 %.

Таким образом, расчет налога, подлежащего уплате Тарасовым В.М. на имущество, расположенное по адресу: <адрес>, примерно в 150 м. от жилого дома, находящегося по адресу: <адрес> по направлению на северо-запад является следующим:

18 271 133 руб. (налоговая база) х 0,45 % (ставка) : 12 (год) х 8 месяцев (количество месяцев налогового периода, за который производится расчет) = 54 813 руб. 34 коп.

Указанная сумма налога за налоговый период 2010 г. подлежит взысканию с ответчика.

Несостоятельна ссылка ответчика как на доказательство иной инвентарной стоимости на справку Саратовского филиала ФГУП «иные данные» от 12.04.2011 г. и технический паспорт объекта, в которых установлена инвентарная стоимость объекта в размере 3 256 958 руб. (л.д. 46-57), поскольку указанная стоимость установлена по результатам технической инвентаризации, произведенной 16.04.2011 г. Тогда как налоговый период, предъявленный ко взысканию - 2010 г., и стоимость объекта при расчете налога в силу требований налогового законодательства применяется по состоянию на 01.01.2010 г. Уполномоченный орган представил как суду, так и в налоговый орган доказательства о стоимости объекта налогообложения по стоянию на 01.01.2010 г., которая являлась равной 18 271 133 руб.

Также, на запрос суда ГУП «Сартехинвентаризация» сообщает, что расчет инвентаризационной стоимости объекта сооружения причала сыпучих материалов, расположенного по адресу: <адрес>, примерно в 150 м от жилого дома, находящегося по адресу: <адрес> по направлению на северо-запад должно производиться по «Сборнику № 20 укрупненных показателей восстановительной стоимости морских и речных портовых, судоходных и судостроительных сооружений и зданий для переоценки основных фондов».Для определения инвентаризационной стоимости подобного рода сооружений применяются таблицы: № 54, № 56, № 64 или № 190 вышеуказанного сборника № 20.

Выбор таблицы зависит от описания конструктивных элементов сооружения (л.д. 78).

Как следует из технического паспорта объекта от 09.07.2004 г. объект соответствует таблице № 190 из Сборника № 20, при этом имеет следующие конструктивные элементы: Верхнее железобетонное строение; железобетонное свайное основание; металлический шпунт; песчаная засыпка под плиту ростверка.

Из Сборника № 20 укрупненных показателей восстановительной стоимости морских и речных портовых, судоходных и судостроительных сооружений и зданий для переоценки основных фондов, следует, что к Таблице № 190 относятся объекты имеющие следующие конструктивные элементы: верхнее железобетонное строение; железобетонное свайное основание; металлический шпунт; песчаная засыпка под плиту ростверка.

При сравнении характеристик конструктивных элементов сооружения, отраженных в техническом паспорте и Таблице № 190, следует, что исходя из конструктивных элементов сооружения причала сыпучих материалов, расположенного по адресу: <адрес>, примерно в 150 м от жилого дома, находящегося по адресу: <адрес> по направлению на северо-запад должна применяться Таблица № 190 Сборника № 20.

Как следует из ответа БТИ, а также подтверждается показаниями ответчика, инвентаризация объекта после 2004 г. им не производилась.

Соответственно, с учетом того, что техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, переустройство, разрушение, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации, как установлено Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" (вместе с "Положением об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства"), то орган технической инвентаризации, исходя из площади объекта 222,23 и стоимости единицы, применил указанную таблицу № 190 и получил инвентарную стоимость имущества в сумме 18 271 133 руб.

Действительно в техническом паспорте указанного объекта от 16.04.2011 г. перечень конструктивных элементов существенно отличается от ранее произведенной инвентаризации и соответствует таблице № 64 Сборника № 20 (л.д. 99), по которому применяется меньшая стоимость единицы. Однако Таблица № 64 содержит перечень конструктивных элементов, которые не соответствуют сведениям, отраженным в Паспорте БТИ от 2004 г., что свидетельствует о том, что объект мог быть видоизменен.

Однако вновь произведенная ответчиком инвентаризация объекта налогообложения состоялась в апреле 2011 года и не может свидетельствовать о конструктивных элементах и состоянии объекта на 01.01.2010 г.

Таким образом, суд приходит к выводу, что налоговым органом обоснованно в качестве налоговой базы применена инвентарная стоимость объекта, представленная уполномоченной организацией технической инвентаризации, по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 18 271 133 руб.

Также суд находит подлежащими частичному удовлетворению требования истца о взыскании пени исходя из следующего расчета.

Пунктом 9 ст. 5 Закон РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (в редакции, действующей на момент возникновения обязанности по уплате налога) уплата налога производится владельцами равными долями в два срока - не позднее 15 сентября и 15 ноября. Суд применяет редакцию Закона, действующую до вступления в законную силу Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, поскольку в соответствии со ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Соответственно положения нового закона, подлежа применению на следующий после 2010 г. налоговый период.

Следовательно, Тарасов В.М. в срок до 15.09.2010 г. должен был уплатить 27 406 руб. 67 коп. (1/2 от общей суммы налога); а в срок до 15.11.2010 г. 27 406 руб. 67 коп. (1/2 от общей суммы налога).

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главой 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Расчет неустойки следующий:

С 16.09.2010 г. по 15.11.2010 г. (27 406 руб. 67 коп. х 61 день х (1/300 от 7,75 %) = 431 руб. 83 коп.

С 16.11.2010 г. по 29.11.2010 г. (54 813 руб. 34 коп. х 14 дней х (1/300 от 7,75 %) = 198 руб. 22 коп. Всего размер пени, с учетом заявленного истцом периода, составляет 630 руб. 05 коп.

В остальной части во взыскании пени истцу необходимо отказать, поскольку расчет пени произведен неверно, применен размер налога исчисленные до перерасчета, а также допущена ошибка в периоде.

Срок, установленный ч. 2 ст. 48 НК РФ, в данном случае налоговым органом соблюден.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае государственная пошлина зачисляется в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку исковые требования МРИ ФНС России № 8 по Саратовской области удовлетворены, а истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, то в соответствии со ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 НК РФ с ответчика в пользу государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с Тарасов В.М. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Саратовской области налог на имущество в сумме 54 813 руб. 34 коп., пени 630 руб. 05 коп., а всего 55 443 (пятьдесят пять тысяч четыреста сорок три) руб. 39 коп.

Взыскать с Тарасов В.М. в доход государства государственную пошлину в сумме 1 863 (одна тысяча восемьсот шестьдесят три) руб. 30 коп.

В удовлетворении остальной части требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 11 по Саратовской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней.

Судья                                                                  И.В. Бжезовская