о взыскании стоимости товара, о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, судебных расходов



Дело № 2-2465/2011 г.

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июня 2011 г.                                                                     г. Саратов.

Волжский районный суд г. Саратова в составе:

Председательствующего судьи Шамаиловой О.В.

При секретаре ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Саратове дело по иску     Бичуриной Марии Павловны к ФИО5 о взыскании стоимости товара, о взыскании неустойки, компенсации морального вреда, судебных расходов

УСТАНОВИЛ

Истец обратилась в суд с иском о возврате стоимости товара в размере 29990 руб., пени в размере 29990 руб., стоимости экспертного исследования в размере 1768 руб., стоимости услуг представителя в размере 10000 руб., компенсации морального вреда в размере 30 000 руб. Свои требования истец мотивирует тем, что 02 июля 2010 года у ответчика истцом был приобретен сотовый телефон стоимостью 29990 руб. В процессе эксплуатации мобильного телефона был обнаружен дефект не связанных с эксплуатацией телефона. 01.11.2010 года истец обратился к ответчику с требованием о возврате стоимости товара, однако до настоящего времени требования истца не выполнены.

В ходе судебного разбирательства представитель истца поддержала исковые требования в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание не явился, о дне и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом (л.д. ), о причинах неявки суду не сообщил, не ходатайствовал об отложении рассмотрения дела.

Суд с учетом мнения представителя истца считает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика в порядке заочного судопроизводства.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ.

В ходе судебного разбирательства были установлены следующие обстоятельства по делу.

02 июля 2010 года между истцом с одной стороны и ответчиком с другой стороны был заключен договор купли - продажи телефона модели иные данные, стоимостью 29990 руб., что подтверждается кассовым чеком от 02 июля 2010 года ( л.д. ) и гарантийным талоном (л.д.).

В соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей» потребителем является - гражданин, имеющий намерение приобрести либо приобретающий или использующий товары исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Таким образом, рассматривая правоотношений между сторонами, суд признает данные правоотношения, как правоотношения между потребителем и продавцом соответственно, поскольку истцом был приобретен товар для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

В связи с чем, правоотношения сторон по купли - продажи телефона регулируются нормами выше названного Федерального Закона.

В соответствии со ст. 4 ФЗ «О защите прав потребителей», продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору, и пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.

В соответствии со ст. 18 Закона «О защите прав потребителей», потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

обнаружение существенного недостатка товара;

нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;

невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации.

Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Согласно ст. 19 выше названного закона, потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

Продолжительность срока годности товара должна соответствовать обязательным требованиям к безопасности товара.

В случаях, когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю) требования, предусмотренные статьей 18 настоящего Закона, если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Требования потребителя о соразмерном уменьшении покупной цены товара, возмещении расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом, возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо предоставления ненадлежащей информации о товаре, подлежат удовлетворению продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования, исходя из положений ст. 22 Федерального закона «о защите прав потребителей».

Согласно ст. 23 закона, за нарушение предусмотренных статьями 20,21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара.

Цена товара определяется, исходя из его цены, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

Установлено, что приобретенный истцом товар не относится к перечню технически сложных товаров, что усматривается из ответа эксперта ФИО3 (л.д. ), сертификата соответствия (л.д. ), согласно которого указанный выше товар относится к абонентской радиостанции стандартов иные данные.

Согласно экспертного исследования в телефоне иные данные, имеется дефект, заключающийся в отсутствии звука при входящем звонке, прослушивании музыки в медиа -плеере и невозможности эксплуатировать телефон по прямому назначению. Выявленный дефект телефона является следствием скрытого производственного дефекта, проявившегося в процессе эксплуатации телефона (л.д. ).

Таким образом, в ходе судебного разбирательства было установлено, что товар, приобретенный потребителем истцом является товаром ненадлежащего качества и в силу имеющихся у него недостатков не может быть использован потребителем по его прямому назначению.

В свою очередь, истец в связи с продажей товара ненадлежащего качества обратился к ответчику 01.11.2010 года, с претензией, предъявив требование о расторжении договора купли - продажи и возврата стоимости товара в размере 29990 руб. (л.д. ).

Между тем, ответчик в добровольном порядке не исполнил требования истца и не возвратил последнему стоимость товара, не расторгнув при этом договор купли - продажи.

Требования потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы вследствие продажи товара ненадлежащего качества подлежат удовлетворению продавцом в течение       10 дней со дня предъявления соответствующего требования, исходя из требований ст. 22 выше названного Федерального Закона.

Таким образом, оценив в совокупности представленные в суд доказательства в силу положений ст. 67 ГПК РФ, а также с учетом того, что ответчиком в опровержении установленных судом обстоятельств не были представлены в силу положений ст. ст. 56,57 ГПК РФ доказательства, суд считает возможным возвратив истцу уплаченную за товар денежную сумму в размере 29990 руб.

Кроме того, требования истца о взыскании неустойки подлежат удовлетворению в части и в силу положений ст. 22 Федерального закона «О защите прав потребителей» подлежат исчислению с 11 ноября 2010 года (дата принятия претензии ответчиком 01.11.2010 года). Расчет пени за период с 11.11.2010 года по 29.06.2011 года следующий: 29990 руб. х1%х231 (день)=69276 руб. 90 коп.

Между тем, согласно ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

Поскольку, указанная выше неустойка в размере 69276 руб. 90 коп. явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, с учетом периода неисполнения обязательств, то суд считает необходимым снизить размер неустойки до 10000 руб.

Согласно ст. 15 выше приведенного закона, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

В свою очередь, при определении размера компенсации морального вреда суд исходил из положений ст. ст. 1100-1101 ГК РФ. При этом, суд учитывал степень нравственных страданий истца, тот факт, что истец обращался к ответчику с просьбой в добровольном порядке урегулировать спор, тратя свое личное время и средства и не получив никакого результата вынужден был обратиться за защитой своего права в суд. Кроме того, в связи с отсутствием телефона истец не могла удовлетворять свои потребности, на которые она рассчитывала при заключении договора с ответчиком, период неисполнения требования истца со стороны ответчика имел значительный временной период и это непосредственно сказывалось на нравственных страданиях истца.

При таких обстоятельствах, и исходя из разумности и справедливости, суд считает, что в счет компенсации морального вреда с ответчика в пользу истца подлежит взысканию денежная сумма в размере 5000 руб.

Согласно ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в пользу истца судебные расходы, связанные с оплатой экспертизы, в размере 1728 руб. 40 коп.

Требования истца о взыскании с ответчика судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя в размере 10000 руб. подлежат удовлетворению в полном объеме в соответствии со ст. ст. 88,94,100 ГПК РФ.

Суд, при взыскании данных расходов в размере 10000 руб., исходил из предела разумности, учитывая при этом, качество оказанных представителем истца юридических услуг в силу доверенности и заключенного с истцом договора на оказание юридической помощи, количества участия в судебных заседаниях.

Также, в силу положений ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в доход государства государственная пошлина в размере 1599 руб. 70 коп.

В соответствии с ч.6 ст. 13 выше названного Федерального Закона, при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

С учетом требований закона подлежит взысканию с ответчика штраф в размере 22495 руб. в доход муниципального образования за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,                                                    

РЕШИЛ

Взыскать с ФИО6 в пользу Бичуриной Марии Павловны стоимость товара в размере 29990 руб., неустойку в размере 10000 руб. 00 коп., компенсацию морального вреда 5000руб., судебные расходы в размере 11728 руб. 40 коп., а всего денежную сумму в размере 56718 руб. 40 коп. (пятьдесят шесть тысяч семьсот восемнадцать руб.).

Взыскать с ФИО7 государственную пошлину в доход государства в размере 1599 руб.70 коп.

Взыскать с ФИО8 штраф в размере 22495 руб. в доход муниципального образования.

В остальной части иска Бичуриной М.П. - отказать.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения копии этого решения.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд, через Волжский районный суд г. Саратова, в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиками заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                                                        О.В. Шамаилова