Решение Именем Российской Федерации 29 июня 2011 года г. Саратов Волжский районный суд г. Саратова в составе: председательствующего судьи Бжезовской И.В. при секретаре Беловой Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пегова А.П. о признании незаконными бездействия, действий администрации муниципального образования «Город Саратов», комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», заинтересованное лицо администрация Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов», установил : Пегов А.П. обратился в суд с указанным заявлением, в обоснование которого указал, что 05 мая 2011 года он обратился в Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» с заявлением установленного образца на имя П. и Г. о подготовке градостроительного плана. Ответственный работник Комитета по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов», в чьи функции входит работа исключительно с аналогичными заявлениями, заявил, что Пегов А.П. может не рассчитывать на получение градостроительного плана, так как индивидуальный дом Пегова А.П. оказался в зоне застройки средней этажности. Заявитель указывает, что, по мнению данного работника наличие данной зоны исключает возможность реконструкции жилого дома без проведения публичных слушаний, так как именно соседние землепользователи должны принять решение разрешить или нет реконструкции жилого дома, построенного до 1917 года. Работник комитета попросил весь пакет документов, прилагаемых к заявлению, приложить в виде отдельной папки, поместив каждый документ в отдельный файл, чтобы исключить потери документов. Так как часть документов Пегов А.П. прилагал в подлинниках, он настаивал на проставлении отметки на втором экземпляре заявления. После этого Пегов А.П. был направлен в кабинет №, где также отказались поставить отметку о приеме входящих документов, направив Пегова А.П. в канцелярию. Работник канцелярии была вынуждена принять заявление с приложениями, поставив штамп комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов». По объяснению работника канцелярии, из канцелярии документы были переданы руководителю комитета по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов», а по истечении 25 дней были потеряны. 30 мая 2011 года Пегов А.П. обратился в прокуратуру г.Саратова, поставив в известность контролирующий орган о пропаже документов. Заявитель указывает, что учитывая то, что комитет по архитектуре и градостроительству является структурным подразделением администрации муниципального образования «Город Саратов», ответственность за все действия и бездействия несет орган местного самоуправления Администрации муниципального образования «Город Саратов». На основании изложенного Пегов А.П. просит признать незаконным действие Администрации муниципального образования «Город Саратов», которое выразилось в нарушении административного регламента, обязав Администрацию муниципального образования «Город Саратов» восстановить утерянные документы за свой счет и выдать градостроительный план. В ходе рассмотрения дела к участию в качестве заинтересованного лица была привлечена администрация Октябрьского района муниципального образования «Город Саратов». Также в ходе рассмотрения дела Пегов А.П. в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил свои требования, согласно которым просит признать по тем же основаниям незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», которое выразилось в нарушении административного регламента, обязав администрацию муниципального образования «Город Саратов» подготовить и выдать градостроительный план. В судебном заседании Пегов А.П. и его представитель, поддержали заявленные требования, пояснили, что заявитель настаивает на незаконности бездействия органа местного самоуправления по заявлению Пегова А.П. от 05.05.2011 г., поскольку по настоящее время решение по его заявлению не принято, градостроительный план не выдан. Также уточнил свои требования, согласно которым просит обязать администрацию принять решение по заявлению Пегова А.П. от 05.05.2011 г. о выдаче градостроительного плана земельного участка. Представители комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании считали заявление не подлежащим удовлетворению. При этом не оспаривали, что до настоящего времени какое - либо решение по заявлению Пегова А.П. от 05.05.2011 г. о выдаче градостроительного плана земельного участка не принято, в связи с согласованием в структурных подразделениях. Также в судебном заседании представитель комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» подтвердила, что фактически заявление Пегова А.П. о выдаче градостроительного плана земельного участка поступило в Комитет - 05.05.2011 г. Заинтересованное лицо в судебное заседание не явился, извещено надлежащим образом, представило заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит подлежащими удовлетворению заявленные требования по следующим основаниям. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В силу ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной п.п. 1,7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Статьей 33 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Статьей 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 г. № 59 - ФЗ регламентирован порядок рассмотрения обращений, в соответствии с которым государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Часть 2 статьи гласит, что ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом. Статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: 1) подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; 2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; 3) утверждение правил землепользования и застройки городских округов; 4) утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; 5) выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; 6) ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; 7) принятие решений о развитии застроенных территорий. В судебном заседании установлено, что поступившее на личном приеме 05.05.2011 года в Комитет по архитектуре и градостроительству Администрации муниципального образования «Город Саратов» заявление представителя Пегова А.П. о выдаче градостроительного плана земельного участка (л.д. 5), было зарегистрировано 01.06.2011 г. (л.д. 28). Статьей 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установлено, что письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. В силу статьи 9 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; и т.д. Статьей 12 Указанного Закона установлены сроки рассмотрения письменного обращения, в соответствии с которой письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Заявителем в обращении от 05.05.2011 г. была изложена просьба о подготовке градостроительного плана земельного участка площадью 136 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> «В», для реконструкции жилого дома по указанному адресу (л.д. 28). Согласно ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. Решением Саратовской городской Думы от 10.07.2009 N 42-491 Так в соответствии с п. 1.1. Комитет по архитектуре администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее по тексту Комитет) является отраслевым (функциональным) структурным подразделением администрации муниципального образования "Город Саратов", осуществляющим от имени администрации муниципального образования "Город Саратов" решение вопросов местного значения в сфере архитектуры. Комитет в соответствии с возложенными на него задачами обладает, в том числе следующими полномочиями: Выдает разрешения на строительство, на ввод объекта в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования "Город Саратов", в соответствии с действующим законодательством. При этом комитет осуществляет проверку проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места расположения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям (п. 3.3.). В соответствии с п.п. 3.15., 3.18. Положения, организует и проводит рассмотрение вопросов, относящихся к компетенции Архитектурно-градостроительного совета администрации муниципального образования "Город Саратов"; Осуществляет функции муниципального заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации и решениями Саратовской городской Думы. Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 18 июня 2010 г. № 1539 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков». В соответствии с п. 1.2. Муниципальная услуга предоставляется комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - комитет). Письменные обращения (жалобы) физических лиц по вопросам предоставления муниципальной услуги рассматриваются комитетом в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Пунктом 3.2.2. установлено, что прием заявителей для приема и регистрации документов осуществляется по адресу: <адрес>, <адрес>., 29, кабинет N 8. Документы подаются на имя главы администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - глава администрации): - в канцелярию комитета; - почтовым отправлением. Пункт 3.2.3. данного регламента предусматривает, что регистрация документов осуществляется работником, ответственным за прием документов, поступающих на имя председателя комитета, в день поступления документов с последующим представлением председателю комитета для резолюции. Сформированный пакет документов с резолюцией, проставленной на заявлении председателем комитета, поступает на исполнение специалисту отдела (3.2.4.). Максимальный срок исполнения данной административной процедуры в соответствии с пунктом 3.2.5. составляет один день со дня регистрации поступившего заявления. Согласно указанному административному регламенту предоставление муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры: - прием и регистрация документов; - рассмотрение представленных документов и принятие решения о выдаче градостроительного плана земельного участка или об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка; - оформление и выдача (направление) документов заявителю. Пунктом 2.2.1. регламента установлено, что срок предоставления муниципальной услуги не должен превышать 30 календарных дней со дня получения заявления о предоставлении муниципальной услуги. В соответствии с п.п. 3.4.3., 3.4.4., 3.4.5. Регламента, подготовленный градостроительный план земельного участка либо уведомление об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка с указанием причин отказа направляется на согласование консультанту-архитектору. Согласованный с консультантом-архитектором градостроительный план земельного участка либо уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги подписываются председателем комитета. Согласование проекта распоряжения осуществляется в соответствии с Инструкцией по работе с документами в администрации муниципального образования "Город Саратов". Вместе с тем, как следует из представленных органом, чье бездействие оспаривается, документов по заявлению Пегова А.П. от 05.05.2011 г., как в установленный законом и регламентом тридцатидневный срок со дня обращения Пегова А.П. так и на момент рассмотрения настоящего дела Комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» градостроительный план земельного участка не был подготовлен, также не принято решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги. Администрацией муниципального образования «Город Саратов» не произведено согласование проекта распоряжения, а также не осуществлен контроль за исполнением ее структурным подразделением сроков принятия решения по заявлению Пегова А.П., установленных Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 18 июня 2010 г. № 1539 об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков». При этом перечень документов, представленный Пеговым А.П. к заявлению от 05.05.2011 г., являлся достаточным для принятия решения, а также соответствовал требованиям установленным Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 18 июня 2010 г. № 1539 об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков». Заявитель не уведомлялся о наличии оснований, предусмотренных п. 2.3 регламента, либо о необходимости представить документы, предусмотренные пунктом 2.5. Каких - либо обстоятельств, лишающих возможности уполномоченный орган своевременно принять решение по заявлению Пегова А.П., в ходе рассмотрения дела не установлено. Также Комитетом заявитель не уведомлялся о продлении сроков рассмотрения его заявления. До настоящего времени уполномоченный орган не дал ответ на заявление Пегова А.П. от 05.05.2011 г., что является нарушением положений Постановления администрации муниципального образования «Город Саратов» от 18 июня 2010 г. № 1539 об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков», Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и конституционных прав заявителя на личное обращение в органы местного самоуправления и соответственно своевременное рассмотрение указанного обращения, в связи с чем, бездействие Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации муниципального образования «Город Саратов» является незаконным. Доказательств обратного со стороны органа, чье бездействие оспаривается, суду не представлено. Как следует из п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Суд считает, что законодатель установил порядок и срок для рассмотрения обращений граждан в целях полноценной реализации положения ст. 33 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане Российской Федерации имеют право обратиться лично либо через своего законного представителя в органы местного самоуправления. Следовательно, органы власти обязаны принимать все вытекающие из их компетенции меры к реализации данного конституционного права граждан. Для нормативного закрепления порядка реализации указанного конституционного права 2 мая 2006 г. Президентом Российской Федерации был подписан принятый в апреле 2006 г. Федеральным Собранием Российской Федерации Федеральный закон N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Указанный Закон является обязательным для исполнения всеми государственными органами и должностными лицами, а установленный данным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан в государственные органы и органы местного самоуправления, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Кроме того, порядок рассмотрения обращений граждан, установленный приведенным законом соответствует требованиям, предъявляемым к рассмотрению заявлений граждан,Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 18 июня 2010 г. № 1539 об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительных планов земельных участков». Из смысла приведенных норм действующего законодательства суд приходит к выводу, что заявление Пегова А.П. от 05.05.2011 г. должно было быть рассмотрено в установленный законом срок. Нерассмотрение поступившего заявления заявителя нарушает требования приведенного законодательства, а также является нарушением прав заявителя на получение ответа от органа местного самоуправления в установленный законом срок. В судебном заседании установлено, что заявителю не сообщалось о принятом решении, также не сообщалось о необходимости продления срока рассмотрения либо о направлении заявления в другие органы. На основании изложенного, суд считает, что требования заявителя о несоответствии закону бездействия администрации муниципального образования «Город Саратов», комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившегося в непринятии решения в установленный тридцатидневный срок по заявлению Пегова А.П. от 05.05.2011 года, основаны на действующем законодательстве. Указанное нарушение срока принятия решения, который прямо предусмотрен законом, влечет для заявителя нарушение его прав на своевременное рассмотрение обращения. Таким образом, установлено несоблюдение администрацией муниципального образования «Город Саратов» и комитетом по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» и порядка принятия решения по заявлению Пегова А.П. На основании изложенного ссылка представителей администрации муниципального образования «Город Саратов», комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» на отсутствие нарушения прав заявителя указанным бездействием, является несостоятельной, поскольку прямо противоречит установленным законом правам гражданина Российской Федерации на обращение и рассмотрение его обращений органами местного самоуправления, в установленном федеральным законом порядке. Доказательств, подтверждающих обоснованность допущения бездействия в установленный законом срок, либо наличия обстоятельств, свидетельствующих о невозможности принятия решения в срок, со стороны заинтересованных лиц суду не представлено. Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Учитывая положения п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, суд принимая решение об удовлетворении заявления, не вправе выходить за пределы рассмотренных требований, то есть при оспаривании бездействия суду следует признать бездействие органа незаконным и обязать его рассмотреть заявление в установленный судом срок, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. Поскольку до настоящего времени администрацией муниципального образования «Город Саратов» и ее структурным подразделением комитетом по архитектуре администрации муниципального образования «Город Саратов», не рассмотрено заявление Пегова А.П. и по нему не принято никакого решения, то суд, руководствуясь ст. 12 ГК РФ принимает решение, о возложении обязанности рассмотреть заявление и принять соответствующее решение по заявлению Пегова А.П. от 05.05.2011 г. о подготовке градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> «А», при этом суд не предрешает существа решения, которое обязан принять орган. Срок достаточный для принятия решения суд считает необходимым установить в течение десяти дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу. Согласно приведенным положениям Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года № 2, суд, принимая решение об удовлетворении заявления об оспаривании бездействия, не вправе выходить за пределы рассмотренных требований и предрешать существа решения, которое должно быть принято. В связи с чем по данному делу, суд, признавая бездействие органа незаконным, пришел к выводу о необходимости восстановления нарушенного права заявителя путем обязания уполномоченного органа рассмотреть заявление, при этом, не предрешая существа подлежащего принятию решения. На основании изложенного, заявителю в удовлетворении требований о принятии положительного решения по его заявлению, в рамках рассматриваемого дела об оспаривании бездействия, необходимо отказать. Что касается требований Пегова А.П. о восстановлении его утерянных документов, то в удовлетворении данных требований заявителю необходимо отказать, поскольку весь пакет документов, представленный им в Комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в ходе рассмотрения дела представлен в судебное заседание и оснований полагать, что они утеряны не имеется. В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд решил : признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Саратов», комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов», выразившееся в непринятии решения по заявлению Пегова А.П. от 05.05.2011 г. о подготовке градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> «В». Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов», комитет по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Саратов» в течение десяти дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу рассмотреть заявление Пегова А.П. от 05.05.2011 г. о подготовке градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> «В» путем принятия соответствующего решения. В удовлетворении остальных требований Пегова А.П. отказать. Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение 10 дней. Судья И.В. Бжезовская
(ред. от 07.07.2010) утверждено Положение о комитете по архитектуре администрации муниципального образования "Город Саратов".